Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 20:09, курсовая работа
Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Переживая с государством все ступени его исторического, политического, социального, гражданского развития, право становится неотъемлемой его частью, выражающей степень развития общества. Главными задачами такого права являются разработка и установление необходимых и достаточных для государства правил поведения субъектов в общественных отношениях.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Социальные нормы и их классификация 5
2. Право в системе социальных норм регулирования жизни общества 13
2.1. Нормы права как составная часть общей системы социальных норм 13
2.2. Соотношение права и обычаев 16
2.3. Взаимосвязь права и морали 19
2.4. Право и религия 26
2.5. Соотношение права и корпоративных норм 28
3. Право и технические нормы 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Так что право и мораль при всем их глубоком единстве — явления, которые в рамках единой нормативной системы регулирования не находятся в «одном ряду». Они не могут находиться в такой прямолинейной связи, когда одно (мораль) является основным и исходным, а другое (право) — производным и зависимым. Право и мораль — два своеобразных, самостоятельных инструмента социального регулирования, которые взаимодействуют, но взаимодействуют именно как особые, суверенные явления, каждое из которых при опосредовании общественных отношений выполняет свои особые функции и имеет свою особую ценность.
Не
случайно, как подмечено историками
права, юридические установления подчас
были «впереди» господствующей морали,
в большей мере соответствовали требованиям
социального прогресса. Именно через право
шел процесс преодоления кровной мести
— одного из непререкаемых постулатов
морали того времени, шло утверждение
прогрессивных институтов землепользования
и т. д.35 [5, С.124-125]
Религиозные нормы представляют собой правила, которые распространяются на отношения человека с Богом и на связанные с ними общественные отношения. Бог рассматривается как сверхъестественное существо. Религиозные предписания и запреты, а также средства их защиты, по мнению верующих, имеют божественное происхождение, что придает им особый ореол святости, абсолютной истинности.
Религия - одна из древнейших нормативных систем. Еще в первобытном обществе зародились четыре основные формы религии: тотемизм (вера в сверхъестественную силу животных, очеловечивание их), анимизм (вера в одухотворенность окружающей природы), фетишизм (вера в сверхъестественную силу неживой природы и отдельных ее предметов), первобытная магия (вера в сверхъестественную силу различных ритуалов и действий). Современные религиозные нормы не являются едиными, поскольку их воздействие определяется вероисповеданием человека. Естественно, атеисты не подвержены влиянию религиозных норм.
Зафиксированы религиозные нормы современного общества, как правило, в письменных носителях. К их числу относятся: Библия, Коран, Талмуд, Веды и т.д. Нормы языческих религий, характерных для многих народов Африки и Латинской Америки, не имеют пока письменного закрепления и существуют в сознании верующих. Таким образом, нормы религии нельзя считать универсальным регулятором, поскольку даже в пределах одного государства, где охраняется свобода вероисповедания, наблюдается многообразие религиозной принадлежности. Нормы одной религии не распространяются на лиц, исповедующих иную религию.
Религиозные нормы достаточно консервативны, на их формирование уходят столетия и тысячелетия. Однако этот недостаток может рассматриваться и как достоинство: религиозные запреты и требования несут в себе тысячелетний опыт общения людей, выражают элементарные нормы человеческого общежития.
За чистотой веры, за неизменностью религиозных норм строго следит церковь. Это сближает нормы религии и нормы права, поскольку и в том и другом случае в обществе существует особый институт, обеспечивающий действие указанных норм и применение санкций в случае их нарушения. Наиболее опасным нарушением норм права является преступление, в то же время нарушение религиозных запретов - грех.
Нарушение религиозных норм влечет за собой негативные последствия для нарушителя, но эти последствия выражаются или в церковном порицании (самое строгое наказание - отлучение от церкви), или же в угрозе суда Божьего. Подобное обстоятельство делает санкции религиозных норм менее реальными, менее объективными, чем санкции правовых норм.
Религиозные
нормы имеют достаточно специфическое
словесное и смысловое
В современном мире имеется ряд государств, где право и религия теснейшим образом связаны. Речь идет о мусульманском праве и индусском праве, объединяемых в религиозную правовую семью. В европейских государствах право и религия все больше обособляются друг от друга, но это обособление не должно приводить к противостоянию. Правовые и религиозные нормы должны дополнять друг друга. Полное разрушение основ религии не принесет пользы праву, поскольку оставшиеся без защиты формировавшиеся тысячелетиями ценности будут либо забыты, либо получат несвойственную им (а посему и малоэффективную) правовую или иную регламентацию.[17]
Таким образом, характер взаимодействия норм права и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью правовых и религиозных норм с моралью и связью права с государством. Так, государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе. Статья 14 Конституции Российской Федерации гласит: «1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
Корпоративные нормы выступают неотъемлемой частью системы нормативного регулирования общественных отношений. Они вырабатываются на основе взаимодействия индивидуальных воль отдельных членов различных общественных организаций, их слияния.
В
целях организации своей
Вообще
корпоративные нормы можно
Нормы общественных организаций правового характера могут содержатся в совместных актах государственных органов и общественных организаций, но приобретают при этом в большей степени значение правового акта, так как исходят в основном от государства. Все общественные организации могут принимать участие в правотворчестве, однако осуществляют эту функцию в различных формах и разном объеме. Формально - юридически право издавать нормативно-правовые акты закреплено в основном за профсоюзами и отдельными видами коопераций. Следует отметить отсутствие непосредственной связи корпоративных норм с государственной деятельностью. Эти нормы уступают правовым по силе, сфере деятельности, категоричности, однако имеют и преимущества: выражают активность и инициативу, являются самодеятельными, распространяют свое действие за пределы правового регулирования.
Таким образом, корпоративные нормы похожи на нормы права тем, что:
а) закрепляются в письменных нормативных актах-документах (уставах, положениях и др. актах);
б) внутрисистемные;
в) имеют четко выраженный предоставительно-обязывающий характер;
г) требуют внешнего контроля за реализацией и поддаются такому контролю;
д) обладают фиксированным набором средств обеспечения реализации своих норм.
Отличает их от норм права то, что они, во-первых, выражают волю и интересы членов данной организации и распространяют свое действие на них;
во-вторых, регулируют прежде всего внутриорганизационные отношения;
в-третьих, санкционированы специфическими (для каждой организации) мерами воздействия.
Правовые нормы создают базу для организации и деятельности общественных организаций (объединений). Положения, содержащиеся в Конституции РФ (ст. 6, 7, 13, 30, 52, 96 и др.), федеральном законе «Об общественных объединениях» и других законодательных актах, определяют сферу действия корпоративных норм, их гарантируемость. Право запрещает создавать вредные для общества и государства объединения, выходить в своей деятельности за пределы целей и задач, определенных уставом. [19.]
Если попытаться сделать краткий вывод по всему вышесказанному, то необходимо отметить следующее: нормы права и корпоративные нормы имеют общие черты, различие между ними - в степени обеспечения: если нормы права принимаются государством и обеспечиваются его принудительной силой, то нормы общественных организаций ими же, то есть силой общественного мнения данной общественной организации, обеспечиваются. Кроме того, необходимо отметить определенный приоритет права, признаваемый в нормах общественных организаций.
В юридической литературе понятием «технические нормы» охватывают в ряде случаев все нормы, связанные с производством, характеристикой машин, аппаратов, производственных процессов. Иногда называются «технологические» и «другие нормы». Отметим, что в природе, в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в трудовых операциях, на транспорте, в строительстве, связи и т.д. действует множество норм. Большое число норм характеризует функционирование человека как биологического существа, объекта природы, а также норм, связанных с характером мер по обеспечению здоровья человека, оказанию ему медицинской и лекарственной помощи.
Осуществляя
роль одного из стимуляторов научно-технического
прогресса, право воздействует на него
во многих отношениях и формах. К важнейшим
из таких форм относится воздействие права
на организацию управления производством
как на его социально-экономическую, так
и на организационно-техническую стороны.
Воздействие направлено на повышение
технического уровня производства, введение
новых, эффективных технологий, повышение
качества продукции, улучшение условий
труда. Это воздействие осуществляется
путем закрепления в юридических актах
научно-технических и технологических
норм и правил, организационно-
Научно-технические, технологические нормы, получившие положительную социальную оценку, в определенном порядке закрепляются в юридических актах и приобретают значение государственного стандарта. Стандарт - это нормативная характеристика материала, его качества, утвержденная компетентным государственным органом и выраженная в юридическом акте. Проблема стандартизации является одной из актуальных и важных в развитии хозяйственного потенциала страны, в обеспечении ее обороны, в расширении торговых связей с зарубежными государствами.[12]
Относительно природы технических норм существует две позиции: одни авторы вообще не относят их к социальным нормам, другие - считают их социальными. Действительно, технические нормы своеобразны. Содержание их определяется законами природы и техники; регламентируют не отношения между людьми, а отношения человека к объектам природы и техники; в качестве мер их обеспечения выступают негативные последствия нарушения естественных законов, технических правил. Тем не менее, думается, что технические нормы следует считать разновидностью социальных норм, так как:
а) главным объектом регулирования всех социальных норм является поведение людей. На тот же объект направлены и технические нормы;
б) технические нормы имеют социальное значение, которое с развитием технической сферы, искусственной среды обитания человека все возрастает. На данный момент нет более актуальной «технической» нормы, чем та, которая определяет взаимоотношения человека и природы. Другое дело, что по уровню социальной значимости технические нормы могут существенно различаться, и именно этот признак имеет наибольшее значение в оценке «социальности» технических норм. Например, социальная значимость поломки бытовой техники в результате нарушения правил обращения с ней практически равна нулю. Хотя опять-таки нарушение технических норм обращения с бытовыми электроприборами может привести к такому бедствию, как пожар.[19]
Наиболее значимые технические нормы снабжаются правовыми санкциями и становятся технико-юридическими нормами. И здесь можно найти еще один аргумент в пользу принадлежности технических норм к социальным. Однако, закрепление технической, технологической, экологической, санитарно-гигиенической нормы в юридическом акте не изменяет ее природу, не делает техническую норму социальной.
Конечно, это не отвергает социальную значимость или, так сказать, «социальную включенность» этой нормы. Человек не создает объективных свойств вещества. Эти свойства, физические, химические, являются природными. Человек открывает свойства веществ, закономерности, нормы, характерные для этих веществ, их взаимодействие друг с другом, дает им социальную оценку, т.е. признает их полезность, целесообразность и использует их. Нормы природы, техники, технологических процессов не превращаются в социальные, они остаются природными, техническими, даже становясь «социально охваченными».
Информация о работе Право в системе социальных норм регулирования жизни общества