Право и этикет

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена исследованию соотношения права и этикета как разновидностей социальных норм, имеющие, как и общие признаки и отличительные.
При этом автор посчитал целесообразным осветить в работе следующие вопросы:
- кратко охарактеризовать систему нормативного регулирования общественных отношений;
- определить роль права в системе социальных норм;

Содержание

Введение …………………………………………………………………….….... 3
Глава.1. Система нормативного регулирования общественных
отношений ………………………………………………………………….……. 5
1.1. Право в системе социальных норм …………………………………………5
1.2. Место и роль этикета в системе социальных норм………………...…… 15
Глава 2. Роль этикета в регулировании отдельных видов
общественных отношений ……………………………………...……………... 20
2.1. Этикет в международных отношениях ………………………….………...20
2.2. Сетевой этикет как регулятор Интернет – отношений ….….………..…..30
Заключение ………………………………………………………………….…...37
Библиография ………………………………………………….………..…..…..39

Работа содержит 1 файл

курсовая по ТГП.docx

— 82.69 Кб (Скачать)
height:18pt">Отечественное правоведение немало поломало копий, определяя право, причем делалось это на «голом» месте, ибо наработки дореволюционной русской юридической науки, с ее самобытностью, оригинальными суждениями и высочайшим мировым авторитетом, были отброшены, а если рассматривались, то только с нигилистических позиций. Десятилетия дискуссий о праве в нашей юридической науке выявили три основных подхода к определению его понятия и сущности:

а) нормативный, рассматривающий право только как систему юридических норм (нормативное, или так называемое узкое понимание права);

б) социологический, отождествляющий право с регулируемыми им общественными отношениями;

в) философский, связывающий право с мерой свободы                                 и справедливости.

Социологический и философский подходы дали «широкое» понимание права, когда в его понятие включились и нормы права, и правосознание,             и правоотношения, и т.д. Представители каждого из названных подходов считали его наиболее плодотворным, а полученное в результате определение права - единственно правильным. Истина, как всегда, - не на крайних полюсах непримиримых мнений, а между ними. Полярные суждения могут быть сближены, а компромисс может явить вполне приемлемое понимание права. Именно это и произошло в публикациях последних лет                               о правопонимании.

Уясняя  суть права и его признаки, уместно  вернуться к старой, хорошо разработанной  в дореволюционной, в том числе и русской, юриспруденции идее деления права на естественное и позитивное (положительное), возникнув в древности, идея естественного права.6

Естественное  право (jus naturale) - это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. К таким правам представители этой теории относят: право человека на свободу,              на общение с себе подобными, на продолжение рода, на жизнь и нормальные условия человеческого существования, на собственность, на охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государствах.

В свою очередь  закономерны и вытекающие из этих прав обязанности - не причинять ущерба другим людям, обществу, государству,                                не препятствовать другим людям в осуществлении их прав. Естественное право, следовательно, представляет собой совокупность идеальных, глубоко нравственных и в высшей степени справедливых представлений о праве.

Историческая  школа права, признающая право продуктом народной, национальной жизни, нанесла основательный удар по теории естественного права. Однако последняя быстро оправилась, продемонстрировав удивительную живучесть и завоевав себе еще больше сторонников.               Теория естественного права должна занять достойное место и в российском современном правоведении.

Позитивное (положительное) право - это право, выраженное                     в принятых государством нормах, т.е. в законодательстве, также в иных источниках права. Вне законодательства, вне правовых обычаев, прецедентов, нормативных договоров нет положительного права. Именно поэтому законодательство и право часто отождествляются.

Деление права на естественное и позитивное снимает ряд проблем                и споров в юридической науке. Во-первых, теряет смысл «широкое»                        и «узкое» понимание права, ибо идея естественного и позитивного права четче, полнее и убедительнее теоретически и целесообразнее, конструктивнее в практическом отношении. Во-вторых, возникновение права не связывается с государством, поскольку естественное право возникло задолго до государства и может существовать помимо него. Что касается позитивного права, то оно вне государства немыслимо и является результатом государственной правотворческой деятельности. Позитивное право, по словам Гегеля, есть вообще право, которое действует                                   в государстве. И оно имеет силу потому, что оно есть, а не потому, что оно разумно. В-третьих, становится ясным соотношение между правом                 и законодательством.7

Законодательство  выражает лишь некоторую часть естественного права.         Все остальное право существует в виде принципов, правосознания,                 иных правовых явлений. Законодательство может либо правильно отражать естественное право, либо искажать его. И тогда, по словам известного современного правоведа С.С. Алексеева, будет мала степень «права в праве», а точнее сказать, будет мала степень права в законодательстве.             Человеческому обществу как ассоциации разумных существ присуща достаточно высокая степень организованности и порядка, которые возрастают по мере социального прогресса и дальнейшего развития цивилизации.

Организованность  и порядок в обществе, сами условия существования человека поддерживаются на основе определенных социальных установок, которые могут существовать либо в сознании, либо выражаются вовне. Праву среди таких установок принадлежит важнейшая роль.

Как своеобразному социальному  феномену праву, присущи следующие  общие и особенные (специфические) признаки:8

1. Право  состоит из нормативных установок.

Нормативность - явление не сугубо правовое. Оно  коренится в природе человека и присуще любому социальному  организму.

Возникнув на определенном этапе развития человечества, нормативность приобретает всеобъемлющий характер, становится универсальным средством упорядочения и развития мысли и поведения людей. B ее основе - типичность, повторяемость социальных и мыслительных процессов, всеобщность существующих явлений.

Нормативность означает упорядоченность в мышлении                                 и общественной жизни, когда они подчиняются определенным правилам.

Нормативны  сам мыслительный процесс и его закономерности, нормативны язык, правила грамматики, нормативны, наконец, социальные процессы             и поведение человека.

2. Право  выражает идеи справедливости  и свободы.

Справедливым  следует считать то, что служит благу человека,                  не ущемляет интересы других людей, не наносит вреда обществу. Если брать внешнее проявление человека - его поведение, то справедливым будет такое поведение, которое отвечает критериям справедливости в обществе.

Эти критерии и соответственно оценки наиболее значимого поведения сначала складываются в сознании людей, затем получают закрепление                 в законодательстве.

К определению  и смыслу таких критериев обращались лучшие умы человечества. О них  говорили Платон, Аристотель, вели речь почти все крупные философы.

Ограничусь  следующим высказыванием.9 Ф. Ницше - немецкий философ прошлого века, отнесенный ранее официальной советской доктриной к безнадежно реакционным, видел первоначальный характер справедливости в характере обмена: «Справедливость есть, следовательно, воздаяние и обмен при условии приблизительного равенства сил».

Основоположники марксизма-ленинизма справедливость связывали прежде всего с классовыми интересами.

Преобладал  такой подход в течение долгого времени и в отечественном правоведении.

Критерии  справедливости зависят от многих факторов - экономических, классовых, национальных, демографических, культурных и др.

Они могут  меняться у разных народов в зависимости от конкретно-исторических условий уровня развития цивилизации.

В основе критериев справедливости должны быть общечеловеческие начала, выражающие суть идей справедливости и свободы. Такие критерии вполне определенно сформулированы теорией естественного права, о чем уже шла речь. Отношение к естественным правам человека, их защита              со стороны государства характеризуют состояние справедливости                       в обществе, природу власти и государства.10

Закрепляются  естественные права человека и соответствующие им юридические обязанности в конституциях государств и важнейших законодательных актах. «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»11, закреплены в законодательстве общечеловеческие начала можно считать реальными только при наличии благоприятных экономических, политических, духовных и иных условий.

Принцип социальной справедливости в различных  отраслях права проявляется по-разному, поскольку речь идет о различных  сферах общественных отношений. В трудовом праве он выражается в адекватной количеству и качеству труда заработной плате (пока она еще неадекватна),             в сфере бизнеса - в получении адекватного вознаграждения за творческие             и предпринимательские способности, в гражданском праве - в соответствии возмещаемого ущерба причиненному имущественному вреду и упущенной выгоде, в пенсионном обеспечении - в зависимости размера пенсии                      от трудового вклада и продолжительности трудовой деятельности,                       в административном, уголовном праве и других отраслях - в соразмерности наказания совершенному правонарушению.

Свобода - неотъемлемое свойство человека, только при ее наличии возможно нормальное существование личности, раскрытие всех                       ее творческих возможностей. Истории известны законы, ограничивающие свободу, например, законы, разрешающие рабство. «Однако последние,             - по словам Гегеля, - являются лишь позитивными законами и правами,               и притом такими, которые противны разуму и абсолютному праву».

Нормативные установки, не соответствующие идеям справедливости                   и свободы, правом не являются, это бесправие и произвол, хотя законодательно и оформленные.

3. Право  имеет свой предмет отражения.

Это власть, государство, порядок в обществе.

Именно  эти общественные институты наполняют идею справедливости и свободы реальным содержанием, именно они способны обеспечить свободное и справедливое существование человека, его нормальную жизнедеятельность.

Идеи  справедливости и свободы получают отражение и в других формах сознания и образцах поведения. Но в праве они существуют                    в свободах, правах, обязанностях человека, государства, общества,                        в размерах, видах и формах их взаимной ответственности. При этом права, свободы, обязанности, ответственность либо закрепляются                                    в законодательстве, либо существуют в виде нормативных установок                      в сознании, идеях, фактических отношениях.

Предметом своего отражения право отличается от иных форм сознания и сфер социальной жизни: религии, морали, экономики, искусства  и т.д.

4. Право  регулирует поведение человека, воздействует на его мысли             и чувства.

Эта способность  права определяется выражаемыми  им идеями справедливости и свободы.

Каждый  человек, если он социально не деформирован, стремится                         к справедливости и свободе, таковым он хочет видеть поведение других людей, а государство рассматривает как гаранта справедливости и свободы. Видя в праве отражение этих идей, человек считает необходимым подчиниться нормативным установкам. В этом для него - внутренняя обязательность права. Требованиям права человек подчиняется добровольно, по внутреннему убеждению, а нормативные правовые установки в этих случаях воздействуют на его сознание, на психику.

Внешняя обязательность права выражается в  применении к человеку внешнего принуждения (физического или психического) и касается                   оно только поведения (а не сознания - как при внутренней обязательности).

Информация о работе Право и этикет