Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:38, реферат
В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философскоезвучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер. Дальнейшим этапом углубления и развития каталога прав человека стала вторая половина XX в. После Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного внимания международного сообщества. Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда других важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в. Что же касается конституций, то они, подстраиваясь под определенный этап жизни общества, постоянно дополнялись правами и свободами человека, но, при этом обеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторой части общества, являющейся “правящей верхушкой” такого общества. Значение Конституции опрделяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности. Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.
1)Введение
2)Понятие и сущность правового положения личности в Республики Беларусь.
3) Основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь.
4)Конституционные гарантии основных прав, свобод и обязанностей граждан Беларуси. Роль ОВД в охране прав и свобод граждан.
5)Заключение
6)Литература
1)Введение
2)Понятие и сущность правового положения личности в Республики Беларусь.
3) Основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь.
4)Конституционные гарантии основных прав, свобод и обязанностей граждан Беларуси. Роль ОВД в охране прав и свобод граждан.
5)Заключение
6)Литература
В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философскоезвучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер. Дальнейшим этапом углубления и развития каталога прав человека стала вторая половина XX в. После Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного внимания международного сообщества. Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда других важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в. Что же касается конституций, то они, подстраиваясь под определенный этап жизни общества, постоянно дополнялись правами и свободами человека, но, при этом обеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторой части общества, являющейся “правящей верхушкой” такого общества. Значение Конституции опрделяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности. Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.
В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов. Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер. Дальнейшим этапом углубления и развития каталога прав человека стала вторая половина XX в.После Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного внимания международногосообщества. Признание Всеобщей деклараци прав человека,Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Международного пакта о гражданских и политических правах,Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него,Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда
других важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.Что же касается конституций, то они, подстраиваясь под определенныйэтап жизни общества, постоянно дополнялись правами и свободами человека, но, при этом обеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторой части общества, являющейся “правящей верхушкой” такого общества. Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести,присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав. В Конституции Республике Беларусь проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В каком бы государстве ни находился человек - он является свободной личностью, которая находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого она является, а также государства в котором она находится. Это состояние свободы не даруется государством, а принадлежат ему от рождения. Говоря об основных правах и свободах нельзя не сказать, что в отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.»[1]. - данное положение определяет устойчивую правовую связь человека с государством, определенную международным Пактом «О гражданских и политических правах»: «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах
его территории под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия….»[2]. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь гражданин, а не какое-либо иное лицо обладает на территории Республики Беларусь всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Иначе говоря, все основные права граждан Республики Беларусь отличаются от других прав и обязанностей основанием возникновения – принадлежностью к гражданству Республики Беларусь. Гражданство Республики Беларусь - это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении
достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Республики Беларусь..[3]
Гражданами Республики Беларусь являются:
. лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день
вступления в силу настоящего Закона;
. лица,
которые приобрели
соответствии с настоящим Законом.Гражданами Республики Беларусь по рождению признаются лица, родившиеся в пределах современной территории Республики Беларусь, являвшиеся
гражданами бывшего СССР по рождению и получившие гражданство Республики
Беларусь до вступления в силу настоящего Закона. Данное положение определяет важность принадлежности к гражданству, так как только в этом случае возникают права и свободы, защищаемые государством, где бы гражданин ни находился. Кроме того, очень важным моментом в данном определении является то,что именно признание государством и готовность защищать права и свободы характеризует государство как демократическое и правовое.
В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» от 01.08.2002 г. «Принципы гражданства Республики Беларусь»:
– Гражданство Республики Беларусь основывается на следующих принципах:
1. каждый имеет право на гражданство;
2. гражданство Республики Беларусь является равным для всех граждан Республики Беларусь независимо от оснований его приобретения;
3. гражданство Республики Беларусь не может быть предоставлено против
воли лица;
4. никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство;
5. Республика Беларусь стремится к избежанию случаев без гражданства.
Данное положение
определяет важность принадлежности
к гражданству, так как только
в этом случае возникают
права и свободы, защищаемые
государством, где бы гражданин ни находился.
Кроме того, очень важным моментом в данном
определении является то, что именно
признание государством и готовность
защищать права и свободы характеризует
государство как демократическое и правовое.
Кроме того, граждане Республике
Беларусь по сравнению с
другими лицами, законно находящимися
на территории Республике Беларусь,
наделены правами в сфере осуществления
политической власти. Например,
только граждане могут избирать
и быть избранными в представительные
органы Республике Беларусь и
ее субъектов. Иначе говоря,
«личные права» – каждому, «политические»
– гражданам. Связь политических прав
с гражданством не означает,
однако, что политические права – вторичны
и производны от воли государства.
Гражданство и связанные с ним
права и обязанности возникнув
(по рождению или в соответствии
с установленным Законом порядком) длятся
до тех пор, пока не наступит
смерть гражданина или не прекратятся
иным законным способом. Важно отметить,
что от того, каким статусом обладает лицо
– является ли оно гражданином или
нет – зависит объем гарантий,
которые Конституция дает по защите
прав и свобод – так называемое
субъективное право, когда «гражданство
опосредуется правами личности по поводу
гражданства.» Говоря о наделении субъектов
основными правами и свободами,
можно сказать, что именно гражданин
Республики Беларусь обладает
на ее территории всеми правами
и свободами и несет
равные обязанности, предусмотренные
Конституцией Республики Беларусь: –
Государство гарантирует права
и свободы граждан
Беларуси, закрепленные в Конституции,
законах и предусмотренные
международными обязательствами государства.[4]
Однако, права и свободы любого человека,
не являющегося гражданином Республики
Беларусь признаются, соблюдаются
и защищаются в виде прав
и свобод иностранного гражданина или
лица без гражданства. Это также является
обязанностью Белорусского государства,
ибо оно взяло на себя обязанность
соблюдать права и свободы любого человека.
Таким образом, мы можем определить
основные права человека
и гражданина, как права, закрепленные
конституционно. Помимо этого, существует
еще немало прав (и
соответственно обязанностей – в этом
проявляется дуализм права)
связанных с различными статусами
лиц – авторские права, права собственников
и т.д. Все эти права регулируются
отраслевым законодательством
и,поскольку все законодательство
Республики Беларусь строится
на приоритете Основного закона,
соответствуют основным правам, закрепленным
в Конституции. Только конституционные
права и свободы имеют такой
всеобъемлющий адрес – как каждый
человек и гражданин, или каждый гражданин
Республики Беларусь. Конституционным
правам и свободам свойственны признаки,
которые лежат в основе других прав,
закрепляемых иными отраслями
права. Все права и свободы граждан
в той или иной сфере жизни производны
от основных прав и свобод, закрепленных
непосредственно в Конституции. Отличие
конституционных прав и свобод
заключается в неотделимости
их от личности. Человек (гражданин)
не вправе отказаться или передать другому
лицу такие права. Конституционные права
и свободы составляют ядро
правового статуса личности и лежат
в основе всех других прав, закрепляемых
иными отраслями права. Конституция
лишь устанавливает принципы, на которых
должно строиться текущее законодательство.
Только конституционные
права и
свободы обладают неперфонифицированностью,
поскольку имеют своим адресатом не
конкретного человека, а распространяются
на всех, отраслевое
законодательство обращается преимущественно
к определенным данной
отраслью лицам (собственники
имущества, покупатели, истцы и ответчики
и т.д.). Характерной особенностью конституционных
прав и свобод также является и то,
что они равны и едины для всех
без исключения. Так возникновениеосновных
прав и свобод граждан связано с принадлежностью
к гражданству Республике Беларусь, в
связи, с чем не приобретаются и
не отчуждаются по волеизъявлению
гражданина и могут быть утрачены
только вместе с утратой гражданства.
В заключение сравнения можно добавить,
что конституционные права и
свободы закрепляются в правовом
акте государства, имеющем
высшую юридическую силу. Итак, конституционные
права и свободы человека и гражданина
- это неотъемлемые наиболее важные
права и свободы, принадлежащие ему от
рождения (в надлежащих случаях в силу
его гражданства), защищаемые государством,
составляющие ядро правового
статуса личности и
получающие высшую юридическую
силу.
Итак, конституционные права и свободы человека и гражданина - неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу. Перечисление в Конституции Республики Беларусь основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Ранее декларировалось беспредельное обладание всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод. В Конституции Республики Беларусь предусматривается возможность ограничения прав и свобод человека, которое может быть применено в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других граждан. Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы:
. личные,
. политические,
. социальные, культурные, экономические.
> Говоря о
правах и свободах, мы в качестве
субъекта рассматриваем