Право и мораль: проблемы соотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Человеческое общество представляет собой сложный организм, который является единым целым и вместе с тем состоит из огромной массы изолированных, самостоятельных индивидов, групп, организаций. Состояние, при котором человеческие отношения отличаются устойчивостью, организованностью, достигается лишь благодаря наличию в обществе механизмов саморегуляции.
Без преувеличения, основу нормативного регулирования в человеческом обществе составляют право и мораль. Однако в каком соотношении они находятся, как взаимодействуют, в какой степени и как влияют друг на друга? Ответы на все эти вопросы позволяют наиболее точно определить как сущность этих фундаментальных явлений человеческого общества – права и морали, так и особенности их реализации.

Содержание

Введение.3
1. Понятие и сущность права и морали.
1.1. Понятие права.4
1.2. Понятие морали.
2. Сущность взаимодействия права и морали.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

 

Право и мораль: проблемы соотношения.

 

Содержание.

 

 

 

Введение.

3

1. Понятие и  сущность права и морали.

1.1. Понятие права.

4

4

1.2. Понятие морали.

11

2. Сущность взаимодействия  права и морали.

20

Заключение.

28

Список литературы.

31


 

 

Введение.

Человеческое общество представляет собой сложный организм, который является единым целым и вместе с тем состоит из огромной массы изолированных, самостоятельных индивидов, групп, организаций. Состояние, при котором человеческие отношения отличаются устойчивостью, организованностью, достигается лишь благодаря наличию в обществе механизмов саморегуляции.

Без преувеличения, основу нормативного регулирования  в человеческом обществе составляют право и мораль. Однако в каком  соотношении они находятся, как взаимодействуют, в какой степени и как влияют друг на друга? Ответы на все эти вопросы позволяют наиболее точно определить как сущность этих фундаментальных явлений человеческого общества – права и морали, так и особенности их реализации.

Нужно подчеркнуть, что проблема соотношения права и морали является одной из основополагающих в теории государства и права. К ней неоднократно обращались ученые разных поколений. Соответственно, литература по данной теме достаточно обширна. Вместе с тем, следует признать, что современный этап развития российского общества – проходящий в условиях трансформации всех его сфер – диктует необходимость нового обращения к проблеме соотношения права и морали.

Таким образом, цель данной работы – исследовать  проблему взаимодействия права и морали. Исходя из цели сформулированы и задачи:

- раскрыть понятие  права;

- изучить понятие  морали;

- сформулировать  общее и различное во взаимодействии права и морали.

 

 

1. Понятие и  сущность права и морали.

1.1. Понятие права.

Право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества.

Чем же отличается право как особый вид социальной регуляции от обычаев родового строя, от других видов социальной регуляции - нравственности, традиций, от технических приемов использования орудий труда и природных условий в жизни людей?1

Внешним, наиболее очевидным из таких отличительных свойств права по сравнению с другими видами социальной и технической регуляции поведения людей является тот факт, что само возникновение и существование права тесно связано с возникновением и функционированием государства, с деятельностью государственного механизма2.

Государство осуществляет свои функции установления в обществе единого порядка путем издания обязательных для всех законов либо санкционирования установившихся обычаев и создания судебных прецедентов. Через свои органы оно также обеспечивает исполнение норм права и предусмотренных ими прав и обязанностей и их охрану от нарушения. Право, юридические права и обязанности, акты применения права необходимы, таким образом, для функционирования государственной власти3.

В то же время  сами правовые нормы не могут возникнуть и приобрести общеобязательное значение в обществе без официального законодательного решения государства. Применение, реализация правовых норм всегда поддерживается государственным принуждением в силу наличия общественных противоречий, конфликтов, антагонизмов. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т.п.

Связь права  с государством выражается и в  системе официального воспитания населения в духе уважения к законам, в различных государственных поощрениях за добросовестное исполнение законов и т.п. Однако эти взаимосвязи характерны и для иных форм социального регулирования. Первые же две - установление государством и обеспеченность мерами принуждения типичны именно для государственной политико-правовой системы4.

Наряду с  правом в цивилизованном обществе действуют  другие социальные нормы: нормы нравственности, обычаи, нормы общественных организаций, религиозные ритуалы, заповеди и предписания. Они также играют важную роль в регулировании общественных отношений. На их основе возникают моральные, традиционные, корпоративные либо религиозные права и обязанности людей. Однако право, выступая общеобязательным государственным регулятором общественных отношений, существенно отличается от иных социальных норм5.

Во-первых, право  представляет собой единственную систему  норм, обязательных для всех членов общества. Другие нормы обязательны  для отдельных социальных групп или не являются обязательными для всех. Например, многие обычаи в развитом цивилизованном обществе имеют либо местное, либо внутрисословное значение. Нормы общественных организаций обязательны для членов данной организации. Религиозные предписания, обряды и ритуалы разнятся для лиц, исповедующих различные религии6.

Во-вторых, если исполнение норм права и защита прав обеспечиваются и защищаются государством, то все иные социальные нормы лишь поддерживаются государством при условии, если они соответствуют его законам или иным нормам права. Однако их соблюдение не обеспечено государственным принуждением.

В-третьих, если нормы права устанавливаются  или санкционируются государством, все другие социальные нормы либо возникают в форме стабильных убеждений людей, общественного мнения (нравственные и религиозные нормы, обычаи), либо устанавливаются общественными объединениями (корпоративные нормы).

В-четвертых, нормы  права обязательно выражены в  официальной форме: закреплены в  законах, иногда - в судебных решениях и т.п. Они обладают наибольшей степенью формальной определенности, четкости закрепления прав и обязанностей по сравнению с моралью и обычаем. Нормы права образуют также разветвленную и детализированную систему, отличающуюся внутренним единством, логической взаимосвязью. Нормы обычая и морали закрепляют главным образом общие принципы или эталоны поведения. Нормы общественных организаций более ограничены по сфере своего действия, различны по содержанию для разных видов организаций, т.е. не образуют единой системы, менее детализированы, чем система правовых норм7.

Поскольку право  неразрывно связано с государством, которое обладает самостоятельностью и высшей властью в пределах своей  территории (суверенитетом), то правовые системы выступают, прежде всего, как индивидуальные системы права каждого государства («национальные системы»). Различие между этими системами может быть очень значительным. Например, право Франции, наиболее передовой страны капитализма в XIX в., значительно отличалось от права Австрии, Германии, России, в которых были сильны феодальные пережитки, консервативные традиции8.

Однако правовые системы отдельных государств испытывают некоторые общие политические и  идеологические влияния, действие единых экономических и культурных закономерностей, образуя в течение длительного исторического развития определенные группы (или «семьи») правовых систем. Примером могут служить англосаксонская и романо-германская группы правовых систем, возникшие в Европе, традиционные системы мусульманского, индусского права, сложившиеся в странах Азии9.

Особое место  занимало и занимает международное  право, которое существенно отличается от внутригосударственного права. Во-первых, оно создается в общении между государствами путем заключения разнообразных соглашений, договоров и конвенций (многосторонних договоров). Нормы и институты международного права основаны на достижении согласия между государствами, а не на господстве, приоритете воли одних государств перед другими10.

В современном  международном праве ведущую  роль играет участие государств мирового сообщества в образовании и деятельности международных (ООН, Европейский Союз, ЮНЕСКО) и многих других специальных и региональных организаций. Участие в них открыто для всех государств мира. Выполнение пактов и рекомендаций международных организаций зависит от принятых на себя каждыми государствами обязательств. Главными целями международного права, основанного на принципах ООН, является поддержание прочного мира и соблюдение прав человека в каждом из государств - членов ООН. Ведущие государства мира, в том числе и Россия, признали в своих конституциях общепризнанные принципы и нормы международного права и заключенные ими международные договоры составной частью своих правовых систем11.

Если раньше, в предшествующие эпохи развития человечества, право представляло собой в первую очередь орудие господства определенной части общества, обладающей средствами производства (рабовладельцы, феодалы, промышленная и торговая буржуазия), то ныне в развитых цивилизованных странах оно выражает волю всего общества в целом и направлено на то, чтобы охранять и защищать интересы личности, согласовывать потребности различных социальных слоев в государстве (предприниматели, интеллигенция, фермеры, расовые, национальные и иные общности и т.д.), координировать их интересы, быть арбитром в разрешении конфликтов между людьми и их коллективами. Это средство достижения оптимального согласования между общественными, групповыми и индивидуальными интересами, общенациональным благом и частными потребностями конкретного индивида12.

Без права не может существовать современное  общество, это объективно необходимый  элемент мировой цивилизации. Прежде всего, оно является важным инструментом регулирования экономических отношений в обществе, обеспечения нормального функционирования хозяйственного механизма внутри страны, а также оптимальной организации международного экономического сотрудничества13.

В социалистическом государстве экономика, основанная на государственной собственности на средства производства, практически полностью регулировалась правовыми средствами, объем и направление производства определялись таким юридическим документом, как план. Законом определялись количество, ассортимент и цены выпускаемой продукции, адреса распределения, источники денежных и материальных ресурсов, заработная плата и т.д.

В условиях же рыночной экономики право, гарантируя свободу  предпринимательства и частной собственности, суверенитет предпринимателя, выполняет иные функции. Оно определяет общие условия нормального функционирования хозяйственного механизма, обеспечивает ритмичную согласованную работу всех его звеньев14.

Закон устанавливает  и гарантирует равноправное существование  различных форм собственности (частной, государственной, муниципальной и др.), определяет права и обязанности участников хозяйственного оборота, порядок разрешения имущественных споров, ценообразование, защиту прав потребителей. Он также устанавливает меры юридической ответственности за неисполнение договорных обязательств и имущественный вред, за порочные, вредные для общества и отдельной личности формы ведения хозяйства (злоупотребление рекламой, товарным знаком, монополизация отдельных отраслей экономики, производство наркотиков и др.), обеспечивает заботу о социально незащищенных слоях населения (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, безработные и др.). Наконец, без закона невозможна бюджетно-финансовая деятельность в государстве (налоговая политика, кредитование хозяйственной деятельности, банковское дело, составление государственного бюджета и контроль за его исполнением и т.д.)15.

Роль права  объективно необходима также для  обеспечения подлинного народовластия  в стране, установления и охраны институтов демократии. Конституция и другие законы определяют порядок свободных выборов высшего представительного органа и президента страны, их полномочия и порядок деятельности, взаимоотношение законодательной и исполнительной властей, судебный и прокурорский контроль за исполнением законов, организацию деятельности всех звеньев механизма государства. Без развернутой системы права невозможны также установление, обеспечение и эффективная охрана прав и свобод личности, забота о человеке, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Не менее важна также роль права в регулировании трудовых, брачно-семейных отношений, в обеспечении рационального использования природных богатств и экологической безопасности16.

Объективная потребность  права связана также с необходимостью обеспечить дисциплину, без которой невозможно современное цивилизованное сообщество людей, ответственность граждан перед обществом и государством, решительно и эффективно бороться с деяниями, которые наносят ущерб общественным отношениям, правам и интересам личности, хозяйственным структурам, искоренить такое уродливое явление, как преступность, и иные формы нарушения общественного порядка17.

Наконец, не менее  значительна роль права в современных  условиях как действенного инструмента  расширения экономического, политического, культурного и иного сотрудничества между государствами, обеспечения мира между народами, разоружения, предотвращения конфликтов в различных регионах земного шара, установления единого мирового порядка18.

Информация о работе Право и мораль: проблемы соотношения