Право и этикет

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена исследованию соотношения права и этикета как разновидностей социальных норм, имеющие, как и общие признаки и отличительные.
При этом автор посчитал целесообразным осветить в работе следующие вопросы:
- кратко охарактеризовать систему нормативного регулирования общественных отношений;
- определить роль права в системе социальных норм;

Содержание

Введение …………………………………………………………………….….... 3
Глава.1. Система нормативного регулирования общественных
отношений ………………………………………………………………….……. 5
1.1. Право в системе социальных норм …………………………………………5
1.2. Место и роль этикета в системе социальных норм………………...…… 15
Глава 2. Роль этикета в регулировании отдельных видов
общественных отношений ……………………………………...……………... 20
2.1. Этикет в международных отношениях ………………………….………...20
2.2. Сетевой этикет как регулятор Интернет – отношений ….….………..…..30
Заключение ………………………………………………………………….…...37
Библиография ………………………………………………….………..…..…..39

Работа содержит 1 файл

курсовая по ТГП.docx

— 82.69 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение  …………………………………………………………………….….... 3

Глава.1. Система  нормативного регулирования общественных

отношений ………………………………………………………………….……. 5

1.1. Право  в системе социальных норм  …………………………………………5

1.2.  Место  и роль этикета в системе  социальных норм………………...…… 15

Глава 2. Роль этикета в регулировании отдельных  видов 

общественных отношений ……………………………………...……………... 20

2.1. Этикет  в международных отношениях ………………………….………...20

2.2. Сетевой  этикет как регулятор Интернет  – отношений ….….………..…..30

Заключение  ………………………………………………………………….…...37

Библиография  ………………………………………………….………..…..…..39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Если  общество поддерживает людей,

зависящих от него, то оно должно

проявлять к ним истинное участие.1

Общество - сложный механизм, эта целая  система самых разнообразных  отношений. Эти отношения нуждаются  в упорядоченности, регулировании. Для этого в обществе складывается система нормативных регуляторов - правил поведения: обычаи, нормы, морали, нормы права.

В этой связи  используется понятие нормативного, или социального регулирования. Нормативное (социальное) регулирование - это упорядочение отношений между  людьми, их поведения посредством  создания и реализации социальных норм. Такое регулирование выражает объективную  потребность общества в упорядочении поведения людей, в подчинении их определенным правилам.

Нормативное регулирование включает следующие моменты:

   1) выработку социальных норм (образцов поведения);

   2) реализацию этих норм в деятельности индивидов, организаций;

   3) использование мер воздействия (убеждение, принуждение) в случае нарушения установленных правил.

В рамках общего понятия нормативного регулирования  выделяются несколько подвидов. В  их числе - регулирование, осуществляемое на основе обычаев и традиций; регулирование, основанное на нормах нравственности (морали) и этикета; правовое регулирование  и др.

Этикет  в переводе означает ярлык, этикетка и церемониал, то есть порядок проведения определенной церемонии. Это свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах. В переносном значении - форма поведения, обхождения, правила  учтивости, принятые           в данном обществе.

Данная  курсовая работа посвящена исследованию соотношения права   и этикета как разновидностей социальных норм, имеющие, как и общие признаки и отличительные.

При этом автор  посчитал целесообразным осветить в работе следующие вопросы:

- кратко  охарактеризовать систему нормативного  регулирования общественных отношений;

- определить  роль права в системе социальных  норм;

- охарактеризовать  место и роль этикета в системе  социальных норм;

- проанализировать  особенности «сетевого этикета»  как регулятора Интернет – отношений;

Объектом  изучения в курсовой работе являются общественные отношения, регулируемые социальными институтами, в частности  нормами права и этикета.

При написании  курсовой работы автор использовал  широкую базу учебного материала  по теории государства и права (С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, В.В.Лазарева, В.М. Хропанюка и др.); изданий по международным отношениям (А.Ф. Борункова, Л.О. Вознесенской, Джона Вуда, Жана Сере, Э.Л. Кузьмина, Ф.Ш. Лариной и др.);  материалы по этикету (Демидов Н.В.. Соловьев Э.Я.); публикации, касающиеся регулирования отношений в сети Интернет (Е.А. Войниканиса, В.О. Калятина, А.П.Кузьмина, Д.В. Макарьяна, В.М. Чибинева, М.В. Якушева и др.) Кроме этого в работе использованы труды философов: Г.В. Гегеля, И.Канта, Н.М. Коркунова, Ф. Ницше.

Методологическую  основу работы составили всеобщий диалектический метод познания и общенаучные  методы исследования, к которым можно  отнести исторический, формально-логический, системный. Использовались и частнонаучные методы исследования: сравнительно-правовой, структурно-правовой.

 

Глава.1. Система нормативного регулирования  общественных отношений

 

1.1. Право в системе социальных  норм

 

Поведение, деятельность людей, отношения, в которые  они  вступают, являются объектом регулирования  различных норм. Так, права и обязанности  члена садоводческого общества закреплены в уставе данного общества, относящегося к так называемым корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы подлежат моральной оценке. Отправление религиозных культов осуществляется в соответствии                  с религиозными нормами. Участникам свадебного торжества надлежит вести себя соответственно существующим народным обычаям и обрядам. Действия человека, управляющего автомобилем, находятся под «юрисдикцией» правил дорожного движения.

Вся совокупность норм, посредством которых осуществляется регулирование поведения и деятельности, представляет собой систему нормативного регулирования общественных отношений. Как отмечается            в юридической литературе, «право - уникальный, высокозначимый авторитетный регулятор, но оно лишь один из компонентов системы нормативного регулирования. Выявление места и роли права среди иных социальных регуляторов (норм) имеет важное значение для понимания его природы, определения возможностей и пределов регулятивного действия».

Степень и характер регулирующего влияния  на общественные отношения позволяет  выделить в системе нормативного регулирования наряду с правом следующие  группы норм: обычаи (нравы, традиции, обыкновения, обряды, ритуалы); религиозные нормы; корпоративные нормы: мораль (нравственность).2

Объединенные  единой нормативной природой, все  эти нормы характеризуются следующими общими чертами:

- представляют  определенный стандарт (образец,  этапы поведения), типичный для  данного времени и среды;

- определяют  границы должного и возможного  поведения;

- служат  ориентиром в выборе социально  одобряемого поведения;

- являются  средством контроля за поведением людей;

- формируются  в процессе жизнедеятельности  людей, то есть, неотделимы  от своего носителя;

- имеют общую  цель - обеспечение организованности  в общественных отношениях.

Необходимо  отметить, что усвоение социальных норм - основа социализации.3 Соблюдение же этих норм определяет культурный уровень общества. Отклонение от общепринятых норм называется в социологии отклоняющимся поведением.

Социальные нормы бывают двух типов:

1) писаные  - формально зафиксированные в  конституции, уголовном праве и других юридических законах, соблюдение которых гарантируется государством;

2) неписаные  - неформальные нормы и правила  поведения, соблюдение которых  не гарантируется правовыми аспектами  государства. Они закреплены лишь  традициями, обычаями, этикетом, манерами. Нарушение формальных норм называется  делинквентным (преступным) поведением,       а нарушение неформальных норм - девиантным (отклоняющимся) поведением.

Девиантное  и делинквентное поведение можно  различать следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы - отклонение, то для другого или  других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение  нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших - отклонением. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению         к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может с их точки зрения считаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение,       а преступление, поскольку существует абсолютная норма - юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.

В разряд делинквентных поступков относят  воровство, взяточничество, грабежи  или убийства, т.к. нарушают основные законы государства, гарантирующие  права личности, и преследуются в  уголовном порядке. Вообще же это  чрезвычайно широкий класс поступков - от безбилетного проезда до убийства человека.4

Но такие  поступки как сквернословие, громкий  или возбужденный разговор, не нарушают уголовного права, но противоречат нормам поведения. Единственный способ наказания  – привлечение                                    к административной ответственности, уплата штрафа, устное осуждение окружающих людей или неодобрительность, косые взгляды прохожих.                 К формам девиантного поведения относят алкоголизм, наркоманию, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.

Право - это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью               в законодательстве и регулирующая общественные отношения.

С правом имеет дело в своей жизни каждый человек и на этом основании составляет о нем свое собственное представление.

«Можно, пожалуй, найти человека во всю свою жизнь никогда не заинтересовавшегося  вопросами естествознания и истории - но прожить свой век никогда не задаваясь вопросами права, дело совершенно немыслимое. Каким мизантропом вы ни будьте, как ни чуждайтесь вы людей, вам не обойти вопросов о праве. По крайней мере одно право, право личной свободы, не может вас не интересовать. Чуждаясь людей, вы должны же сказать им: здесь сфера моей личности, сюда вы не имеете права вторгаться».5

По словам известного древнеримского юриста Ульпиана, «изучающему право надо прежде всего узнать, откуда происходит слово «право» (jus); оно получило свое название от правосудия (justitia) ... право есть наука (ars)              о добром и справедливом».

Вопроса о праве не обходил ни один крупный философ древности. Видное место он занимал и в философии более позднего периода,                    а центральным стал для формирующейся юриспруденции. Вековые исследования то приближали, то удаляли человечество от правильного понимания права, его сути. «Для правоведа, - замечали. Кант, - остается тайной - является ли правом то, что требуют законы, каков всеобщий критерий, на основании которого можно вообще различать правовое                и неправовое».

Понятие права, по словам американского правоведа  Л. Фридмана, «имеет большое количество значений, хрупких как стекло, неустойчивых как мыльный пузырь, неуловимых, как время».

Информация о работе Право и этикет