Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 18:52, курсовая работа
Человеческое общество представляет собой сложный организм, который является единым целым и вместе с тем состоит из огромной массы изолированных, самостоятельных индивидов, групп, организаций. Состояние, при котором человеческие отношения отличаются устойчивостью, организованностью, достигается лишь благодаря наличию в обществе механизмов саморегуляции.
Без преувеличения, основу нормативного регулирования в человеческом обществе составляют право и мораль. Однако в каком соотношении они находятся, как взаимодействуют, в какой степени и как влияют друг на друга? Ответы на все эти вопросы позволяют наиболее точно определить как сущность этих фундаментальных явлений человеческого общества – права и морали, так и особенности их реализации.
Введение.3
1. Понятие и сущность права и морали.
1.1. Понятие права.4
1.2. Понятие морали.
2. Сущность взаимодействия права и морали.
Заключение.
Список литературы.
Специфика правовых санкций состоит не только в их жесткости и формальной определенности, а в способах обеспечения, которые неразрывно связаны с государством, располагающим особым набором средств и институтов, способных принуждать к соблюдению правовых норм.
В отличие от права мораль располагает иным "защитительным" механизмом - силой общественного мнения, социально-психологических стереотипов, традиций и привычек духовно-практической жизни людей43.
Мораль обеспечивается силой общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов. В моральном отношении человек может быть крайне отрицательной личностью, но юридической ответственности он не подлежит, если не совершил никаких противонравственных поступков.
Нарушение же нормы права всегда пресекается государством, так как эта норма - властное требование.
Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.д. Право не должно переходить свои границы и вторгаться в сферу личной жизни людей, те же государства, которые вторгались в них, характеризуются недемократическими режимами, отвергающими демократические принципы и основывающиеся на подавлении личности. Здесь действуют моральные, этические и другие социальные нормы, традиции, привычки, обыкновения. Нравственность в отличие от права проникает во все поры и ячейки общества, ее оценкам поддаются в принципе все виды и формы взаимоотношений между людьми. Она "универсальна и вездесуща"44.
Таким образом, специфичность норм права и норм морали (нравственности) определяется по происхождению, по способам их установления и формирования, по сфере действия, по методам их обеспечения, по степени детализации, по форме их выражения, фиксации, по структурной организации, по уровню требований, по используемым категориям, по характеру и порядку ответственности, по характеру и способам их воздействия на сознание людей. Различны и исторические судьбы права и морали.
Соотношение норм права и морали заключается не только в их единстве и различии, но и взаимодействии45.
Право и мораль - два своеобразных, самостоятельных института социального регулирования, они взаимодействуют, но взаимодействуют именно как особые, суверенные явления, каждое из которых при опосредовании общественных отношений выполняет свои особые функции и имеет свою особую ценность.
Самый существенный момент взаимосвязи права и морали заключается в том, что при всей самостоятельности, суверенности права и морали они все же находятся в глубоком единстве.
С этой точки зрения право должно быть морально обосновано, иметь своего рода легитимацию с позиций господствующей, общепринятой морали.
Есть тут и принципиальный сущностный момент. Право призвано воплотить, актуализировать, сделать реальной одну из высших моральных ценностей, имеющую общецивилизационное значение, - справедливость (что было освещено выше).
Не случайно поэтому категории "право", "правда", "справедливость" на всех этапах цивилизации рассматривались как нечто единое, нераздельное.
Тесная взаимосвязь норм права и морали определяет их социальное и функциональное взаимодействие. Они поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, формировании у граждан должной юридической и нравственной культуры правосознания. Их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью.
Заключение.
Таким образом,
в результате проведенного исследования
можно сделать следующие
Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия. Внимательное сопоставление права и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволяет более глубоко познать оба эти явления.
Единство права и морали состоит в том, что:
во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;
во-вторых, право
и мораль преследуют в конечном счете
одни и те же цели и задачи - упорядочение
и совершенствование
в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирования - общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;
в-четвертых, право
и мораль в качестве нормативных
явлений определяют границы должных
и возможных поступков
в-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;
в-шестых, право
и мораль выступают в качестве
фундаментальных
Отличительные особенности права и морали заключаются в следующем:
1. Право и
мораль различаются прежде
По-другому формируется мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей.
2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения.
3. Право и
мораль различаются по форме
их выражения, фиксации. Если правовые
нормы закрепляются в специальн
4. Право и
мораль различаются по характер
5. Право и
мораль различаются по
6. Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции. Например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления. Мораль не терпит никакого антиобщественного поведения, в чем бы оно ни выражалось, в то время как право наказывает наиболее злостные случаи таких эксцессов.
7. Право и
мораль различаются по сферам
действия. Моральное пространство
гораздо шире правового,
9. Наконец, у
права и морали различные
Всякое противоправное поведение, как правило, является также противонравственным. Право предписывает соблюдать законы, того же добивается и мораль. Во многих статьях Конституции России, Декларации прав и свобод человека, других важнейших актах оценки права и морали сливаются. Это и неудивительно - ведь право, как уже говорилось, основывается на морали. Оно не может быть безнравственным. Цели у этих двух регуляторов в конечном счете - одни.
Список литературы.
1 Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2004. С. 85.
2 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений. М., 2002. С. 71.
3 Пиголкин А.С. Теория государства и права. М., 2006. С. 91.
4 Пиголкин А.С. Теория государства и права. М., 2006. С. 92.
5 Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997. С. 21.
6 Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2004. С. 86.
7 Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2004. С. 87.
8 Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997. С. 22.
9 Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2002. С. 56.
10 Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2004. С. 89.
11 Там же, С. 90.
12 Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 18.
13 Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997. С. 24.
14 Сорокина Ю.В. К вопросу о правопонимании. // Адвокатская практика, 2006 № 6. С. 30.
15 Барциц И.Н. Правовое пространство России: понятие, ресурсы, признаки. // Политическая наука. Вып. 3. М., 2003. С. 43.
16 Комаров С.А. Теория государства и права: Курс лекций. М., 1996. С. 61.
17 Сорокина Ю.В. К вопросу о правопонимании. // Адвокатская практика, 2006 № 6. С. 31.
18 Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2002. С. 58.
19 Барциц И.Н. Правовое пространство России: понятие, ресурсы, признаки. // Политическая наука. Вып. 3. М., 2003. С. 43.
20 Пиголкин А.С. Теория государства и права. М., 2006. С. 90..
21 Пиголкин А.С. Общая теория права. М., 2006. С. 170.
22 Кобликов А.С. Юридическая этика. М., 1999. С. 4-5.
23 Кобликов А.С. Юридическая этика. М., 1999. С. 5.
24 Кобликов А.С. Юридическая этика. М., 1999. С. 6.
25 Кобликов А.С. Юридическая этика. М., 1999. С. 6-7.
26 Проблемы судебной этики/Под ред. М. С. Строговича. М., 1974. С. 7.
27 Морхарт П.М. Право, закон, нравственность в деятельности судьи (некоторые аспекты). // Государственная власть и местное самоуправление, 2007 № 3. С. 32-33.
28 Морхарт П.М. Право, закон, нравственность в деятельности судьи (некоторые аспекты). // Государственная власть и местное самоуправление, 2007 № 3. С. 34.
29 Спиркин А.С. Философия. М., 2004. С. 361.
30 Спиркин А.С. Философия. М., 2004. С. 362.