Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:34, курсовая работа
Реализация провозглашенных Конституцией и законом правил свобод - это не только основная цель и функция государства, но и жизненно необходимая задача самих граждан и их объединений. Чтобы граждане успешно «воевали за свои права», необходимо, как минимум, наделить соответствующими полномочиями, во-первых, и, во-вторых, научить их и помочь им пользоваться законом как средством в отстаивании своих личных и общественных интересов. Защищая свои права, добиваясь их восстановления, граждане рассчитывают при этом не только на собственные силы, но и могут пользоваться поддержкой государственных и общественных структур, СМИ, общественного мнения.
Введение…………………………………………………………………….... 3
Понятие прав и свобод человека и гражданина…………………………….6
Классификация прав и свобод человека и гражданина……………..…… 17
Обязанности человека и гражданина и гарантии его прав…………….….22
Заключение ………………………………………………………………….32
Список использованной литературы ………………………………………33
К числу так называемых, «естественных», неотчуждаемых прав, Декларация относит свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
Что касается второй группы прав, которые «полагаются» человеку как гражданину общества, то их цель, по мнению И.Сабо, состоит в том, чтобы обеспечить для гражданина возможность участия в государственно-политической жизни, а также в известной степени защитить отдельно взятого гражданина или определенную группу граждан от возможного произвола властей, государственных органов». 18
Таким
образом, понятие «гражданин»
«Права личности понимают как
правомочия, принадлежащие конкретному
индивиду в конкретной
Обобщая различные варианты понимания прав человека в современной юридической литературе, можно сформулировать следующее определение. «Права человека - это общая и равная для всех мера (норма) свободы (возможного поведения), необходимая для удовлетворения потребностей его существования, развития, самореализации, которая в тех или иных конкретно - исторических условиях определяется взаимным признанием свободы субъектами правового общения и не зависит от её официальной фиксации государством, хотя и нуждается в государственном признании и гарантировании».21
В юридической науке наряду с термином «права» человека и гражданина повсеместно используются и термины «свобода», «основные свободы человека и гражданина». Ещё известный русский учёный В.С. Соловьёв сделал вывод о том, что «в основе права лежит свобода как характеристический признак личности».22
Философской основой института прав и свобод является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и её соотношении с государством.
В XVIII веке происходит документальное закрепление естественного правового понимания свободы.
В Декларации независимости США 1776 года говорится: «Мы считаем очевидными следующие истины; все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых».
В Декларации прав человека и гражданина 1789 года (Франция) сказано: «1.Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. 2.Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению».23
Эти великие документы, действующие в своих странах и поныне, заложили фундамент современной цивилизации, в них смысл и цель демократического правового государства. В тех странах, где общественное устройство утвердилось на принципе свободы (гражданское общество), были достигнуты большие успехи в развитии экономики, культуры, науки и техники, социальной защиты населения.
Основные постулаты учения о
свободе легли в основу новой
российской Конституции, а
Термин ”свобода” употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Конституции выполняет роль основополагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело - свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода, совести, свобода слова). В этом смысле термин “ свобода” по существу тождествен термину ” субъективное право“. Под субъективным правом понимается “гарантированная законом мира возможного (разрешенного) поведения гражданина”.26 Такое право очерчивает юридические решения индивидуальной свободы личности. Н.В Витрук справедливо писал: «Субъективные права, существующие в силу того, что они официально признаны государством и узаконены (хотя это также необходимо), а в силу самой сущности классового общества складывающихся на базе господствующих общественных отношений, социальных возможностей личности».27 Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека в общем, философском смысле этого слова.
Свобода - сложное социальное явление, имеющее множество форм выражения. Социальная свобода, например, выражается в участии граждан в референдуме и свободных выборах (ст. 3 Конституции РФ). Свобода личности проявляется в том, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права иметь его (ст.6; ч.3).28
«Подлинная свобода личности немыслима вне сочетания интересов личности с интересами общества, коллектива. Необходима их гармонизация».29 Если иметь в виду свободу в самом широком смысле, то она в нынешнем обществе проявляется: в сфере экономической - свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономического пространства (ч.1 ст.8); в области политической - признание политического многообразия, многопартийность (ч.3 ст.13); в сфере социальной - свобода труда, поддержка материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан и иные гарантии социальной защиты. В общем и целом в этой сфере обеспечивается достойная жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.7); в области нравственно - психологической - признание идеологического многообразия.30 Социальная свобода и ответственность создаются не нормами права, а характером общественного строя. Нормы лишь захватывают и охраняют их.
«Свобода как определенное социальное состояние общества, как познанная и освоенная необходимость находит свое наиболее концентрированное выражение в праве, в котором она практически материализуется, объективируется, отливается в конкретные правовые формы, принципы, инструменты. По характеру права в данном обществе, его развитости, завершенности всегда можно судить о сущности и широте той свободы, которую юридически признает и допускают государственная власть».31
Между двумя этими понятиями есть сходство и различие. Сходство состоит в том, что первое и второе определяется через правовую возможность. И в том, и другом случае говорится о возможности избрать тот или иной вид поведения, пользоваться предусмотренными конституцией социальными благами как в собственных интересах, так и в интересах всего общества.32
«Правовые норы и есть нормы свободы, но свободы юридически признанной, выраженной, (оформленной) государством в виде законов и иных правовых актов». 33
«В
этом заключается основная ценность
и полезность права для личности.
В праве свобода получает необходимую
опору и гарант, а личность- возможность
удовлетворения своего интереса. Без права,
вне права свобода могла бы оказаться
«пустым звуком», остаться нереализованной
и незащищенной. Именно в этом качестве
право прежде всего необходимо человеку,
а не в качестве инструмента властвования
и принуждения».34
Права
человека сформировались как следствие
многочисленных исторических причин,
которые, в свою очередь были обусловлены
назревшей психологической
В процессе исторического развития сложились три вида прав человека и гражданина: гражданские, политические, социально- экономические. С приходом буржуазии к власти эти права были включены в конституции, и тем самым было дано обещание соблюдать их. Это была свобода частной собственности, которую, как правило, определяли как общую свободу, но никогда не осуществляли ее во всей полноте; таково было право на безопасность. Особенно четко, в противоположность феодальным порядкам, было провозглашено право на неприкосновенность личности, включая тайну переписки и неприкосновенность жилища.
Пришедший к победе буржуазный строй позднее расширил перечень прав человека за счет прав, уже укоренившихся в окрепшем буржуазном обществе. Появились демократические институты, имевшие силу права: избирательная система, принцип самоуправления; более определенные формы обрели права на свободу печати, свободу собраний, на создание обществ и организаций, на свободу слова, свободу мнений и т.д. В процессе социалистического развития к этим правам были добавлены новые права, которые, принимая во внимание опыт предыдущих эпох, а так же условия общественно- исторического развития были сформулированы как экономические, социальные и культурные права, в некотором смысле являющиеся основой остальных гражданских прав. Позднее эти права отчасти вошли в конституции буржуазных государств и постепенно стали общепринятыми.35
В историческом конспекте современные исследователи выделяют три поколения прав: первое – это политические, гражданские и личные права, провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями и закрепленные в известных Декларациях (американской, английской, французской). «Отличительной особенностью этой группы прав является то, что они опираются на концепцию негативной свободы».36 Второе – социально – экономические права возникшие под влиянием социалистических идей, движений и систем, в том числе СССР (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь); они дополнили собой прежние права, получили отражение в соответствующих документах ООН; третье поколение – коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально – освободительных движений (право народов на мир, безопасность, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, достойную жизнь и т. д.).
Выделение трех поколений прав в значительной мере условно, но оно наглядно показывает последовательную эволюцию в развитии данного института, историческую связь времен, общий прогресс в этой области.37
В настоящем законодательстве на данный момент существует "обширная совокупность прав и свобод человека и гражданина.
«Обще принятыми критериями их классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуется те или иные интересы и потребности личности. Различают гражданские (личные), экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные права».38
Гражданские (личные) права.
«Личные (гражданские права) обеспечивают свободу личности, прежде всего от незаконного вмешательства государства в ее частную жизнь, частные интересы».39
Во
главе гражданских прав стоит
принцип равенства перед
С точки зрения Р.А. Мюллерсона, «гражданские права - это те права и свободы, которые принадлежат человеку, как члену гражданского общества».41
К ним относятся: право на жизнь, достоинство личности, право на свободу личности и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписи, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, право выбора места пребывания и жительства и др.
Политические права являются правами гражданина и связаны с принадлежностью индивида к гражданству конкретного государства. Они обеспечивают гражданину возможность участвовать в политической жизни общества, в формировании представительных органов государственной власти и местного самоуправления и др. Этот блок прав охватывает право граждан на свободу слова, на объединение в общественные организации, на свободу союзов и ассоциаций, право петиций и др.
Экономические права обеспечивают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг. В каталоге экономических прав выделяют право частной собственности, право на труд, благоприятные условия труда, на предпринимательскую деятельность и др.