Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 04:54, контрольная работа
Право собственности в Риме не было единственным вещным абсолютным правом, т.е. правом, имеющим своим предметом непосредственно вещь и защищаемым против любого нарушителя.
Кроме права собственности к вещным и абсолютным правам относились также права на чужие вещи ( iura in re aliena ). Поскольку это были права на вещи, принадлежащие каким-то другим лицам (не собственникам), то понятно, что лицо, имеющее право на чужую вещь, не могло иметь таких обширных правомочий, как собственник, который мог по римскому праву делать со своей вещью всё, что ему угодно, за исключением лишь того, что ему было прямо запрещено законом.
3.3 Защита сервитутного права.
1. Сервитутное право защищалось абсолютным иском, называемым actio confessoria, лицо, которое считает себя управомоченым по сервитутному праву, имеет на случай нарушения этого права этот иск. Исцом является лицо, претендующее на сервитут. Ответчиком является лицо, которое нарушает сервитут или грозит его нарушить. Целью иска является признание сервитута и установление состояния, которое соответствует сервитутному праву, возмещение убытков от нарушения права и обеспечение от дальнейших нарушений. Истец должен доказать наличность своего сервитутного права и нарушение его ответчиком.
2. Аctio negatoria. Если кто-либо неправомерно присваивает себе сервитут, то собственник вещи может предъявить этот иск, чтобы добиться признания свободы своей вещи от сервитута. Исцом является собственник вещи, по отношению к которой ответчик присваивает себе сервитут, а также суперфициар, эмфитевта, залогоприниматель этой вещи. Ответчиком является всякий, кто словом или делом выражает притязание на сервитут на вещь исца. Целью иска является признание свободы вещи от сервитута, возмещение убытков, происшедших от действия отвечика.
3.
Поссесорная защита сервитутов.
Владение некоторыми сервитутами пользуется
поссесорной защитой ,т.е. защищается,
как таковое, независимо от вопроса о праве
на сервитут лица, владеющего сервитутом.
4. Узуфрукт и аналогичные права.
4.1 Узуфрукт.
К числу личных сервитутов относился узуфрукт, который определяется как право пользования чужой вещью и получения от нее плодов с сохранением в целости субстанции (сущности) вещи.
В качестве личного сервитута узуфрукт был правом пожизненным или на срок, но не переходил на наследников узуфруктария (то есть имеющего это право), не мог отчуждаться, отчего являлся непременно срочным: его продолжительность во времени ограничена по крайней мере жизнью выгодополучателя. Возможность установить узуфрукт в пользу universitas (продолжительность существования которой не ограничена временем жизни ее членов) классики мотивируют тем, что гражданская община может утратить его из-за неиспользования. Или сама прекратить существование, как это было с Карфагеном. Для узуфрукта, устанавливаемого в пользу муниципия, была предусмотрена возможно в провинциальных эдиктах по аналогии с длинной жизни человека предельная продолжительность в 100 лет.
Сущность института узуфрукта состоит в том, что одному лицу (узуфруктарию) принадлежат отдельные – связанные с потребительской стоимостью вещи полномочия собственника, тогда как титул и право распоряжения остаются у ее собственника. «Право собственности при этом не пребывает в «подвешенном состоянии», а субъективная юридическая ситуация dominus proprietas не сводится к правомерному ожиданию восстановления вещи. Например, приобретения, сделанные рабом, обремененным узуфруктом обращаются в пользу собственника за исключением того случая, когда они сделаны на средства узуфруктария».
Объектом узуфрукта может быть любая плодоносящая и непотребляемая в процессе ее хозяйственного использования вещь. Выгодополучатель присваивает плоды от такой вещи и имеет право пользоваться ею не меняя ее хозяйственного назначения.
Юрист Павел определил узуфрукт как право пользования и извлечения плодов из чужих вещей, но не на субстанцию вещи. Использование вещи не по назначению римское право квалифицирует как злоупотребление собственностью. Узуфруктарий не имеет право производить улучшения вещи, не то чтобы ухудшать ее качество. Причина отсутствия у узуфруктария права владения заключается прежде всего в защите непосредственной связи с вещью.
Собственник вещи, обремененной узуфруктом оказывается лишенным практически всех полномочий. Гай называет такую собственность голой. «Голый» собственник не может установить сервитут на свою вещь (даже с согласия узуфруктария), изъять ее из оборота (например, переведя участок в категорию религиозных вещей) или отпустить на волю раба (в таком случае раб остается рабом, но без господина). «Отсюда – распространенные в прошлом концепции узуфрукта как временной собственности, собственности на плоды, совместной собственности, а также – функционально разделенной собственности. … Эти искусственные конструкции не применимы к римскому праву. Узуфруктарий не может считаться собственником уже потому, что его полномочия являются временными. Только крайний упадок научного уровня правовой мысли в постклассическую эпоху мог привести к трактовке узуфрукта как временной собственности, подлежащей возврату».
Узуфрукт защищался посредством специального вещного иска – vindicatio ususfructus. Этот иск мог быть вчинен против голого собственника и против любого третьего лица. Этот же иск использовался узуфруктарием и для защиты сервитутов, установленных в пользу имения, поскольку на кофессорный иск о сервитуте был управомочен только собственник.
Узуфрукт
прекращался смертью или в
результате умаления правоспособности.
Только при Юстиниане минимальное
умаление правоспособности перестает
быть основанием для прекращения
узуфрукта, а в классическую эпоху этот
эффект имело любое ограничение правоспособности.
Также узуфрукт прекращается с наступлением
конечного срока или реализацией отменительного
условия, поставленного при совершении
акта установления, или при совпадении
собственника и узуфруктария в одном лице.
Прекращение узуфрукта могло быть вызвано
гибелью вещи или ее качественной трансформацией
(когда возникал новый вид вещи) или добровольной
уступки узуфрукта в пользу собственника
посредством in iure cessio в форме негаторного
иска об узуфрукте.
Кроме собственно узуфрукта, источники знают точное название quasi-ususfructus, введенный каким-то сенатусконсультантом. С точки зрения его юридической конструкции этот институт имеет мало общего с узуфруктом. Здесь сервитута, право на чужую вещь, не возникает. Он совпадает с узуфруктом лишь в своих экономических целях. Под квазиузуфруктом разумеется перенос вещей в собственность другого лица с правом их потребления, причем это лицо обязуется по истечению определенного срока возвратить равное количество таких же вещей или, при наличности особого соглашения, возместить ценность этих вещей в деньгах.
Предметом
квазиузуфрукта могут быть не только
телесные вещи, но и права требования,
обязательства. Чаще всего квазиузуфрукта
служат обязательствные права, имеющие
своим предметом предоставление денег
или иных заменимых вещей. В таком случае
узуфруктуар может взыскать по требованию
и получает взысканную сумму в собственность.
По окончании квазиузуфрукта он должен
вернуть ту сумму, которую он в взыскал
или должен был взыскать с должника.
Usus это есть право пользования вещью без права на плоды вещи. Это право имеет значительно меньший объем, нежели узуфрукт. Узуар может пользоваться только самой вещью и только лично. Он не имеет права передавать другим лицам осуществления своего пользования даже по обязательственной сделки. Впрочем, это положение не проводилось вполне последовательно. Узуар дома мог не только сам жить в ломе, но помещать в нем свою семью, рабов и слуг и даже принимать постояльцев. Он не мог только сдать дом внаймы, не живя в нем сам. Запрещение пользоваться плодами не проводилось последовательно. Узуар мог пользоваться плодами вещи для своих личных потребностей, он не мог только продавать их.
В
остальном узуар подлежит тем
же ограничениям в пользовании вещью,
и на нем лежат те же обязательственные
обязанности, как на узуфрукте. Но он
несет по содержанию вещи в меньших
размерах чем узуфруктуар. Его право
неделимо. Прекращается оно вследствие
смерти узуара.
Этот
сервитут дает право жить в чужом
доме. Так как право, известное
под этим именем, оставлялось обыкновенно
по завещанию с целью предоставить
алименты, то оно подчинялось другим
нормам, чем право пользования, согласно
иной цели института. Субъект этого права
мог возмездно передавать другим лицам
осуществление своего права. Право его
не прекращалось в силу непользования
им.
4.5 Operae servorum sive animalium.
Это
право пользоваться услугами чужих
рабов или животных. Оно отличается
теми же особенностями как и право жить
в чужом доме, то есть не прекращается
в следствии не пользования и осуществлении
его может быть возмездно передано другим
лицам.
5. Эмфитевзис и суперфиций.
Эмфитевзис
и суперфиций представляют вещные права
пользования чужой землей или зданием.
В этом они сходны с сервитутами, которые
так же являются правами пользования чужой
вещью. Но существенное различие между
сервитутами и этими видами прав на чужую
вещь состоит в том, что сервитуты весьма
ограничены или по объему власти (предиальные
сервитуты), или по своей продолжительности
и личному характеру (личные сервитуты),
и что по сравнению с правом собственности
на вещь они имеют второстепенное значение.
Напротив, эмфитевзис и суперфиций – права
с широким содержанием, которые переходят
к наследникам и отчуждаемы.
5.1 Эмфитевзис.
Эмфитевзис
имеет право долгосрочного
2 % покупной
платы или цены эмфитевзиса.
Эмфитевта обязан уплачивать
собственнику установленную
Защищает свое право эмфитевта вещными исками, аналогичными с исками собственника.
Эмфитевзис применимо только к недвижимостям и притом преимущественно к сельским участкам. Остановляется эмфитевзис по договору между собственником земли и эмфитевтой.
Прекращается эмфитевзис, помимо общих способов прекращения вещных прав, еще в следующих случаях:
- в случае ухудшения им участка;
- в
случае невзноса в течении
трех лет канона или
- в
случае отчуждения эмфитевтой
своего права без соблюдения
указанных выше обязанностей.
5.2 Суперфиций.
Нельзя иметь права собственности на строение, не имея права собственности на землю, на которой оно стоит: дом, по римскому воззрению, есть составная часть почвы. Он не может быть объектом самостоятельных прав и принадлежит собственнику земли. Но римское право знает такое вещное право пользования чужой землей, которое дает возможность наследственно обладать на чужой земле зданием и передавать это обладание другим лицам.
Наследственное
и отчуждаемое право
Суперфициар
имеет широкое право
Для защиты своего права он пользуется вещными исками, подобными искам собственника.
С другой стороны, он оюязан нести все расходы по содержанию вещи и вносить арендную плату собственнику. Но при отчуждении права он не связан обязанностями, лежащими на эмфитевте.