Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 19:32, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена исследованию соотношения права и этикета как разновидностей социальных норм, имеющие, как и общие признаки и отличительные.
При этом автор посчитал целесообразным осветить в работе следующие вопросы:
- кратко охарактеризовать систему нормативного регулирования общественных отношений;
- определить роль права в системе социальных норм;
Введение …………………………………………………………………….….... 3
Глава.1. Система нормативного регулирования общественных
отношений ………………………………………………………………….……. 5
1.1. Право в системе социальных норм …………………………………………5
1.2. Место и роль этикета в системе социальных норм………………...…… 15
Глава 2. Роль этикета в регулировании отдельных видов
общественных отношений ……………………………………...……………... 20
2.1. Этикет в международных отношениях ………………………….………...20
2.2. Сетевой этикет как регулятор Интернет – отношений ….….………..…..30
Заключение ………………………………………………………………….…...37
Библиография ………………………………………………….………..…..…..39
Содержание
Введение
…………………………………………………………………….…..
Глава.1. Система нормативного регулирования общественных
отношений ………………………………………………………………….……. 5
1.1. Право в системе социальных норм …………………………………………5
1.2. Место и роль этикета в системе социальных норм………………...…… 15
Глава 2. Роль
этикета в регулировании
общественных отношений ……………………………………...……………... 20
2.1. Этикет в международных отношениях ………………………….………...20
2.2. Сетевой этикет как регулятор Интернет – отношений ….….………..…..30
Заключение
………………………………………………………………….…...
Библиография
………………………………………………….………..…..….
Введение
Если общество поддерживает людей,
зависящих от него, то оно должно
проявлять к ним истинное участие.1
Общество
- сложный механизм, эта целая
система самых разнообразных
отношений. Эти отношения нуждаются
в упорядоченности, регулировании.
Для этого в обществе складывается
система нормативных
В этой связи используется понятие нормативного, или социального регулирования. Нормативное (социальное) регулирование - это упорядочение отношений между людьми, их поведения посредством создания и реализации социальных норм. Такое регулирование выражает объективную потребность общества в упорядочении поведения людей, в подчинении их определенным правилам.
Нормативное регулирование включает следующие моменты:
1) выработку социальных норм (образцов поведения);
2) реализацию этих норм в деятельности индивидов, организаций;
3) использование мер воздействия (убеждение, принуждение) в случае нарушения установленных правил.
В рамках общего понятия нормативного регулирования выделяются несколько подвидов. В их числе - регулирование, осуществляемое на основе обычаев и традиций; регулирование, основанное на нормах нравственности (морали) и этикета; правовое регулирование и др.
Этикет в переводе означает ярлык, этикетка и церемониал, то есть порядок проведения определенной церемонии. Это свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах. В переносном значении - форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе.
Данная курсовая работа посвящена исследованию соотношения права и этикета как разновидностей социальных норм, имеющие, как и общие признаки и отличительные.
При этом автор посчитал целесообразным осветить в работе следующие вопросы:
- кратко
охарактеризовать систему
- определить
роль права в системе
- охарактеризовать
место и роль этикета в
- проанализировать
особенности «сетевого этикета»
Объектом изучения в курсовой работе являются общественные отношения, регулируемые социальными институтами, в частности нормами права и этикета.
При написании курсовой работы автор использовал широкую базу учебного материала по теории государства и права (С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, В.В.Лазарева, В.М. Хропанюка и др.); изданий по международным отношениям (А.Ф. Борункова, Л.О. Вознесенской, Джона Вуда, Жана Сере, Э.Л. Кузьмина, Ф.Ш. Лариной и др.); материалы по этикету (Демидов Н.В.. Соловьев Э.Я.); публикации, касающиеся регулирования отношений в сети Интернет (Е.А. Войниканиса, В.О. Калятина, А.П.Кузьмина, Д.В. Макарьяна, В.М. Чибинева, М.В. Якушева и др.) Кроме этого в работе использованы труды философов: Г.В. Гегеля, И.Канта, Н.М. Коркунова, Ф. Ницше.
Методологическую основу работы составили всеобщий диалектический метод познания и общенаучные методы исследования, к которым можно отнести исторический, формально-логический, системный. Использовались и частнонаучные методы исследования: сравнительно-правовой, структурно-правовой.
Глава.1. Система нормативного регулирования общественных отношений
1.1. Право в системе социальных норм
Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм. Так, права и обязанности члена садоводческого общества закреплены в уставе данного общества, относящегося к так называемым корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы подлежат моральной оценке. Отправление религиозных культов осуществляется в соответствии с религиозными нормами. Участникам свадебного торжества надлежит вести себя соответственно существующим народным обычаям и обрядам. Действия человека, управляющего автомобилем, находятся под «юрисдикцией» правил дорожного движения.
Вся совокупность
норм, посредством которых
Степень и характер регулирующего влияния на общественные отношения позволяет выделить в системе нормативного регулирования наряду с правом следующие группы норм: обычаи (нравы, традиции, обыкновения, обряды, ритуалы); религиозные нормы; корпоративные нормы: мораль (нравственность).2
Объединенные
единой нормативной природой, все
эти нормы характеризуются
- представляют определенный стандарт (образец, этапы поведения), типичный для данного времени и среды;
- определяют границы должного и возможного поведения;
- служат ориентиром в выборе социально одобряемого поведения;
- являются средством контроля за поведением людей;
- формируются в процессе жизнедеятельности людей, то есть, неотделимы от своего носителя;
- имеют общую цель - обеспечение организованности в общественных отношениях.
Необходимо отметить, что усвоение социальных норм - основа социализации.3 Соблюдение же этих норм определяет культурный уровень общества. Отклонение от общепринятых норм называется в социологии отклоняющимся поведением.
Социальные нормы бывают двух типов:
1) писаные - формально зафиксированные в конституции, уголовном праве и других юридических законах, соблюдение которых гарантируется государством;
2) неписаные
- неформальные нормы и правила
поведения, соблюдение которых
не гарантируется правовыми
Девиантное
и делинквентное поведение
В разряд
делинквентных поступков
Но такие
поступки как сквернословие, громкий
или возбужденный разговор, не нарушают
уголовного права, но противоречат нормам
поведения. Единственный способ наказания
– привлечение
Право - это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.
С правом имеет дело в своей жизни каждый человек и на этом основании составляет о нем свое собственное представление.
«Можно, пожалуй, найти человека во всю свою жизнь никогда не заинтересовавшегося вопросами естествознания и истории - но прожить свой век никогда не задаваясь вопросами права, дело совершенно немыслимое. Каким мизантропом вы ни будьте, как ни чуждайтесь вы людей, вам не обойти вопросов о праве. По крайней мере одно право, право личной свободы, не может вас не интересовать. Чуждаясь людей, вы должны же сказать им: здесь сфера моей личности, сюда вы не имеете права вторгаться».5
По словам известного древнеримского юриста Ульпиана, «изучающему право надо прежде всего узнать, откуда происходит слово «право» (jus); оно получило свое название от правосудия (justitia) ... право есть наука (ars) о добром и справедливом».
Вопроса о праве не обходил ни один крупный философ древности. Видное место он занимал и в философии более позднего периода, а центральным стал для формирующейся юриспруденции. Вековые исследования то приближали, то удаляли человечество от правильного понимания права, его сути. «Для правоведа, - замечали. Кант, - остается тайной - является ли правом то, что требуют законы, каков всеобщий критерий, на основании которого можно вообще различать правовое и неправовое».
Понятие права, по словам американского правоведа Л. Фридмана, «имеет большое количество значений, хрупких как стекло, неустойчивых как мыльный пузырь, неуловимых, как время».