Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:47, курсовая работа
Необходимым признаком правонарушения является противоправность. Деяние, которое не нарушает каких-либо норм права, может быть аморальным, нарушением норм общественных организаций, но не правонарушением. Конституция РФ закрепляет принцип, который гласит, что никто не может нести ответственность за деяние, не признававшееся правонарушением в момент его совершения.
Санкция, как и норма
права в целом, представляет собой
результат правотворческой
3. Виды правонарушений
В теории права правонарушения
делятся на два вида – преступления
и проступки. В основе классификации
лежит представление
Согласно ст. 14 УК РФ преступлением
в Российской Федерации признается
виновно совершенное
Как особый вид правонарушений преступления характеризуются следующими признаками:
1) Общественная опасность
преступления выражается, прежде
всего, в том, что оно
2) По степени общественной
опасности все преступления
3) Субъектом преступления
могут быть только физические
лица: граждане и должностные
лица. Государственные органы, учреждения,
политические партии, коммерческие
и некоммерческие организации
не привлекаются к уголовной
ответственности. За их
4) Исчерпывающий перечень
деяний, признаваемых преступлением,
содержится только в одном
федеральном законе –
Составы проступков закрепляются в гражданском, административном, финансовом, трудовом, земельном, экологическом праве и других отраслях права. Проступки подразделяется на три вида – административные, дисциплинарные и гражданско-правовые. В основе деления лежат виды общественных отношений, нарушаемые соответствующими проступками, а также способы применения за них санкций. Так, административные проступки, которыми причиняется значительный ущерб гражданам, иным лицам, являются одновременно и гражданскими деликтами. При этом споры, связанные с его возмещением, рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства, тогда как ответственность за совершение административных проступков применяется в административном порядке.
Административный проступок
– это противоправное виновное деяние,
посягающее на государственный или
общественный порядок, собственность,
права и свободы граждан, установленный
порядок управления, за которое действующее
законодательство предусматривает
административную ответственность. Примерами
административных проступков являются
нарушения правил дорожного движения,
мелкое хулиганство, ввод в эксплуатацию
производственных объектов без устройств,
предотвращающих вредное
Характерная особенность административных проступков заключается в том, что правонарушитель не состоит в трудовых или служебных отношениях с органами или должностными лицами, которые принимают решение о применении к нему санкций. Административные проступки рассматриваются специально созданными органами – административными комиссиями при органах местного самоуправления, судами, органами государственного пожарного надзора, органами железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта, таможенными органами и др. Там, где правонарушитель привлекается к ответственности должностными лицами, связанными с ним трудовыми, образовательными, служебными отношениями, имеет место не административный, а дисциплинарный проступок.
Субъектами административных
проступков могут быть граждане и
должностные лица. Последние подлежат
административной ответственности
за административные проступки, связанные
с несоблюдением установленных
правил в сфере охраны порядка
управления, государственного и общественного
порядка, природы, здоровья и других
правил, обеспечение выполнения которых
входит в их служебные обязанности.
В настоящее время
Дисциплинарный проступок
представляет собой нарушение трудовой
воинской, учебной или иной дисциплины.
Субъектом дисциплинарного
Совершение дисциплинарного
проступка влечет за собой применение
дисциплинарного взыскания
Специфика гражданских правонарушений состоит в том, что их составы не перечисляются в гражданском законодательстве. И в этом нет необходимости. Правонарушениями в гражданском праве признаются любые виновные противоправные деяния, наносящие вред имуществу других лиц либо их личным неимущественным благам: чести и достоинству человека, его деловой репутации, авторским, изобретательским и иным правам.
Ведущим принципом гражданского права является требование полностью возместить убытки, причиненные гражданским правонарушением. Поэтому в зависимости от оснований, влекущих обязанность возместить причиненный вред, выделяют правонарушения, связанные с неисполнением гражданских договоров, и правонарушения, вытекающие из причинения вреда другим лицам.
В гражданском праве вред понимается как любое умаление личного или имущественного блага. Материальный вред связан с имущественными потерями для потерпевшего (утратой или порчей вещи, несением дополнительных денежных расходов, выполнением каких-либо дополнительных действий и др.). Моральный вред может и не влечь материальных утрат, как, например, в случае распространения каких-либо позорящих человека сведений, унижающих его честь и достоинство. Однако современное гражданское законодательство Российской Федерации признает возможным возмещать его в денежной форме. Конечно, такое возмещение носит практически чисто символический характер и служит больше целям наказания правонарушителя, нежели реального возмещения морального вреда.
Субъектами гражданских
правонарушений могут быть граждане
и юридические лица, действовавшие
виновно и противоправно. Однако,
как уже говорилось ранее, в гражданском
праве допускается
Юридическая ответственность
1. Понятие юридической ответственности
Государство, государственные
органы не могут благодушно взирать
на все случаи нарушения установленной
ими законности, попытки отдельных
лиц подменить общеобязательные
нормы права своим «правом» и
удовлетворять свои потребности
за счет нарушения прав и законных
интересов других лиц. В этих ситуациях
государство вынуждено
Как самостоятельный и
необходимый элемент механизма
правового регулирования
1) представляет собой
вид государственного
2) единственным основанием
применения ответственности
3) выражается в применении негативных, отрицательных мер к лицу, совершившему правонарушение.
Юридическая ответственность как вид государственного принуждения характеризуется тем, что таким способом приводится в действие санкция нарушенной нормы права. Негативные последствия нарушения нормы права не возникают само собой, автоматически. Редко какой правонарушитель уподобляется унтер-офицерской вдове, «которая сама себя высекла». Перевод санкции из сферы долженствования в сферу практической деятельности осуществляется государственными органами путем применения к правонарушителю одной из мер, предусмотренных санкцией нарушенной нормы. Государство предписывает правонарушителю действовать определенным образом и принуждает его исполнить предписанное реально. Воля и желание правонарушителя в данном случае не имеют никакого значения. В случае отказа правонарушителя добровольно исполнить предписанное, требуемое поведение будет обеспечено соответствующими государственными органами.
Так, лицу, совершившему административное
или гражданское
Юридическая ответственность
является государственным принуждением,
однако, далеко не всякая принудительная
мера государства является юридической
ответственностью. В механизме правового
регулирования властно-
В числе мер государственного принуждения, не связанных с реализацией юридической ответственности, можно назвать следующие:
1) реквизицию имущества,
изымаемого у собственников по
решению государственных
2) меры, проводимые в профилактических,
предупредительных целях (
3) принудительные меры
применяемые в целях
Основное отличие юридической ответственности от иных форм государственного принуждения состоит в том, что она применяется за совершенное правонарушение. Ответственность носит ретроспективный характер, поскольку представляет собой реакцию государства на прошлое и только противоправное виновное деяние. Реквизиция, меры предупредительного, профилактического характера проводятся по причинам, не связанным с реакцией государства на правонарушителей и поэтому справедливо не рассматриваются как вид юридической ответственности. Равным образом нельзя рассматривать в качестве юридической ответственности меры принудительного медицинского характера, применяемые к неделиктоспособным лицам, страдающим психическим расстройством. Ибо это противоречило бы основным принципам современного права. Именно потому, что невменяемые не могут привлекаться к ответственности, уголовное законодательство и предусматривает особый институт государственного принуждения к лицам, которые совершают общественно опасные деяния, но не могут нести ответственность в общем порядке.
Информация о работе Правонарушения и юридическая ответственность