Права и свободы человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Реализация провозглашенных Конституцией и законом правил свобод - это не только основная цель и функция государства, но и жизненно необходимая задача самих граждан и их объединений. Чтобы граждане успешно «воевали за свои права», необходимо, как минимум, наделить соответствующими полномочиями, во-первых, и, во-вторых, научить их и помочь им пользоваться законом как средством в отстаивании своих личных и общественных интересов. Защищая свои права, добиваясь их восстановления, граждане рассчитывают при этом не только на собственные силы, но и могут пользоваться поддержкой государственных и общественных структур, СМИ, общественного мнения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….... 3
Понятие прав и свобод человека и гражданина…………………………….6
Классификация прав и свобод человека и гражданина……………..…… 17
Обязанности человека и гражданина и гарантии его прав…………….….22
Заключение ………………………………………………………………….32
Список использованной литературы ………………………………………33

Работа содержит 1 файл

Курсовая 1-й курс..doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….... 3
  2. Понятие прав и свобод человека и гражданина…………………………….6
  3. Классификация прав и свобод человека и гражданина……………..…… 17
  4. Обязанности человека и гражданина и гарантии его прав…………….….22
  5. Заключение ………………………………………………………………….32
  6. Список использованной литературы ………………………………………33
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Поиск оптимальных моделей взаимоотношений  государства и личности всегда представляет собой сложнейшую проблему. Эти модели в решающей степени зависели от характера общества, типа собственности, демократии, развитости экономики, культуры и других объективных условий. Но во многом они определялись также властью, законами, правящими классами.

     При рассмотрении вопроса о правах и свободах, нельзя не отметить, что реализация всех прав и свобод  в полной мере возможна лишь при наличии постоянного демократического правового государства. Только в этом случае права и свободы граждан, а также их обязанности будут составлять важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижения данного общества, показателем его зрелости и цивилизованности.

       «Несмотря на ратификацию Россией Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также иных ключевых международных актов, касающихся основных прав и свобод человека, реализация этих актов в нашей стране имеет определенную специфику.

     Систематические нарушения в области прав человека констатируют и зарубежные, и отечественные  исследователи и официальные лица. Так, уже традиционной стала неудовлетворительная оценка ситуации с правами человека в нашей стране, даваемая Уполномоченным по правам человека в России. Европейские государственные деятели регулярно заявляют о несоблюдении в России стандартов Европы в области прав человека. Международные организации также систематически оповещают мировое сообщество об ухудшении состояния прав человека в России».1

     Так же  об этом свидетельствует доклад «Права человека в России. Год 2006», подготовленный Светланой Ганнушкиной и представленный на встречу представителей российских НПО и официальных структур Евросоюза.

       «Положение с правами человека  в России явно и постоянно  ухудшается.  Одной из основных  причин этого, на наш взгляд, является растущее изничтожение независимости разных ветвей власти. Помимо законодательной это  относится и к судебной власти. При этом на территории России отсутствует единообразная судебная практика». 2

     Реализация  провозглашенных Конституцией и  законом правил свобод - это не только основная цель и функция государства, но и жизненно необходимая задача самих граждан и их объединений. Чтобы граждане успешно «воевали за свои права», необходимо, как минимум, наделить соответствующими полномочиями, во-первых, и, во-вторых, научить их и помочь им пользоваться законом как средством в отстаивании своих личных и общественных интересов. Защищая свои права,  добиваясь их восстановления, граждане рассчитывают при этом не только на собственные силы, но и могут пользоваться поддержкой государственных и общественных структур, СМИ, общественного мнения.

      «К настоящему моменту в Российской Федераций сложилась определенная система правовой защиты прав и свобод человека и гражданина, включающая наряду с самозащитой и международно-правовой защитой прав и свобод государственно-правовую защиту в установленном законом порядке (правоохранительными органами и иными федеральными органами исполнительной власти, Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в Российской Федерации и субъектах Федерации; и в судебном порядке».3

      Наряду  с обеспечением претворения в  жизнь прав человека вообще и массовом порядке, необходимо создавать соответствующие  гарантии, и особенно соответствующие  процедуры для индивидуального осуществления прав человека, для каждой личности в отдельности.

      «Таким образом, задача первостепенной важности имеющихся гарантий, довести до сознания людей, что такие процедуры действенны, а до государственных органов, что указанные процедуры охраняются особыми гарантиями.

      Идя этим путем, мы одновременно повысим  и уважение к нашим гражданам  и к государству».4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие прав и свобод человека и гражданина.

     Проблемы  прав человека, как и все, что связано  с ними, носят универсальный характер, являются предметом обсуждения всех отраслей обществознания, да и ряда естественных наук.

     В аспекте изучаемой темы ее исследование необходимо начать с самого человека, чьи сущностные черты, идеальные или поведенческие образы явно или неявно связаны с правом. «Человеку, как существу духовному не возможно жить на земле вне права».5 Лишь человек среди всех других живых существ обладает разумом, комплексом эмоциональных качеств и способен ощущать и  осознавать право, соблюдать правовые установления, приспосабливаться к правовой действительности. Еще Н.И.Матузов писал: «Человек существо не только биологическое, но и социальное, он находится в сложной системе отношений с другими людьми, осознает и аккумулирует в себе окружающую его действительность, способен изменять ее  или, по крайней мере, влиять на нее».6 Словом, человек живет в правовой системе и в силу ряда социально- экономических, политических или других факторов прогрессивного развития не может существовать без права.

     Вместе  с тем, сказанное описывает лишь одну сторону взаимосвязи права и человека, а именно: возможность и необходимость детерминации человека правовой системой. Человек в данном случае выступает в качестве единственного, но только пользователя права, в качестве только субъекта правоприменительных, правореализующих отношений.

     Другая  сторона взаимодействия человека и  права говорит о человеке как  о творце права. Здесь, прежде всего, имеется в виду то, что право- неотъемлемое качество человека и свойство его бытия. Изначально человек защищает свою жизнь, свободу (сначала инстинктивно, а потом сознательно) т.е. реализует свое право на жизнь и свободу.7

     Как известно, Всеобщая декларация прав человека стала первым самостоятельным актом, юридически зафиксировавшим перерастание прав человека в институт международного права. «Декларация заложила основы систематизации правовых возможностей людей».8

      Сама  по себе идея прав человека возникла значительно раньше. Здесь можно встретиться с двумя точками зрения. Некоторые исследователи считают, что понятие «права человека» родились  лишь в 17-18 вв., в исторический период становления буржуазии как класса. Действительно, по своему происхождению эта идея восходит к глубокой древности. «Уже в 5-4 вв., до н.э. древнегреческие философы (Ликофрол, Актифол и др.) утверждали, что все равны от рождения и имеют одинаковые, дарованные природой права. Аристотель одним из основополагающих  считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе».9 Однако в те времена эта идея возникла в иных общественных отношениях и, более того, выполняла иную социальную функцию. Поэтому можно смело утверждать, что современное понятие «права человека» сложилось только в 17-18 вв. Под правами человека понимаются «естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни».10

      Что касается реализации в правовой политике или, по крайней мере, фиксировании в законе, то это нашло осуществление уже после победы буржуазной революции.11

      Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде была Вирджинская  декларация (1776г.), положенная в основу Билля о правах США (1791г.). Непреходящее значение имеет французская декларация прав человека и гражданина (1789г.). Основополагающие права человека, закрепленные в этом  политико-правовом  документе (на собственность, личную свободу и безопасность), до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948г). Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991г) и Конституции РФ (1993г).

          В юридической литературе не  прекращаются споры о происхождении  самого термина «прав человека».  В этом отношении мы можем  встретиться с самыми различными  точками зрения. Рассмотрим некоторые  из них. Согласно первой заслуга  формулирования понятия «права человека» принадлежит Жан-Жаку Руссо. Именно он выдвинул идею «общественного договора», согласно которой все люди добровольно объединяются в некую общность- государство, уступая ему свои индивидуальные, личные права, растворяются в нем и становятся частицами единого целого, подчиняя свою волю этой общности. Однако уже из самой аргументации и схемы общества Руссо вытекает, что он никак не мог быть «отцом» понятия прав человека, ибо считал, что вступая по общественному договору в общность, именуемую государством, человек уступает последнему всю совокупность своих личных прав без остатка, не оставляя себе из них ровным счетом ничего.

      Другая  точка зрения возводит происхождение  прав человека к так называемым североамериканским биллям, точнее к тем из них, которые декларировали права человека. Ее сторонники утверждали, что это понятие родилось в США, современное же его толкование по сути лишь «пересадка»  американских принципов в Европу. Очевидно, что и эта точка зрения ошибочна. Билли являлись продуктом той борьбы, которую вёл американский народ против английского колониального гнёта, и поэтому являются скорее документами, фиксирующими освобождение от этого гнёта.  Нет таких оснований утверждать, что эти билли были выразителями прав человека в буржуазном обществе, поскольку сами они родились ещё в условиях феодализма.12

      «Распространено мнение, что права человека выступают  как моральные, нравственные критерии действующего правопорядка. Однако даже относительная общность ценностных основ права и морали не является достаточным аргументом для смешения прав человека как правовых феноменов собственно моральными. Права человека - правовая, а не этническая категория».13

        Рождение понятия «права человека» совпало и слилось воедино с возникновением, а точнее сказать, с возрождением естественного права, из которого проистекал принцип «вечности и незыблемости» прав человека, «Суть идеи естественного права заключается в следующем: наряду с писаным правом, состоящим из совокупности законов, над ним существует некое неписанное моральное право, которое проистекает из самой сущности человека, из его разума».14

      И.А. Ильин писал: «Основная задача положительного права состоит в том, чтобы принять в себя содержание естественного права, развернуть его в виде ряда правил внешнего поведения, приспособленных к условиям данной жизни и к потребностям данного времени, придать этим правилам смысловую форму и словесное закрепление и, далее, проникнуть в сознание и к воле людей, в качестве авторитетного связующего веления. Положительное право есть целесообразная форма поддержания естественного права».15

      Всякое  право, в том числе и право  человека проистекает из отношений человека с другими людьми и выражает именно эти отношения;  любое право, в том числе право человека  носит общественный характер, является продуктом общества; все правовые нормы рассматривают человека не как биологическую особь, а как члена общества,  они касаются  сторон его  общественного бытия,  а не биологического существования.

      И.В. Витрук писал, что «источником прав личности в обществе служит  не право само по себе,  не воля законодателя, а реальные общественные связи людей».16   

      Декларация  прав человека и   гражданина (1789г) исходила из школы  естественного права, а  потому  давала правам человека  соответствующее объяснение  с позиций этой школы. Согласно принципам Декларации человек рассматривался в двух аспектах: с одной стороны, как отдельно взятая человеческая особь, а с другой стороны   - как гражданин, т.е. как член общества.

          В соответствии с этим принципом  французская Декларация четко и определенно провозгласила  два вида прав - права человека и права гражданина. К правам человека были  отнесены те права, которыми он якобы обладал еще до вступления  в человеческую общность,  т.е. которые были ему присущи как особи в некотором предполагаемом первобытном  состоянии; вторые, т.е. права гражданина, возникли  и были обретены  человеком позже, в политическом  обществе, в результате заключения  общественного договора, где он  выступал уже как член политической общности».17

Информация о работе Права и свободы человека и гражданина