Порядок принятия, пересмотра, внесения поправок и изменений в Конституцию Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение наиболее актуальных проблем в процессе конституционных поправок и пересмотре Конституции Российской Федерации, а также рассмотрение путей изменения и пересмотра Конституции Российской Федерации.

Задачи исследования определяются поставленной целью и указывают, что предстоит сделать для ее достижения:

- выявить особенности Конституции Российской Федерации;

- определить субъектов рассмотрения конституционных поправок;

- рассмотреть способы изменения Конституции Российской Федерации и методы внесения в нее поправок;

Работа содержит 1 файл

Н.А. Курсовая.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

     Основные  данные о работе

 
     Версия  шаблона 1.1
     Филиал  
     Вид работы Курсовая работа
     Название  дисциплины Конституционное (государственное) право России
     Тема Порядок принятия, пересмотра, внесения поправок и изменений  в Конституцию Российской Федерации
     Фамилия студента  
     Имя студента  
     Отчество  студента  
     № контракта  

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     

     Введение

     Конституция является важнейшим законом общества и государства. Она определяет правовой статус государства, правовой статус человека и гражданина, систему государственной  власти. Поскольку нормы Конституции  имеют базовый, основополагающий характер, она не должна быть подвержена постоянным изменениям. Стабильность Конституции является важнейшим условием режима законности, устойчивости правовой системы и государственного механизма, фактором определённости в отношениях между личностью и государством.

     Стабильность  является одной из характерных черт Конституции Российской Федерации. Стабильность Конституции выражается в особом, усложнённом порядке  принятия и пересмотра Конституции  Российской Федерации, принятия конституционных  поправок

     Вместе с тем стабильность Конституции не означает её неизменности. Конституция должна отражать изменения в тех отношениях, которые она регулирует. Сочетание стабильности и динамизма, своевременное принятие конституционных поправок позволяет сохранить реальность Конституции.

     Конституция Российской Федерации относится  к категории "жёстких". Для изменения  конституционных норм предусмотрены  две основные правовые процедуры: процедура  пересмотра Конституции и процедура  принятия конституционных поправок. Ещё две правовые процедуры связаны с изменением состава Российской Федерации и с переименованием субъектов Российской Федерации.

     Действенность осуществления Конституции тесно связана с конституционным правосознанием как срезом правосознания в целом. Конституционное правосознание в его широком понимании – система взглядов, идей, теорий, чувств, установок, ценностей, стереотипов поведения, имеющих своим предметом конституционное регулирование.

     Очевидно, что действенность Конституции  зависит от развитости в обществе конституционных идей, их близости эмоционально-волевому настрою и целостным предпочтениям людей. К числу конституционных идей относят, например, идеи прав и свобод человека, демократии, сильной государственной власти, федерализма, преемственности, верховенства права, гражданского мира и согласия.

     Исходя  из вышеуказанного, представляется значительным любые внесения изменений в текст  Конституции Российской Федерации (и, конечно в конституции других государств) и поэтому порядок  таких изменений (поправок) строго регламентирован.

     Целью работы является определение наиболее актуальных проблем в процессе конституционных поправок и пересмотре Конституции Российской Федерации, а также рассмотрение путей изменения и пересмотра Конституции Российской Федерации.

     Задачи исследования определяются поставленной целью и указывают, что предстоит сделать для ее достижения:

     - выявить особенности Конституции Российской Федерации;

     - определить субъектов рассмотрения конституционных поправок;

     - рассмотреть способы изменения Конституции Российской Федерации и методы внесения в нее поправок;

     Объектом данного исследования является законодательство Российской Федерации в сфере внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации.

     Предмет исследования - особенности процесса становления и развития института конституционных поправок и пересмотра Конституции в российском государстве.

     Методологической  основой данной работы составляет совокупность приемов, способов, методов проведенного исследования, таких как диалектический метод, историко-сравнительный метод правоведения, изучение и анализ законодательной практики, сравнительно-правовой метод и другие. 

 

      Глава 1. Конституция Российской Федерации: особенности, особенности изменения.

     1.1. Конституция Российской Федерации: юридические особенности

     Конституция РФ 1993 года1 является писаной. Она принята в виде отдельного моноакта на референдуме. Подавляющее большинство положений Конституции РФ изменяются в жестком порядке, за исключением внесения в ее статью 65 новых наименований субъектов Федерации.

     Конституция РФ имеет следующие юридические  особенности:

     Прямое  действие. Конституция РФ имеет прямое, непосредственное действие (ч. 1 ст. 15, ст. 18). Заранее невозможно нормативно упорядочить все возможные проявления жизнедеятельности, следовательно, в правовой системе должны быть средства, которые при отсутствии отраслевых норм могут использоваться для разрешения конкретных жизненных затруднений. Именно на этом и специализируются конституционные нормы, предназначенные для закрытия «белых пятен» правоприменительной практики. Конституция действует прямо и тогда, когда имеющиеся правовые нормы ей не соответствуют. Прямое или непосредственное действие конституционных норм означает право граждан непосредственно опираться на них при осуществлении своих прав. Например, при обращении к суду за защитой права на благоприятную окружающую среду гражданину достаточно указать на конституционную норму (ст. 42) как на источник закрепления данного права.

     Верховенство. В силу части 2 статьи 4, части 1 статьи 15 Конституции РФ ни один акт, от кого бы он ни исходил, не может быть принят, если он идет вразрез с положениями Конституции. Если же положениям Конституции противоречит акт, принятый до ее вступления в действие, то он должен быть приведен в соответствие с ней. Кроме того, из названного свойства Конституции вытекает обязанность законодателя детализировать ее содержание в отраслевом законодательстве. Эта обязанность вовсе не исчерпывается принятием законов, прямо предусмотренных Конституцией (о государственных символах, Правительстве, Конституционном Суде и др.).

     Высшая  юридическая сила. При столкновении нормы Конституции РФ и иных правовых норм всегда должна применяться норма Конституции (ч. 1 ст. 15), Часть 4 статьи 15 Конституции гласит, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Приведенное правило в силу высшей юридической силы Конституции не распространяется на нее саму, а также на законы о поправках к ней.

     Конституция в конституции. Высшая юридическая сила Конституции РФ в целом дополняется особой ролью в ней главы 1 «Основы конституционного строя». Положениям главы 1 не могут противоречить любые другие положения Конституции. Значит, нормы, закрепляющие основы конституционного строя, обладают большей юридической силой, чем иные нормы Конституции. Главу 1 иногда еще именуют конституцией в конституции. Другие нормы Конституции развивают, уточняют положения главы 1, вытекают из них. Так, на детализацию положений статьи 2 Конституции о человеке, его правах и свободах как высшей ценности и об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина направлены нормы главы 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина».

     Особый  порядок охраны. Все государственные органы призваны обеспечивать действенность Конституции РФ. Однако в стране учрежден и действует специализированный орган конституционного контроля — Конституционный Суд РФ. К исключительной компетенции Конституционного Суда относится официальное толкование Конституции, проверка на предмет конституционности действующего законодательства, не вступивших в силу международных договоров.

     Содержательные  особенности. К их числу относятся: сжатое, но комплексное закрепление в Конституции РФ устройства государства и негосударственных институтов; приоритетное регулирование прав и свобод людей по сравнению с их обязанностями, учреждение федерализма, республиканской формы правления, демократического правового режима.

     Структурные особенности. Конституция РФ включает пpeамбулу и два раздела, каждый из которых имеет самостоятельную нумерацию. В первом из них 137 статей, разбитых на девять глав. Раздел второй «Заключительные и переходные положения» состоит из девяти пунктов.

     Действенность Конституции. Отдельные положения Конституции РФ могут быть оценены как реальные (о статусе Президента), другие остаются еще в значительной мере фиктивными  (о правах и свободах людей).

     1.2. Субъекты процесса  конституционных  поправок и пересмотра Конституции.

     Согласно  статье 71 Конституции принятие и  изменение Конституции Российской Федерации находится в ведении  Российской Федерации. Основные полномочия по принятию и изменению Конституции  возложены на федеральные органы государственной власти, однако некоторые полномочия (например, по рассмотрению конституционных поправок) возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

           Предложения о поправках  и пересмотре положений Конституции  Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

     Конституция содержит исчерпывающий перечень субъектов, которые могут инициировать конституционные  поправки и пересмотр Конституции. В целях обеспечения стабильности Основного закона государства круг этих субъектов сужен по сравнению с субъектами законодательной инициативы (статья 104 Конституции Российской Федерации).

     Инициирование пересмотра Конституции и внесения конституционных поправок перечисленными в данной статье субъектами оформляется  в виде соответствующего акта, принятого с соблюдением установленных процедур, например, постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ, постановления Правительства РФ.

     Если  инициатива исходит от групп членов Совета Федерации или депутатов  Государственной Думы, она оформляется в виде документа, под которым должно быть установленное Конституцией число подписей.  Порядок оформления такой инициативы предусмотрен регламентами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

     Согласно  статье 134 Конституции Российской Федерации, субъектами права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут быть:

     - Президент Российской Федерации;

     - Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

     - Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

     - Правительство Российской Федерации;

     - законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

     - группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

     Перечень  этих органов государственной власти уже тех, которые, согласно статье 104 Конституции Российской Федерации, обладают правом законодательной инициативы. В частности, здесь нет высших судебных органов и индивидуального  права на инициативу со стороны членов палат Федерального Собрания Российской Федерации. 
 
 
 

     Глава 2. Пересмотр Конституции Российской Федерации и конституционные   поправки.

     Порядок и условия внесения в Конституцию  РФ поправок и ее пересмотра определяются в главе 9 Конституции. На сегодня применительно к разным   конституционным   нормам предусмотрено четыре способа их изменения.  Первый способ применим к положениям глав 1, 2 и 9. Второй — используется для принятия поправок к главам с 3 по 8. Третий и четвертый — определяют порядок внесения изменений в некоторые положения ст. 65, являясь исключениями из второго способа. Только первый способ именуется пересмотром Конституции. Остальные определяются как конституционные поправки2.

Информация о работе Порядок принятия, пересмотра, внесения поправок и изменений в Конституцию Российской Федерации