Права и обязанности граждан РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:38, реферат

Описание работы

В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философскоезвучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер. Дальнейшим этапом углубления и развития каталога прав человека стала вторая половина XX в. После Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного внимания международного сообщества. Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда других важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в. Что же касается конституций, то они, подстраиваясь под определенный этап жизни общества, постоянно дополнялись правами и свободами человека, но, при этом обеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторой части общества, являющейся “правящей верхушкой” такого общества. Значение Конституции опрделяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности. Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

Содержание

1)Введение
2)Понятие и сущность правового положения личности в Республики Беларусь.
3) Основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь.
4)Конституционные гарантии основных прав, свобод и обязанностей граждан Беларуси. Роль ОВД в охране прав и свобод граждан.
5)Заключение
6)Литература

Работа содержит 1 файл

реферат права и обязанности граждан РБ.docx

— 60.51 Кб (Скачать)

ответственности,  в  том  числе  уголовной,  административной,   гражданско-правовой и иной ответственности. Требование о соблюдении законов носит достаточно общий характер. Можно

предположить, что, во-первых, речь идет  о  законах,  которые  соответствуют Конституции, так как  в  случае  расхождения  Конституции  и  закона  должна действовать Конституция (см. ст.ст. 137, 142  Конституции).  Во-вторых,  эта обязанность  распространяется  на  все  (не  только  Конституцию  и  законы) нормативные акты, если они изданы на основе и в соответствии с  Конституцией Республики Беларусь. Что же касается невыполнения провозглашенного в Конституции требования об уважении национальных традиций, то, на мой  взгляд,  если  при  этом  не нарушаются правовые нормы, может наступать лишь моральная ответственность.

3. Конституционные  гарантии основных  прав, свобод и  обязанностей граждан Беларуси. Роль ОВД в охране прав и свобод граждан.

В  современных  условиях  защита  прав  человека  все  более  очевидно становится одной  из  доминант  общественного  прогресса,  основой  которого является  общечеловеческий  интерес,  приоритет общечеловеческих  ценностей. Подлинный  прогресс  невозможен  без  должного  обеспечения  прав  и  свобод человека, в том числе права на честь, достоинство и деловую репутацию.

Ни одно государство  не в состоянии не замечать при  принятии  тех  или иных решений проблемы защиты прав человека. Без  этого  невозможно  заложить нравственную  и  политическую  основу  нашего  будущего.  У   общества   нет будущего, если оно не уважает права и  свободы  личности.  Право  на  честь, достоинство,  деловую  репутацию   является   важнейшей   социально-правовой

ценностью и  потребностью для любого государства  и общества. Очень важно  при этом создать подлинно  правовое  государство,  ибо  правовое  государство  и права человека неотделимы друг от друга:  правовое  государство  -  гарантия реальности прав человека в плане их защиты от нарушений, а права человека  - своеобразное    гуманистическое,     человеческое     измерение     правовой государственности. В правовом положении личности все  составляющие  ее  элементы  не только тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга,но  вместе  с тем каждый из них имеет свое  назначение,  выполняет  определенную  функцию. Это в полной  мере  относится  и  к  гарантиям.  В  рамках  целого,  системы назначения гарантий  состоят  в  том,  что  они  призваны  обеспечить  такую возможно более благоприятную обстановку, в атмосфере  которой  записанные  в конституции и законах юридический статус личности и  особенно,  ее  права  и свободы становились фактическим положением  каждого  отдельного  человека  и гражданина. Без соответствующих гарантий провозглашенные  в  конституции,  в законах права и свободы  -  пустой  звук.  Реализация  этих  прав  и  свобод требует не только благоприятных условий,  но  и  подкрепленной  эффективными средствами   активной   деятельности,   как   государства,   его    органов,

общественных  объединений, так и самих граждан. Вопрос о гарантиях  возникает каждый раз, когда осуществляется переход от должного к сущему. Гарантии - один из вопросов проблемы правильного  применения  правовых норм, законности и многих других процессов правовой  деятельности.  Гарантии нужны не сами по себе, а для возможно полного претворения  в  жизнь  прав  и свобод. Назначение гарантий состоит как в обеспечении, так и в  охране  прав и свобод. Более полное претворение в жизнь прав и свобод граждан зависит  от множества самых разнообразных  по  характеру  факторов,  каждый  из  которых выступает в качестве гарантий  прав  и  свобод.  В  широком  плане  понятием "гарантии"  охватывается  вся совокупность   объективных   и   субъективных факторов, которые направлены на  полную  реализацию  и  всестороннюю  охрану прав и свобод  граждан, на устранение  возможных  причин  и  препятствий  их неполного или не подлежащего осуществления   и  защиту  прав  от  далеко  не редких в наши дни нарушений. Хотя эти факторы и  весьма разнообразны, но  по отношению к процессу реализации прав  и  свобод  они  выступают  в  качестве условий,   средств,   способов,    приемов   и   методов   правильного   его

осуществления.  То  есть  под  гарантиями  понимается  условия  и  средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану  прав  и  свобод всех и каждого. Первая   группа   гарантий   -условия-   направлена   на   создание благоприятной обстановки для пользования основными правами и свободами. Вторая же группа - средства, выступающие в качестве способов,  приемов и методов охраны и обеспечения прав и свобод прав и  свобод  прав  и  свобод личности -  вооружает органы государства,  органы  местного  самоуправления, общественные объединения, самих граждан эффективным  инструментом  в  борьбе за надлежащее осуществление основных прав и  свобод.  Общепризнанно  деление гарантий прав и свобод граждан на политические,  идеологические и  правовые. Исходя  из  ныне  действующей  Конституции,  все   гарантии   выражаются   в юридических средствах и способах защиты прав и свобод человека и  гражданина и, прежде всего, в судебном обеспечении. В Конституции  Республики  Беларусь закреплены постановления, фиксирующие  принципы  и  нормы  защиты  различных категорий людей. В системе условий и средств охраны,  обеспечения  и  защиты конституционных прав и свобод граждан  Республики  Беларусь    важное  место принадлежит юридическим гарантиям. Все виды  гарантий  по  своему  важны,  и лишь все вместе они могут обеспечить полную и  всестороннюю  прав  и  свобод

человека и  гражданина. Отсюда значение юридических  гарантий так велико,  как и   других   гарантий.   Более   того,   чем   прочнее   становятся   основы конституционного строя, тем сильнее возрастает роль юридических, а  равно  и других гарантий прав и свобод. Под  юридическими  гарантиями  понимаются  те  правовые  средства   и способы, с помощью которых в обществе  обеспечивается  гражданам  реализации их прав  и  свобод.  Юридические  гарантии  конституционных  прав  и  свобод многочисленны и весьма разнообразны.  Но их объединяет  одно  присущее  всем

им свойство. Все они выражены, закреплены  в  законодательстве.  Юридические гарантии    выражаются    прежде    всего    в    нормах    республиканского законодательства, которые раскрывают  и  конкретизируют  указанные  права  и свободы и в, особенности, устанавливают  порядок  их  осуществления.  Однако отнюдь  не  все  без  исключения  правовые   нормы   являются   юридическими гарантиями прав и свобод  граждан,  а  лишь  те  из  них,  которые  содержат определенные  средства   и   способы,   при   помощи   которых   достигается беспрепятственное   пользование   правами,   защита   прав   и   свобод    и восстановление их в случае нарушения.   Поскольку все отрасли  права   имеют нормы, закрепляющие те или иные средства и  способы  охраны,  обеспечения  и защиты прав и свобод, постольку можно говорить о  конституционно-  правовых,

административно-правовых,  уголовно-правовых  и  процессуальных   гарантиях. Юридические гарантии прав и свобод  непосредственно  связаны  с  применением правовых норм и выражаются в правовой деятельности государственных  органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных  объединений, самих  граждан.   Права   и   свободы   человека   и   гражданина   являются непосредственно   действующими.   Они   определяют   смысл,   содержание   и

применение  законов,   деятельность     законодательной   власти,   местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В  качестве  правовых  гарантий выступает не любая их  деятельность, а только та, с которой закон  связывает наступление определенных  юридических  последствий.  Конституционные  права и свободы эффективно могут   быть гарантированы лишь устойчивой,  стабильной практикой    работы    государственных    органов,    органов    местного самоуправления,  их должностных   лиц,  а  также  общественных  объединений, которая в целом обеспечивает  гражданам  пользование  правами  и  свободами, предотвращает их от возможных нарушений. Гарантией  конституционных  прав  и свобод граждан служит лишь  такая  деятельность  государственных  органов  и должностных лиц, которая отвечает строго закону  и  направлена  на  возможно полное осуществление в  качестве  гарантий  конституционных  прав  и  свобод граждан. Выступает не  только  сам  результат  деятельности  государственных органов, органов местного  самоуправления  и  общественных  объединений,  но механизм, определенный  законом  п рядок  осуществления  этой  деятельности. Абсолютное большинство гарантий в виде  условий  обеспечивает  благоприятную обстановку в  атмосфере  которой  гражданин  может  эффективно  пользоваться своими конституционными правами и свободами. Такие условия образуют  внешнюю среду деятельности каждого человека и гражданина и не зависят от его воли  и желания, ибо  они  имеют  корни  в  общественном  и  государственном  строе. Гарантии в виде средств и  способов  обеспечения  и  охраны  конституционных прав и свобод также создаются не каждым отдельным гражданином, а  обществом, государством, коллективом и используются ими для претворения указанных  прав и свобод в жизнь.  Однако  вместе  с  этим  существуют  и  такие  условия  и

средства  обеспечения  охраны  конституционных   прав   и   свобод   граждан формирование и пользование которыми во многом зависит от них самих, их  воли и желания. Наша Конституция содержит  целый  ряд  положений  правоохранительного свойства, которые обеспечивают как пользование правами и  свободами,  так  и порядок  их   восстановления.   Последних   сравнительно   много:   «Каждому гарантируется  защита  его  прав  и  свобод  компетентным,   независимым   и беспристрастным судом  в  определенные  законом  сроки».[7]  В  этой  статье закреплена норма, обобщающая различные виды государственной  поддержки  прав и  свобод  и  правила  их  восстановления  в  случае   нарушения   последних «государственная защита прав и свобод человека  и  гражданина  в  Республики Беларусь  гарантируется». В осуществлении этого  конституционного  положения задействованы все органы государства и некоторые  общественные  структур.  К правам, направленным на охрану других прав и свобод, относятся также:

> право на  жалобу,

> право на  судебный иск,

> право обвиняемого  на защиту и другие.

Указанную группу прав можно именовать как категорию  прав,  выражающую правомочия граждан по защите своих прав и свобод. Таким образом  по  объекту основные права и свободы можно разделить на 2 группы:

a.  составляют  те  права,  которые   предусматривают   пользование определенными социальными благами,

b. направлена на охрану других прав и свобод личности. Конституционное право каждого на судебную защиту означает,  что  любое лицо может подать жалобу о нарушении его прав  и  свобод  в  соответствующий суд, а последний обязан  ее  принять,  рассмотреть  по  существу  и  вынести

законное и  обоснованное решение. Реализация прав и свобод может выражаться в форме  фактического  право обладания, пользования, распоряжения ими или в защите, восстановлении прав  в

случае их нарушения; все это составляет  содержание  юридического   процесса претворения их в жизнь. Наиболее полно оно  выражается  в  пользовании  теми социальными     благами,     которые     предусмотрены      соответствующими конституционными  правами  и   свободами.    Чтобы   пользоваться   правами, необходимо не только по закону, но и фактически  обладать  ими.  Фактическое обладание основными правами  и  свободами  всегда  предшествует  пользованию ими, ибо нельзя пользоваться тем,  чем  не  обладаешь.  Любое  записанное  в Конституции  право  содержит  не  один,  а  несколько  вариантов  возможного поведения, и каждым из них гражданин может воспользоваться.  В  соответствии с Основным законом он всегда обладает большими правовыми возможностями,  чем в данный момент пользуется. Если  рассматривать  содержание  прав  и  свобод белорусских  граждан   во   всем   объеме,   то   есть   совокупность   всех предусмотренных данными нормативными актами возможностей, то  обладание  ими по общему правилу сопровождается  пользованием.  В  ряде  случаев  обладание записанными в Конституции Республики Беларусь  правами  и  свободами  вообще трудно отделить от пользования ими. Именно так обстоит дело в  сфере  личной безопасности  и  частной  жизни.   Обладая   конституционными   правами   на неприкосновенность  личности,  тайну  переписки,   телефонных   переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища,  граждане повседневно пользуются ими. Во всех тех случаях, когда для  реализации  прав и свобод граждан нет необходимости  вступать  в  конкретные  правоотношения, обладание  правами и  свободами  трудно  отделить  от  пользования  ими.  По общему правилу права и свободы выступают как  реализующиеся  возможности,  и эта  их  реализация  есть  не  что  иное,  как  способ   их   существования. Восстановление нарушенных прав  и  свобод  не  является  непременной  формой реализации  основных  прав  и  свобод  граждан.  Напротив,  оно   составляет отступление от основного правила. Основная тяжесть работы по защите  прав  и свобод граждан ложится на суды общей юрисдикции и прежде всего  на  районные суды. Конституционный Суд Республики Беларусь  также играет большую  роль  в обеспечении гарантий судебной защиты прав и свобод граждан.  Конституционный Суд  Республики  Беларусь   -  судебный  орган  конституционного   контроля, самостоятельного  контроля,  самостоятельно  и   независимо   осуществляющий судебную власть посредством конституционного  судопроизводства.  Полномочия, порядок образования и деятельности его определяются Конституцией  Республики Беларусь  и Законом Республики Беларусь «О Конституционном  суде  Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г. Конституционный  Суд,  разрешая  дела,  руководствуется   Конституцией Республики  Беларусь,   международно-правовыми   актами,   ратифицированными Республикой Беларусь, а также законами и другими нормативными актами. При  рассмотрении   вопросов   о   соответствии   нормативных   актов Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд  исходит  из  презумпции их конституционности.[8] Основанием   к    рассмотрению    дела    является    обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует  ли  Конституции  Республики Беларусь   закон, иной нормативный акт  и  прочее.  Правом  на  обращение  в Конституционный Суд Республики Беларусь  с индивидуальной  или коллективной

жалобой на нарушение  прав и свобод обладают граждане, чьи  права  и  свободы нарушаются законом,  примененным  или  подлежащем  применению  в  конкретном деле, для объединения граждан, а также  иные  органы  и  лица,  указанные  в Федеральном законе.  В  отличии  от  других  судов Конституционный Суд не рассматривает  жалобы  на  неправильное  применение  закона,   приведшее   к ущемлению  прав  граждан,  и  не   разрешает   гражданско   -   правовые   и экономические споры, не рассматривает уголовные дела. Его назначение  другое - проверять конституционность  самих  законов,  в  том  числе  тех,  которые затрагивают права  и свободы  граждан. В случае  признания  закона  или  его отдельных  частей  неконституционными  они утрачивают  силу  и   не   могут применяться.  Таким  образом,  судебную  защиту   получает   не   то   лицо,

обратившееся с жалобой, но и другие граждане, права которых оказались под угрозой. Что же касается конкретного дела, в  котором  был  применен  закон, признанный неконституционным, то оно подлежит пересмотру в обычном  порядке. В числе многих законов или отдельных норм,  признанных  не  соответствующими Конституции Республики Беларусь,  есть  ряд  таких,  которые  препятствовали реализации права на судебную защиту. Подготовку и оформление документов о гражданстве  Республики  Беларусь осуществляют: на территории Республики Беларусь  -  Министерство  внутренних дел  Республики  Беларусь;  за  границей  -  Министерство  иностранных   дел Республики Беларусь. Большая  роль   в  области  охраны  основных  прав  и  свобод  граждан

принадлежит  Органам  внутренних дел. Органы внутренних дел – весьма   своеобразное   звено   исполнительной власти. Они  организационно  объединяют  в  себе  достаточно   разноплановые

структуры:  милицию,  следственный  аппарат,  паспортно-  визовую   службу, службу  исполнения  уголовных  наказаний, а  также,   если   брать   систему МВД   Республики  Беларусь   в   целом,  то   и   внутренние   войска    МВД Республики Беларусь. Сущность  их  деятельности   состоит   в   повседневном нении   и   проведении   в   жизнь   законов   и   подзаконных   актов, регулирующих  общественный  порядок. Административно   -   правовая    охрана   общественного    порядка осуществляется  прежде  всего органами  государственного   управления.  Это  основное  назначение   деятельности   органов,  состоящее   в   установлении общественных   правил   поведения  в   сфере   общественного   порядка;    в создании  условий для  реализации  прав  и  свобод  граждан ,  охране   этих прав;  в  осуществлении   административного   надзора;   в   применении   к нарушителям  мер  административного  воздействия.  Общественный  порядок  - это  определённые  взаимоотношения  людей.   их   поведение   в   обществе, действия,    поступки.    Кроме    того,    общественный    порядок    можно определить  как  отношения,  которые  складываются  в  общественных   местах Это    соблюдение    гражданами    таких    общепринятых    правил,    как

Информация о работе Права и обязанности граждан РБ