Право и мораль: проблемы соотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Человеческое общество представляет собой сложный организм, который является единым целым и вместе с тем состоит из огромной массы изолированных, самостоятельных индивидов, групп, организаций. Состояние, при котором человеческие отношения отличаются устойчивостью, организованностью, достигается лишь благодаря наличию в обществе механизмов саморегуляции.
Без преувеличения, основу нормативного регулирования в человеческом обществе составляют право и мораль. Однако в каком соотношении они находятся, как взаимодействуют, в какой степени и как влияют друг на друга? Ответы на все эти вопросы позволяют наиболее точно определить как сущность этих фундаментальных явлений человеческого общества – права и морали, так и особенности их реализации.

Содержание

Введение.3
1. Понятие и сущность права и морали.
1.1. Понятие права.4
1.2. Понятие морали.
2. Сущность взаимодействия права и морали.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.) 31.

Моральные принципы — одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов  относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм — признание человека высшей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение ближнему; милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма — противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма — предпочтения собственных интересов интересам всех других32.

Кроме принципов, характеризующих  сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования33.

Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал  по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724—1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма34.

 

 

 

2. Сущность  взаимодействия права и морали.

История развития цивилизации  свидетельствует, что право и  мораль как составные части духовной культуры общества органически связаны  друг с другом. Правовая система  государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего  общества требования морали, нравственные установления. Законодательная власть в работе по совершенствованию права должна учитывать состояние общественной морали, нравственной культуры населения страны, чтобы разрабатываемые ею законы были справедливыми и востребованными обществом.

Внимательное сопоставление  права и морали, выяснение их единства, различия и взаимодействия позволят более глубоко познать эти  явления.

Сходство морали и  права проявляется в том, что  они представляют собой разновидности  одного и того же общественного явления - единой системы социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования, следовательно, имеют нормативное содержание, в силу чего регулируют поведение людей в обществе.

Право и мораль имеют  одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в общественные отношения организующих начал, совершенствование личности, утверждение справедливости35.

Объектом регулирования  и у права, и у морали являются общественные отношения (хотя и в разном объеме). Жизнь людей в обществе является совместной и взаимообусловленной, вследствие этого деятельность и поведение людей становятся системной организацией, а регламентирующие данную организацию нормы (в первую очередь нормы морали и права) предстают в качестве особых специфических, отражающих условия и закономерности развития самого общества.

Кроме того, право и  мораль в качестве нормативных явлений  определяют границы должных и  возможных поступков субъектов. Правовая и нравственная регуляции  включены в единую систему ценностно-нормативной ориентации общества и служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов. Руководствуясь ценностно-нормативными установками в качестве идеально-должного, человек действует, намечает цель и средства ее достижения в соответствии с ними.

Право и мораль в философском  плане представляют собой надстроечные категории. Они обусловлены экономическими, культурными, политическими факторами. Именно это предопределяет их социальную однотипность в том или ином обществе.

Право и мораль - это  фундаментальные исторические ценности, показатели социального и культурного  прогресса в обществе. "Они  имеют один общий источник формирования, в роли которого выступают не классовые  интересы, а свобода человеческой личности". Это, с одной стороны, сближает право с моралью, а с другой стороны - проводит между ними четкое различие. Как социальные регуляторы, право и мораль всегда обращены к свободе воли человека и его ответственности за свои действия, вследствие этого обязательным требованием к содержанию и применению норм права является требование справедливости36.

Весьма существенными  в плане конституционно-правового  закрепления моральной, нравственной, религиозной и в целом духовной свободы и автономии личности являются также положения Конституции (ст. ст. 21 - 25) о защите государством достоинства личности, о праве каждого на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки и иных форм сообщений, на неприкосновенность жилища и т.д. В этом ряду следует отметить и такое важное в моральном (нравственном) отношении положение Конституции (ст. 51), как признание за каждым права "не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников".

Очевидно, что такое  правовое (посредством Конституции  и текущего законодательства) признание, закрепление и защита свободы  личности в соответствующих областях общественной жизни являются необходимыми условиями существования и функционирования не только всех этих неправовых социальных норм и регуляторов, но и самого права в общей системе социальных норм и социальной регуляции данного общества37.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что единство права и морали как социальных норм обусловлено тем, что в философском понимании и то и другое являются надстроечной категорией, категорией, опирающейся на единый экономический и политический фундамент, имеющие один и тот же объект регулирования. Право и мораль основываются на свободе воли индивида и определяют границы должного и возможного, служат для упорядочения общественной жизни, являются показателями социального и культурного развития общества, норм права (в широком понимании) и морали, имеют единые цели и задачи.

Однако, наряду с общими чертами, нормы права и морали имеют существенные различия, обладают своей спецификой. "Учет своеобразия  этих феноменов имеет, пожалуй, более  важное значение, чем констатация  их общности"38. Именно поэтому онтологические статусы и признаки права и морали заслуживают пристального анализа.

Специфика права определяется его связью с государством. Несмотря на то что нормы права возникают  непосредственно в общественных отношениях, однако институализированный характер, "цивилизованное" выражение они получают в законодательстве государства. Институциализированный характер права является важнейшим признаком, отличающим его от норм морали.

Моральные нормы возникают  в процессе жизнедеятельности людей  и не имеют специальной "нормополагающей" инстанции. Передача социально-нормативного опыта осуществляется в ходе межличностного и массового взаимодействия людей от поколения к поколению.

Следует отметить, что  этот признак институциализации  правовых норм не является абсолютным для всех времен и правовых систем. Г.В. Мальцев отмечает, что отсутствие на ранних стадиях существования права "формальной юридической институализированной нормы в виде закона вовсе не говорит о том, что правовой нормы тогда не было. Она органически вытекала из совместных действий участников производства и обмена"39.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что нормы  морали возникли и сформировались ранее  норм права, правового сознания и  государственной организации общества. В.Н. Протасов пишет: "Мораль проявляется  вместе с обществом; а нормы права - с государством"40.

Правовые нормы создаются  в процессе юридической и законодательной  практики, функционирования институтов общества и государства. Они создаются  либо санкционируются государством и только государством (или с его  согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права; правотворчество - его исключительная прерогатива, поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю, и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.

Однако процесс правообразования идет не только "сверху", но и "снизу", вырастает из народных глубин, обычаев, традиций; но в конечном счете правовые нормы вносятся в общество от имени государства. Они сразу же становятся общеобязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действия.

Но следует учесть, что мораль также имеет исторический период развития и возникает из потребности  согласовывать интересы индивида и  общества. Она формируется в духовной сфере жизни общества в процессе утверждения, развития нравственных взглядов, идеалов добра, правды, справедливости41.

Мораль формируется  и развивается спонтанно в  процессе практической деятельности людей. Для того чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно согласие властей; достаточно, чтобы она была признана, "санкционирована" самими участниками социального общения - группами, коллективами, классами, теми людьми, кто намерен ею руководствоваться. Нормы морали обретают важное, всеобъемлющее значение постепенно, по мере признания их большинством членов общества.

Особенность права и  в том, что в пределах одной  страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). Однако в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль).

Рассматриваемые категории  различны и по форме (источнику) выражения, фиксации.

Если правовые нормы  закрепляются в специальных юридических  актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются  в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не отрабатываются. Они содержатся в сознании людей и передаются ими из поколения в поколение. Их появление не связано с волей законодателей или других правотворящих лиц.

Но моральные нормы - это не только неписаные заповеди и требования (хотя их большинство). Многие из них содержатся, например, в программных и уставных документах различных общественных объединений, литературных и религиозных памятниках, исторических летописях, хрониках, манускриптах, запечатлевших правила человеческого бытия. Однако нравственные правила органически вплетаются в статьи и параграфы законов и иных правовых актов, ведь "право - возведенная в закон нравственность"42.

Право и мораль различаются  по уровню требований, предъявляемых  к поведению человека. Этот уровень  значительно выше у морали, которая  во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции.

Требования норм морали носят достаточно расплывчатый характер. Они представляют собой обобщенные правила поведения (будь честным, добрым, справедливым; "Не убий..." и т.д.).

Правовые нормы имеют  строго определенное юридическое содержание. Они являются более детализированными  правилами, по сравнению с моральными нормами, содержат в себе четко определенные юридические понятия и категории. Например, в уголовном праве в зависимости от отягчающих или смягчающих обстоятельств убийство может быть простым или квалифицированным.

Как указывалось выше, право и мораль имеют один общий  источник - свободу человеческой личности.

Отличия права и морали заключаются и в различии правовых и моральных санкций, и в различии субъектов, применяющих эти санкции.

Информация о работе Право и мораль: проблемы соотношения