Порядок принятия, пересмотра, внесения поправок и изменений в Конституцию Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение наиболее актуальных проблем в процессе конституционных поправок и пересмотре Конституции Российской Федерации, а также рассмотрение путей изменения и пересмотра Конституции Российской Федерации.

Задачи исследования определяются поставленной целью и указывают, что предстоит сделать для ее достижения:

- выявить особенности Конституции Российской Федерации;

- определить субъектов рассмотрения конституционных поправок;

- рассмотреть способы изменения Конституции Российской Федерации и методы внесения в нее поправок;

Работа содержит 1 файл

Н.А. Курсовая.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

     2.3. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации в связи с изменением состава Российской Федерации.

     Конституция РФ (ч.  1 ст.  137) гласит, что изменения в ее статью 65, предусматривающие принятие в РФ нового субъекта  РФ  или образование  в  ее  составе нового субъекта РФ,  а также  изменение  конституционно-правового статуса   субъекта РФ, вносятся на основании федеральных конституционных законов6. Особенности принятия названных законов, за исключением изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ, установлены ФКЗ от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»7. Способ внесения изменений в Конституцию РФ тут — официальное опубликование Президентом РФ.

     Статус  субъекта Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией, уставом субъекта Российской Федерации, он может быть изменён по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. При этом статус субъекта Российской Федерации может быть изменён только в пределах перечня видов субъектов Российской Федерации, закреплённого статьёй 5 Конституции Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа), выход или исключение субъекта из состава Российской Федерации противоречил бы конституционному принципу целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. Изменения в статью 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса РФ. Такой федеральный конституционный закон должен содержать указание о включении соответствующих изменений и дополнений в статью 65 Конституции РФ. При этом часть 2 статьи 65, часть 5 статьи 66 и часть 1 статьи 137 во взаимосвязи содержат простор для толкования. На мой взгляд, часть 2 статьи 66 и часть 5 статьи 67 содержат упоминания о федеральном конституционном законе (может быть, о двух или даже о трёх федеральных конституционных законах, что, на мой взгляд, не принципиально), определяющем (определяющих) общие принципы и общий порядок принятия в Российскую Федерацию, образования в её составе нового субъекта, изменения статуса субъекта Российской Федерации. В части 1 статьи 137 идёт речь о федеральных конституционных законах, которые должны быть приняты в каждом конкретном случае принятия в Российскую Федерацию, образования в её составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса Российской Федерации, эти федеральные конституционные законы выражают волю или согласие Российской Федерации на принятие в её состав и на образование в её составе нового субъекта, на  изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации и являются основанием для внесения соответствующих изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации. При этом часть 2 статьи 65 и часть 1 статьи 67, на мой взгляд, содержат небольшое противоречие: в статье 65 говорится о принятии в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта во множественном числе, как о двух различных юридических процедурах, в статье 137 принятие в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта отождествляются, что может толковаться как невозможность образования нового субъекта Российской Федерации в действующих границах Российской Федерации. В любом случае границы субъекта Российской Федерации не могут быть изменены без его согласия. Для выхода автономного округа из состава края, области изменения статьи 65 Конституции Российской Федерации не требуется.

     Конституции РФ в новой редакции в течение месяца со дня вступления в силу соответствующих федеральных конституционных законов.

     Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации устанавливается статьей 137 Конституции Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно - правового статуса субъекта Российской Федерации должен содержать указание о включении соответствующих изменений или дополнений в статью 65 Конституции Российской Федерации.

     2.4. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации в связи с изменением наименований субъектов Российской Федерации.

     Все три вышеизложенных способа изменения Конституции относятся, хотя и в разной мере, к числу жестких. Однако внесение изменений в действующую Конституцию возможно и в упрощенном порядке на основании указов Президента РФ. Речь идет о включении в статью 65 Конституции новых наименований субъектов РФ. Президент здесь издает свои указы на основании решений субъектов РФ об утверждении ими своих новых наименований. Приведенный вариант изменения Конституции в ней прямо не оговорен. Он предусмотрен в постановлении   Конституционного   Суда   РФ   по делу о толковании части 2 статьи  137 Конституции   РФ.   Конституционный   Суд  особо  указал,  что предложенное им толкование не исключает возможности дополнительного  урегулирования   порядка   применения   части   2 статьи 137 Конституции РФ федеральным законом.

     Согласно  части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации в случае изменения  наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в статью 65 Конституции РФ. Конституционный Суд, рассматривая дело о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, исходил из того, что изменение наименования субъектов Российской Федерации находится в ведении субъектов Российской Федерации, согласно Постановлению Конституционного Суда по данному делу8 включение нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации осуществляется указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке (при условии, что переименование субъекта Российской Федерации не затрагивает основы конституционного строя, права  и  свободы человека и гражданина, интересы Российской Федерации, других её субъектов, других  государств, и не предполагает изменение  состава   Российской   Федерации   или конституционно-правового статуса ее субъекта). В 1996 году были изданы два таких указа: Указ Президента РФ от 9 января 1996 года9 (в статью 65 включены наименования - Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия - Алания) и от 10 февраля 1996 года10 (новое наименование субъекта Российской Федерации - Республика Калмыкия). Однако статьёй 8 Федерального закона "О наименованиях географических объектов"11 установлено, что изменение наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа осуществляется федеральным законом по представлению самого субъекта РФ (в соответствии со статьёй 71 Конституции Российской Федерации наименования географических объектов относятся к ведению Российской Федерации). При этом упомянутый Федеральный закон (в отличие от Федерального закона "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"), не предусматривает обязательности упоминания о включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд при рассмотрении дела не исходил из того, что наименования субъектов Российской Федерации являются наименованиями географических объектов и отнёс их к ведению субъектов Российской Федерации. Федеральное Собрание, наоборот, исходя из того, что наименования субъектов Российской Федерации являются наименованиями географических объектов, отнесло их к ведению Российской Федерации, чем, на мой взгляд, обошло толкование Конституции, данное Конституционным Судом. Если гипотетически предположить, что Конституционным Судом будет рассмотрено дело о конституционности Федерального закона "О наименованиях географических объектов", то он может либо сохраняя свою правовую позицию, статью 8 Федерального закона неконституционной, либо изменить свою правовую позицию, выраженную в Постановлении по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции, причём такое решение в соответствии со статьёй 73 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"12 может быть принято только на пленарном заседании.

 

      Заключение 

     Результатами исследования стали основные выводы, полученные в процессе работы. К ним можно  отнести следующие положения:

  1. Согласно статье 134 Конституции Российской Федерации, субъектами права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут быть:

     – Президент Российской Федерации;

     – Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

     – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

     – Правительство Российской Федерации;

     – законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

     – группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

     Перечень  этих органов государственной власти уже тех, которые, согласно статье 104 Конституции Российской Федерации, обладают правом законодательной инициативы. В частности, здесь нет высших судебных органов и индивидуального права на инициативу со стороны членов палат Федерального Собрания Российской Федерации.

  1. В статье 135 Конституции Российской Федерации закреплено, что положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием Российской Федерации. Но предложение о пересмотре может быть поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Федерального Собрания и депутатов Государственной Думы. В этом случае в соответствии с федеральным законом созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Если в голосовании приняло участие более половины избирателей, более половины которых проголосовали за Конституцию, то она считается принятой.
  2. В статье 136 Конституции Российской Федерации сказано, что поправки к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
  3. Статья 137 Конституции Российской Федерации в пункте 1 закрепляет, что изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Пунктом 2 предписывается в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

     Что касается проблем, связанных с процессом  внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции, то в данной работе сделана попытка отразить одну из самых значимых и актуальных проблем, которая заключается в том, что изменение Конституции Российской Федерации достаточно сложно, что влечет за собой споры относительно того, нужно ли реформирование Конституции или необходимо сохранить ее как основу всего современного законодательства. По нашему мнению, реформировать Конституцию необходимо, поскольку современное общество развивается очень быстро и новое законодательство должно соответствовать и Конституции, и реалия жизни. Для этого необходимо принять Федеральный Конституционный закон, регламентирующий порядок формирования и деятельности Конституционного Собрания. Данный закон должен предусматривать следующее:

     1) участники Конституционного Собрания  должны избираться народом Российской  Федерации;

     2) лица, которые занимают должности  в органах государственной власти  и местного самоуправления, не  вправе избираться в Конституционное  Собрание;

     3) В проект Конституции, разрабатываемый Конституционным Собранием в течение шести месяцев, включаются только положения, которые получили поддержку не менее двух третей участников Конституционного Собрания;

     4) Разработанный проект Конституции  выносится на референдум, который проводится через три месяца после официального опубликования проекта, и считается принятым, если за него проголосовало более половины россиян, участвующих в референдуме. Также каждый участник референдума за месяц до голосования должен получить проект Конституции, чтобы иметь возможность принять оптимальное решение.

     Таковы основные особенности исследуемого института конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации, актуальные проблемы в этой сфере и некоторые предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего исследуемый вопрос. 
 
 
 
 
 

 

          Глоссарий 

     №п/п      Новое понятие      Содержание
     1      2      3
Высшая  юридическая сила конституции      принцип, согласно которому законы и иные правовые акты не должны противоречить конституции, что гарантируется особыми средствами ее охраны
Гибкие  конституции      конституции, которые могут быть изменены в  упрощенном порядке, то есть путем принятия обычного закона
Голосование      главная стадия избирательного процесса, проходит в один или два тура, осуществляется лично путем подачи избирательного бюллетеня
Жесткие конституции      конституции, которые могут быть изменены только путем усложненной процедуры, требующей  квалифицированного большинства голосов  членов Парламента
Законодательный процесс      порядок деятельности по созданию законов, закрепленный в Конституции и регламентах палат
Конституционный контроль      проверка  на соответствие Конституции законов  и других  нормативных актов, а  также действий органов государственной власти
Конституция РФ      единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого учреждаются основные принципы устройства общества и государства, определяются субъекты государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляются охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина
Обнародование (опубликование) закона      доведение закона до всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании
Особо жесткие конституции      конституции, процедура изменения которых  включает не только стадию принятия поправок, но и дополнительную специфическую для конституционного процесса, стадию ратификации
Референдум      всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни
Федеральное Собрание      высший  представительный и законодательный орган (парламент) РФ, состоящий из двух палат – Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), различающихся по своему статусу, кругу полномочий и способу формирования

 

      Список использованных источников

 
     

     п/п

 
     Источник используемой литературы
     1 Конституция Российской Федерации [Текст]. – М. : Норма, 2008.
     2 О референдуме  Российской Федерации [Текст] : Федер. конституционный  закон  
от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ (с изм. и доп. от 24 апреля 2008 г.) // Собр. законодательства  
Рос. Федерации. - 2004. - № 27. - Ст. 2710
     3 О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования  в ее составе нового субъекта Российской Федерации [Текст] : Федер. конституционный закон от 17 декабря 2001 г.  
№ 6-ФКЗ (с изм. и доп. от 31 октября 2005 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2001. - № 52 (часть I). - Ст. 4916.
     4 О порядке принятия и вступления в силу поправок к  Конституции Российской Федерации  [Текст] : Федер. закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. - № 10. - Ст. 1146.
     5 Кокотов Конституционное право России. Курс лекций: Учеб. пособие. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008-296с.
     6  Баглай М.В.  Конституционное право Российской  Федерации: Учебник. - М. Инфра-М-Норма, 1997.
     7 Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 12-П "По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации" (СЗРФ, 1995, № 45, ст.4408)
     8 Федеральный закон  от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (СЗ РФ, 1999, № 42, ст.5005, Российская газета, 2000, 1 августа).
 

 

     

     Приложение

 
     Приложение  А      

Информация о работе Порядок принятия, пересмотра, внесения поправок и изменений в Конституцию Российской Федерации