Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:58, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение основных, фундаментальных прав и
свобод человека, значение этого института, основные концепции, теории,
классификация. Необходимо исследовать развитие и обогащение прав человека,
появления новых «поколений» прав.
Вступление.................................стр.3
I. Что подразумевается под основными правами и
свободами?.......стр. 4
II. Критерии отнесения прав человека к
основным..............стр. 6
III. Права человека и права гражданина...................стр. 8
IV. Основания ограничения прав и свобод человека и
гражданина.......стр. 11
V. Соотношение естественного и позитивного
права.............стр. 13
VI. Классификация прав и свобод человека и
гражданина............стр. 18
VII. «Поколения» прав человека.......................стр. 22
Заключение................................стр. 26
Список использованной литературы........................стр. 27
на пустом месте; он формировался на основе тысячелетнего опыта борьбы за
свободу и социальный прогресс.
Поэтому в современных условиях под основными правами человека, на мой взгляд,
следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и
международно-правовых документах по правам человека, в частности в
Международном Билле о правах человека, а также в Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод 1950 г., Европейской социальной Хартии 1961 г.
Любое основное право человека должно быть признано каждым государством-
участником независимо от его конституционного закрепления. Приоритет
международного права
по отношению к
человека становится общепризнанным принципом международного сообщества. Он
закреплен в Конституции РФ.
Другим важным источников основных прав являются Конституции или Уставы
субъектов Федерации.
Согласно п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, субъекты Федерации правомочны
принимать нормы, защищающие права и свободы человека и гражданина. Субъекты
Федерации, однако, лишены права самостоятельно регулировать дела в связи с
посягательствами на основные права, т.к. этот вопрос, согласно п. «в» ст. 71
Конституции, отнесен к исключительной компетенции РФ
Основные права, гарантируемые Основными Законами субъектов Федерации,
находятся на уровень ниже любой нормы федерального закона. Т.к. защита
основных прав относится к совместной компетенции Федерации и ее субъектов, то
простор для создания собственных гарантий основных прав субъектами Федерации
существует для них только в той мере, в какой те же самые права еще не
гарантированы Конституцией РФ. Если Конституция(Устав) субъекта гарантирует
основное права, которое уже защищено Конституцией РФ, то применяться должна
последняя.
VII. "Поколения" прав человека
Как отмечалось выше, основные,
фундаментальные права и
права и свободы обеспечивают
различные сферы жизни
политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим
они подразделяются. Однако эти права различаются не только по сферам
жизнедеятельности, но и но времени возникновения. Отсюда — появление понятия
"поколения прав человека".
Первым поколением прав человека признаются те традиционные либеральные
ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных
революции, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве
демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических
правах — праве на свободу мысли, совести и религии, праве каждого гражданина на
ведение государственных дел, праве на равенство перед законом, праве на жизнь,
свободу и безопасность личности, праве на свободу от произвольного ареста,
задержания или изгнания, праве на гласное и с соблюдением всех требований
справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд
других. Эти права выражали так называемую "негативную" свободу: они обязывали
государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать
условия участия граждан в политической жизни.
Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов
за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного статуса (так
называемые "позитивные права"), для реализации которых требуется
организационная, планирующая и иные формы деятельности государства по
обеспечению указанных прав.
В конце XIX — начале XX в. новый либерализм, оценив неблагоприятную ситуацию,
связанную с резкой поляризацией буржуазного общества, выдвинул идею
социального реформирования общества, которое призвано было смягчить
противостояние богатых и бедных. Можно отметить бисмарковскую социальную
политику(в стране была установлена
единая система социального
сфере социального страхования).
Так были положены начала второго поколения прав человека. Широкий набор таких
прав был закреплен в Конституции СССР 1936 г., хотя некоторые из них
(например, право на образование) в качестве программы были заявлены еще в
Конституции РСФСР 1918 г.
Параллельно с социальными преобразованиями в Советском Союзе шла реформация
экономических отношении в буржуазных государствах, поскольку реальная жизнь
выдвигала проблемы формирования системы социальной защиты человека,
приобретавшее особое значение в XX в. в связи с ростом притязании трудящихся
на улучшение экономических условий существования, возрастанием национальных
богатств развитых капиталистических стран.
И хотя социальная защищенность гражданина в СССР оказалась минимальной, тем
не менее она существовала и оказывала воздействие на мировое общественное
сознание, на идею формирования прав второго поколения.
Нормативное выражение социальных, экономических и культурных прав — права на
труд и свободный выбор работы, права на социальное обеспечение, на отдых и
досуг, права на защиту материнства и детства, права на образование, права на
участие в культурной жизни общества и др. нашло во Всеобщей декларации прав
человека и особенно в Международном пакте об экономических, социальных и
культурных правах и явилось огромным шагом вперед в развитии прав человека.
Природа у социальных прав второго поколения отличается от природы прав
первого поколения. Для их осуществления недостаточно воздерживаться от
вмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы создавать
социальные программы и вести всестороннюю организационную и хозяйственную
деятельность, которая позволила бы гарантировать провозглашенные права. Ряд
современных буржуазных государств не присоединились к Международному пакту о
социальных, экономических и культурных правах, мотивируя свою позицию тем,
что обозначенные в Пакте права не являются субъективными, поскольку не могут
быть защищены в суде. Хотя такого рода позиция не лишена оснований, тем не
менее присоединение к Пакту создаст обязательства для государства
совершенствовать свое внутреннее законодательство и организовывать в
соответствии с ним свою деятельность. В конце XX в. государство не может не
стремиться к тому, чтобы стать социальным. Это закономерность развития
современных государств, нашедших закрепление в ряде конституций зарубежных
государств — ФРГ, Франции, Италии, Испании, Португалии, Турции.
В период после второй мировой войны стало сформироваться третье поколение
прав человека. Их природа составляет предмет дискуссий. На мой взгляд,
особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективными и могут
осуществляться общностью, ассоциацией. Некоторые авторы высказывают точку
зрения, в соответствии с который к третьему поколению относятся только
коллективные права, основанные на солидарности, так называемые "права
солидарности" — право на развитие, на мир, на здоровую окружающую среду, на
общее наследие человечества а также право на коммуникацию, связанное с
концепцией нового международного информационного порядка.
Я согласна с такой позицией. Права третьего поколения — это коллективные
права, а не какие-либо "новые" права индивида. Разумеется, отдельный человек
принимает участие в реализации таких прав, но это участие связано не с его
личным статусом, а с его положением как члена какой-либо общности.
Права индивида и коллективные права
Между индивидуальными и
коллективными правами
основе которой должен лежать принцип: осуществление коллективных прав не
может ущемлять прав и свобод индивида.
Индивидуальные и коллективные права неразрывно связаны, хотя и различны по
своей природе. Право индивида — это естественное право, присущее ему от
рождения, одна из главных ценностей человеческого бытия, и в качестве таковой
она должна выступать измерителем всех процессов, происходящих в обществе, ибо
нарушение естественных прирожденных прав человека деформирует нормальное
развитие общества.
Коллективные права (право народа, право нации, право общности, ассоциации) не
являются естественными, поскольку формулируются по мере становления интересов
той или иной общности или коллектива. Их нельзя рассматривать как сумму
индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность или коллектив. Они
имеют качественно иные свойства, определяемые целями коллективного
образования. Однако как бы ни были многообразны эти права, их правомерность
должна неизменно проходить проверку "человеческим измерением" — правами
индивида. Коллективные права никогда не должны игнорировать прав человека,
противоречить им либо подавлять их (исключением являются чрезвычайные
ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации). Если коллективные права
ведут к ущемлению прав отдельного человека, значит, цели, объединяющие такую
общность, антигуманны и противоправны.
Противоречия, возникающие между правами человека, правами государства,
народа, нации, национальных меньшинств, народностей, малых народов, являются
одной из причин межнациональных конфликтов, в которых каждая из сторон
выдвигает свои доводы правоты, справедливости, законности, отстаивает свое
право на суверенитет. Однако право народа на самоопределение неотделимо от
беспрепятственного
Например право на развитие, осуществление которого народами, освободившиеся
от колониальной зависимости, не должно ущемлять прав индивидов,
принадлежащих к иной национальности или расе. Коллективные права какой-либо
общественной организации (ассоциации) не могут основываться на подавлении
ограничении индивидуальных интересов.
Завершая вопрос о третьем поколении прав человека, хотим отметить, что в
современных теориях наблюдается тенденция относить сюда те из них, которые
конкретизируют индивидуальные права первых двух поколений (например, право на
отличие, право на тишину и покой и др.). Такие права не являются
коллективными, и их едва ли правильно относить к третьему поколению. Наряду с
этим можно признать правомерным включение в эту категорию таких коллективных
прав, как право на солидарность и на международное общение.
Заключение
В заключении хочу конкретизировать некоторые положения. Основные права
человека и гражданина гарантирует глава 2 Конституции РФ, согласно ч. 2 ст.
17, основные права и
свободы человека «
рождения». Тем самым Конституция признает основные права как существующие
независимо от конкретного законодательства естественные права. Гарантируемые
гл. 2 Конституцией права и свободы имеют приоритет по отношению к любой норме
федерального закона, указа
или постановления
федеральном уровне. Следовательно,
никакой нормативный акт
Конституции не может быть действительным, если он не отвечает гарантированным
Конституцией основным правам.
С одной стороны основные права олицетворяют решения законодателя и
представляют собой
стороны, это субъективные права тех лиц, которые могут требовать от органов
государственной власти уважения их индивидуальных прав и свобод в каждом
отдельном случае и имеют возможность добиться этого в судебном порядке.
Органы исполнительной и судебной власти, в особенности, должны учитывать
объективное содержание основных прав при применении норм закона. Для
законодательных органов основные права и свободы – рамки, определенная
программа законотворческой деятельности. Конституционный Суд РФ обладает
компетенцией в ходе проводимого в судебном порядке контроля правовых норм,
согласно пп. «а-г» ст. 125 Конституции РФ, проверить, соответствует ли данный
нормативный акт нормам Основного Закона. Все государственные органы обязаны
толковать и применять нормативный акт как отвечающий основным правам. В
случае если нормативный акт не может применяться без нарушений основных прав,
нужно ставить вопрос о его отмене.
Неправильно думать, что основные права есть некие привилегии и правомочия.
Если кто-то создает предприятие, решает принять мусульманскую веру или
переезжает из Москвы в Тулу, он может это делать потому, что все это
представляет собой
Сумма этих возможностей есть естественная свобода каждого человека, не
зависящая от любого правопорядка. В общем эта свобода не ограничена, и тот,
кто решается на одно из допустимых в рамках этой свободы действий, не
нуждается в разрешении на это и не обязан предоставлять этому оправдательные
причины. Но есть и условия реализации этих прав и свобод: они не должны
нарушать права третьих лиц, и не должны противоречить рамкам, установленным
законом. Однако, не индивидуум обязан оправдывать свои действия, когда он