Права и обязанности граждан РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:38, реферат

Описание работы

В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философскоезвучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер. Дальнейшим этапом углубления и развития каталога прав человека стала вторая половина XX в. После Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного внимания международного сообщества. Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда других важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в. Что же касается конституций, то они, подстраиваясь под определенный этап жизни общества, постоянно дополнялись правами и свободами человека, но, при этом обеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторой части общества, являющейся “правящей верхушкой” такого общества. Значение Конституции опрделяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности. Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

Содержание

1)Введение
2)Понятие и сущность правового положения личности в Республики Беларусь.
3) Основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь.
4)Конституционные гарантии основных прав, свобод и обязанностей граждан Беларуси. Роль ОВД в охране прав и свобод граждан.
5)Заключение
6)Литература

Работа содержит 1 файл

реферат права и обязанности граждан РБ.docx

— 60.51 Кб (Скачать)

I. Право на  жизнь.

>  Каждый  имеет  право  на  жизнь.  Государство  защищает  жизнь

человека    от     любых     противоправных     посягательств. 

> Смертная  казнь до ее отмены может  применяться в соответствии с законом как исключительная  мера  наказания  за  особо  тяжкие преступления и только согласно приговору суда.[5]

Право, находящееся  под максимальной  правовой  защитой.  Именно  таким образом  оно  закреплено  в  международных  документах,  где   очень   четко определяются случаи, ограничивающие  это  право.  В  Конституции  Республики Беларусь  оно признается правом, которое не может быть ограничено  введением чрезвычайного положения, но как любое  право  может  ограничиваться  законом только  в  той  мере,  в  какой  это  необходимо  в   целях   защиты   основ конституционного  строя,  нравственности,   здоровья,   прав   и    законных интересов  других   лиц,   обеспечения   обороны   страны   и   безопасности государства. Именно поэтому статья,  о  праве  человека  на  жизнь  включает пункт  в  соответствии  с которым «Смертная казнь до  ее  отмены   может

применяться в  соответствии с законом как исключительная  мера  наказания  за особо тяжкие преступления  и  только  согласно  приговору  суда"  -  что  не противоречит  международно-правовым  документам   ООН,   которые   допускают решение подобного вопроса в рамках национального  законодательства.  Тем  не менее, для вступления в  Совет  Европы  требуется  ратификация  протокола  к уставу Совета об отмене смертной казни в мирное время.

II. Право на свободу.

>  Государство   обеспечивает   свободу,   неприкосновенность    и достоинство личности. Ограничение  или  лишение  личной  свободы возможно  в   случаях   и   порядке,    установленных   законом.

> Лицо,  заключенное   под   стражу,   имеет   право  на  судебную проверку законности его задержания или ареста.

> Никто не  должен подвергаться пыткам,  жестокому,  бесчеловечному либо унижающему его  достоинство  обращению  или  наказанию,   а также без его согласия   подвергаться   медицинским   или   иным опытам.[6]

Право  на  свободу   включает  в  себя  возможность  совершать   любые правомерные действия (т.е.  не  противоречащие  закону).  Неприкосновенность личности, как личная свобода,   заключается  в  том,  что  никто  не  вправе насильственно ограничивать свободу человека распоряжаться  в  рамках  закона своими  действиями  и  поступками,  пользоваться  свободой  передвижения.  В

Конституции   Республике   Беларусь    право    на    свободу    и    личную неприкосновенность дополнено существенной гарантией, запрещающей  подвергать человека пыткам, насилию,  другому  жестокому  или  унижающему  человеческое достоинство обращению или наказанию, а также  без  его  согласия  подвергать медицинским,  научным  и  иным  опытам  (на  эту   норму,   закрепленную   в Конституции Республике Беларусь  повлияли международные нормы,  регулирующие обеспечение прав и свобод личности). Введены гарантии  от  неосновательного

ареста, заключения под стражей.

III. Право на неприкосновенность частной  жизни,  личную  и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Все эти права принадлежат  каждому  человеку  как  личности,  касаются только его и не могут быть ничьим достоянием без  ведома  и  желания  самого человека. В ряде законодательных актов устанавливаются гарантии защиты  этих прав: тайна усыновления; врачебная тайна;  тайна  исповеди;  тайна  денежных вкладов, тайна завещания и т.д. УПК  ограничивает  возможности  следственных органов при вторжении в частную жизнь человека  –  все  эти  действия  могут осуществляться в четко указанных  случаях  и  только  с  санкции  прокурора. Лица, проводящие следственные действия обязаны также  хранить  тайну  личной жизни  лиц,  участвующих  в   следствии.  В  качестве  гарантии   необходимо рассмотреть и возможность компенсации в случае нарушения  данных  прав  –  в таких случаях, в соответствии с  Положением о  порядке  возмещения   ущерба, причиненного   гражданину   незаконными   действиями    органов    дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, проводятся восстановительно-компенсационные меры.

IV. Право на жилище и его неприкосновенность.

– Граждане  Республики  Беларусь имеют право  на   жилище.   Это  право обеспечивается  развитием  государственного  и   частного  жилищного  фонда, содействием гражданам в  приобретении   жилья.   Гражданам,  нуждающимся   в социальной  защите,    жилище   предоставляется   государством   и   местным самоуправлением  бесплатно  или  по доступной для них плате  в  соответствии с законодательством.  Никто не может быть произвольно  лишен  жилья.(ст.  48 КРБ). И др.

Следующая группа прав гарантированная  гражданам  Республики  Беларусь Конституцией Республики Беларусь, это политические права. Под   политическими   правами   и   свободами   подразумевают   права, затрагивающие непосредственно политические интересы  человека.  Политические права выражают возможности  индивида  на  участие  в  политической  жизни  и осуществление государственной власти. К  данной  категории  прав  относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих  мнений, право на свободу искать, получать  и  распространять  информацию,  право  на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право  на  участие  в  ведении государственных дел, как непосредственно, так и через своих  представителей,

право избирать и быть избранными и др. В отличие от личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только  гражданам  государства.  Однако  все  политическиеправа и свободы (и человека,  и гражданина)  пользуются  равной  судебной защитой государства. Согласно ст.3 Конституции Республики Беларусь «Единственным источником государственной власти   и  носителем  суверенитета  в  Республике  Беларусь является народ.   Народ  осуществляет  свою  власть  непосредственно,  через представительные  и   иные   органы   в  формах  и  пределах,   определенных Конституцией Любые действия  по  изменению  конституционного  строя  и достижению государственной   власти   насильственными   методами,   а  также путем  иного нарушения законов  Республики  Беларусь  наказываются  согласно закону». Это важнейшая основа конституционного строя,  реализующаяся  только через  политические  права  каждого  гражданина,  которые  в   полной   мере наступают по достижении гражданином 18 лет.

Так  в соответствии со ст. 38 Конституции Республики Беларусь :

–   Граждане Республики Беларусь имеют  право  свободно   избирать   и быть избранными в государственные органы  на   основе  всеобщего,   равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании. Статьей 35  Конституции  Республики  Беларусь  гарантируется   свобода собраний,  митингов, уличных шествий,  демонстраций  и   пикетирования,   не нарушающих  правопорядок  и   права  других  граждан  Республики   Беларусь, гарантируется  государством.  Порядок   проведения   указанных   мероприятий определяется законом. Каждый  имеет  право  на  свободу  объединений.   Судьи,  прокурорские работники,  сотрудники органов  внутренних дел,   Комитета  государственного контроля, органов  безопасности,   военнослужащие  не  могут  быть   членами политических  партий  и  других   общественных   объединений,   преследующих

политические  цели. Такими  объединениями  являются   -   добровольные,   самоуправляемые, некоммерческие  формирования,  созданные  по  инициативе  граждан  в   целях удовлетворения их (духовных, материальных)  потребностей.  Цель  объединения состоит в том, что оно следует удовлетворению интересов  личности,  входящей в  такое  объединение.  Для  создания  общественного  объединения  требуется инициатива не  менее  трех  физических   лиц  (за  исключением  политических партий и профсоюзов). Статья 36 Конституции Республики  Беларусь   фиксирует

гарантию свободы  деятельности общественных  объединений.  Среди  объединений следует выделить, прежде всего, политические  партии,  созданные  на  основе политических интересов граждан. Целью создания политических партий  является их политическая деятельность, участие в избирательных кампаниях,  вовлечение непосредственно в решении государственных проблем.

Главной  из основных функций партий является информационная; с помощью политических  партий  до  государственных  органов  доходит   информация   о проблемах  общества.  Гражданин  может  состоять  в  партии,  а  также  быть беспартийным, что не запрещает законодательство.

Политические  права граждан могут  быть  выражены  как  непосредственно (референдум, всенародное голосование), так и через своих представителей. Избирательное право подразделяется  на активное и пассивное.  Активным считается  право  избирать,  как  указывалось   выше   возраст   гражданина, обладающего таким правом должен быть 18 лет  и  старше.  Пассивным  является право быть избранным в  орган  государственной  власти  или  орган  местного самоуправления. Это право реализуется небольшой  частью  населения,  хотя  и принадлежит  всем.  Пассивное  избирательное  право   наступает   в   разных возрастах  -  в  зависимости   от   характера    того   или   иного   органа государственной  власти  или  органа  местного  самоуправления.   Так,   для

избрания на пост Президента Республики Беларусь  необходимо достичь 35  лет, а для избрания в депутаты Национального собрания - 21 года. Конституция  Республики  Беларусь,  помимо   личных   и   политических конституционных прав регламентирует социальные, экономические  и  культурные права, образующие заключительную категорию конституционных прав и свобод. Социальные  и  экономические  права   призваны   обеспечить   человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор  работы,  право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение,  право  на защиту материнства и детства, право на образование. К этой категории  также  относят  и  культурные  права,  гарантирующие доступ  человека  к  благам  культуры,  свободу  художественного,  научного, технического творчества,  его  участие  в  культурной  жизни  и  пользовании учреждениями  культуры.  Этот  вид  прав  позволяет  реализовать  культурные потребности человека, обеспечить  рост  уровня  его  культуры,  без  которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права. Преобразования,  происходящие  в  экономической  жизни,    потребовали внесения корректив в соответствующие статьи Основного Закона. Как основу рыночных отношений, Конституция закрепляет право на ведение

предпринимательской  деятельности,  для  которой  человек  использует   свои способности   и   свое   имущество.   С   целью   обеспечения   правомерных, цивилизованных   условий   становления   и   развития   рыночных   отношений Конституция  Республики  Беларусь   устанавливает  запрет  на  экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную  конкуренцию. Право  на  экономическую  деятельность   включает   ряд   конкретных   прав,

обеспечивающих   возможность   начинать    и    вести    предпринимательскую деятельность.  При  этом  субъект  экономического   права  может   создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно  вступать  в  договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Важнейшим  институтом  социально-экономических   отношений   является,закрепленное в Конституции Республики Беларусь право частной собственности, непременное условие демократической рыночной экономики. Собственность -  это основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем  дне. Государство приняло на  себя  обязанность  защищать  частную  собственность, обеспечивать   ее   неприкосновенность.    Право    частной    собственности регулируется многими отраслями белорусского права. Наряду с правами и свободами, действующим Законодательством Республики Беларусь предусмотрены и обязанности граждан  Республики  Беларусь.  Так,  в частности:

> Каждый, кто  находится на территории Республики   Беларусь,   обязан соблюдать  ее  Конституцию,   законы   и    уважать    национальные традиции. Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы,  законные  интересы других лиц.  Каждого лицо обязанно действовать таким образом, чтобы уважать достоинство, права, свободы и законные интересы других лиц.  По  существу  в

ней  вдет  речь  о  том,  что  права  индивидуума  заканчиваются  там,   где начинаются права другого  человека.  Невыполнение  этой  обязанности влечет юридическую ответственность.

> Каждый  обязан  беречь  историко-культурное,  духовное  наследие  и другие национальные ценности.   Охрана  природной  среды  --  долг каждого.

>  Граждане  Республики  Беларусь  обязаны   принимать    участие   в финансировании    государственных     расходов     путем     уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

> Защита  Республики  Беларусь  –   обязанность   и   священный  долг гражданина Республики  Беларусь.     Порядок  прохождения  воинской службы,  основания и условия  освобождения  от воинской службы либо замена      ее      альтернативной       определяются      законом.

>  Никто   не  может  быть  понужден  к  исполнению  обязанностей,  не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь   и  ее  законами, либо к отказу от своих прав. Юридической  обязанностью  каждого  (гражданина  Республики  Беларусь, иностранного гражданина, лица без гражданства), кто находится на  территории Республики  Беларусь,  является  обязанность  соблюдать  ее  Конституцию   и законы.  При  их   нарушении   возможно   привлечение   виновного   лица   к

Информация о работе Права и обязанности граждан РБ