Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 19:32, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена исследованию соотношения права и этикета как разновидностей социальных норм, имеющие, как и общие признаки и отличительные.
При этом автор посчитал целесообразным осветить в работе следующие вопросы:
- кратко охарактеризовать систему нормативного регулирования общественных отношений;
- определить роль права в системе социальных норм;
Введение …………………………………………………………………….….... 3
Глава.1. Система нормативного регулирования общественных
отношений ………………………………………………………………….……. 5
1.1. Право в системе социальных норм …………………………………………5
1.2. Место и роль этикета в системе социальных норм………………...…… 15
Глава 2. Роль этикета в регулировании отдельных видов
общественных отношений ……………………………………...……………... 20
2.1. Этикет в международных отношениях ………………………….………...20
2.2. Сетевой этикет как регулятор Интернет – отношений ….….………..…..30
Заключение ………………………………………………………………….…...37
Библиография ………………………………………………….………..…..…..39
а) нормативный, рассматривающий право только как систему юридических норм (нормативное, или так называемое узкое понимание права);
б) социологический, отождествляющий право с регулируемыми им общественными отношениями;
в) философский,
связывающий право с мерой свободы
Социологический
и философский подходы дали «широкое»
понимание права, когда в его понятие включились
и нормы права, и правосознание,
и правоотношения, и т.д. Представители
каждого из названных подходов считали
его наиболее плодотворным, а полученное
в результате определение права - единственно
правильным. Истина, как всегда, - не на
крайних полюсах непримиримых мнений,
а между ними. Полярные суждения могут
быть сближены, а компромисс может явить
вполне приемлемое понимание права. Именно
это и произошло в публикациях последних
лет
Уясняя суть права и его признаки, уместно вернуться к старой, хорошо разработанной в дореволюционной, в том числе и русской, юриспруденции идее деления права на естественное и позитивное (положительное), возникнув в древности, идея естественного права.6
Естественное право (jus naturale) - это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. К таким правам представители этой теории относят: право человека на свободу, на общение с себе подобными, на продолжение рода, на жизнь и нормальные условия человеческого существования, на собственность, на охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государствах.
В свою очередь закономерны и вытекающие из этих прав обязанности - не причинять ущерба другим людям, обществу, государству, не препятствовать другим людям в осуществлении их прав. Естественное право, следовательно, представляет собой совокупность идеальных, глубоко нравственных и в высшей степени справедливых представлений о праве.
Историческая школа права, признающая право продуктом народной, национальной жизни, нанесла основательный удар по теории естественного права. Однако последняя быстро оправилась, продемонстрировав удивительную живучесть и завоевав себе еще больше сторонников. Теория естественного права должна занять достойное место и в российском современном правоведении.
Позитивное (положительное) право - это право, выраженное в принятых государством нормах, т.е. в законодательстве, также в иных источниках права. Вне законодательства, вне правовых обычаев, прецедентов, нормативных договоров нет положительного права. Именно поэтому законодательство и право часто отождествляются.
Деление
права на естественное и позитивное
снимает ряд проблем
Законодательство выражает лишь некоторую часть естественного права. Все остальное право существует в виде принципов, правосознания, иных правовых явлений. Законодательство может либо правильно отражать естественное право, либо искажать его. И тогда, по словам известного современного правоведа С.С. Алексеева, будет мала степень «права в праве», а точнее сказать, будет мала степень права в законодательстве. Человеческому обществу как ассоциации разумных существ присуща достаточно высокая степень организованности и порядка, которые возрастают по мере социального прогресса и дальнейшего развития цивилизации.
Организованность и порядок в обществе, сами условия существования человека поддерживаются на основе определенных социальных установок, которые могут существовать либо в сознании, либо выражаются вовне. Праву среди таких установок принадлежит важнейшая роль.
Как своеобразному социальному феномену праву, присущи следующие общие и особенные (специфические) признаки:8
1. Право
состоит из нормативных
Нормативность - явление не сугубо правовое. Оно коренится в природе человека и присуще любому социальному организму.
Возникнув на определенном этапе развития человечества, нормативность приобретает всеобъемлющий характер, становится универсальным средством упорядочения и развития мысли и поведения людей. B ее основе - типичность, повторяемость социальных и мыслительных процессов, всеобщность существующих явлений.
Нормативность
означает упорядоченность в мышлении
Нормативны сам мыслительный процесс и его закономерности, нормативны язык, правила грамматики, нормативны, наконец, социальные процессы и поведение человека.
2. Право выражает идеи справедливости и свободы.
Справедливым
следует считать то, что служит
благу человека,
Эти критерии и соответственно оценки наиболее значимого поведения сначала складываются в сознании людей, затем получают закрепление в законодательстве.
К определению и смыслу таких критериев обращались лучшие умы человечества. О них говорили Платон, Аристотель, вели речь почти все крупные философы.
Ограничусь следующим высказыванием.9 Ф. Ницше - немецкий философ прошлого века, отнесенный ранее официальной советской доктриной к безнадежно реакционным, видел первоначальный характер справедливости в характере обмена: «Справедливость есть, следовательно, воздаяние и обмен при условии приблизительного равенства сил».
Основоположники марксизма-ленинизма справедливость связывали прежде всего с классовыми интересами.
Преобладал такой подход в течение долгого времени и в отечественном правоведении.
Критерии справедливости зависят от многих факторов - экономических, классовых, национальных, демографических, культурных и др.
Они могут меняться у разных народов в зависимости от конкретно-исторических условий уровня развития цивилизации.
В основе
критериев справедливости должны быть
общечеловеческие начала, выражающие
суть идей справедливости и свободы. Такие
критерии вполне определенно сформулированы
теорией естественного права, о чем уже
шла речь. Отношение к естественным правам
человека, их защита
со стороны государства характеризуют
состояние справедливости
Закрепляются естественные права человека и соответствующие им юридические обязанности в конституциях государств и важнейших законодательных актах. «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»11, закреплены в законодательстве общечеловеческие начала можно считать реальными только при наличии благоприятных экономических, политических, духовных и иных условий.
Принцип социальной справедливости в различных отраслях права проявляется по-разному, поскольку речь идет о различных сферах общественных отношений. В трудовом праве он выражается в адекватной количеству и качеству труда заработной плате (пока она еще неадекватна), в сфере бизнеса - в получении адекватного вознаграждения за творческие и предпринимательские способности, в гражданском праве - в соответствии возмещаемого ущерба причиненному имущественному вреду и упущенной выгоде, в пенсионном обеспечении - в зависимости размера пенсии от трудового вклада и продолжительности трудовой деятельности, в административном, уголовном праве и других отраслях - в соразмерности наказания совершенному правонарушению.
Свобода - неотъемлемое свойство человека, только при ее наличии возможно нормальное существование личности, раскрытие всех ее творческих возможностей. Истории известны законы, ограничивающие свободу, например, законы, разрешающие рабство. «Однако последние, - по словам Гегеля, - являются лишь позитивными законами и правами, и притом такими, которые противны разуму и абсолютному праву».
Нормативные установки, не соответствующие идеям справедливости и свободы, правом не являются, это бесправие и произвол, хотя законодательно и оформленные.
3. Право имеет свой предмет отражения.
Это власть, государство, порядок в обществе.
Именно эти общественные институты наполняют идею справедливости и свободы реальным содержанием, именно они способны обеспечить свободное и справедливое существование человека, его нормальную жизнедеятельность.
Идеи
справедливости и свободы получают
отражение и в других формах сознания
и образцах поведения. Но в праве они существуют
в свободах, правах, обязанностях человека,
государства, общества,
в размерах, видах и формах их взаимной
ответственности. При этом права, свободы,
обязанности, ответственность либо закрепляются
Предметом своего отражения право отличается от иных форм сознания и сфер социальной жизни: религии, морали, экономики, искусства и т.д.
4. Право
регулирует поведение человека,
воздействует на его мысли
Эта способность права определяется выражаемыми им идеями справедливости и свободы.
Каждый человек, если он социально не деформирован, стремится к справедливости и свободе, таковым он хочет видеть поведение других людей, а государство рассматривает как гаранта справедливости и свободы. Видя в праве отражение этих идей, человек считает необходимым подчиниться нормативным установкам. В этом для него - внутренняя обязательность права. Требованиям права человек подчиняется добровольно, по внутреннему убеждению, а нормативные правовые установки в этих случаях воздействуют на его сознание, на психику.
Внешняя обязательность права выражается в применении к человеку внешнего принуждения (физического или психического) и касается оно только поведения (а не сознания - как при внутренней обязательности).