Порядок принятия, пересмотра, внесения поправок и изменений в Конституцию Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение наиболее актуальных проблем в процессе конституционных поправок и пересмотре Конституции Российской Федерации, а также рассмотрение путей изменения и пересмотра Конституции Российской Федерации.

Задачи исследования определяются поставленной целью и указывают, что предстоит сделать для ее достижения:

- выявить особенности Конституции Российской Федерации;

- определить субъектов рассмотрения конституционных поправок;

- рассмотреть способы изменения Конституции Российской Федерации и методы внесения в нее поправок;

Работа содержит 1 файл

Н.А. Курсовая.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

     Предложения о поправке к Конституции Российской Федерации к рассмотрению Государственной  Думой принимаются в следующем  порядке:

     1. Поступившее в Государственную  Думу предложение о поправке к Конституции Российской Федерации направляется в комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации.

     2. По результатам проверки указанный  комитет Государственной Думы  вносит предложение о принятии  к рассмотрению Государственной  Думой проекта закона Российской  Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации либо предложение о возвращении его инициатору в случае несоблюдения требований Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации.

     2.2.2. Порядок принятия закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации

     Государственная Дума рассматривает проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции  Российской Федерации следующим  образом:

     Рассмотрение  Государственной Думой проекта  закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации  осуществляется в трех чтениях.

     Проект  закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации  считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

     Одобренный  Государственной Думой проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации  в течение пяти дней со дня одобрения направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации).

     Проект  закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации рассматривает Совет Федерации.

     Одобренный  Государственной Думой проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации.

     Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации  считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации.

     В случае отклонения Советом Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Совет Федерации вправе внести в Государственную Думу предложение о создании согласительной комиссии.

     Для всеобщего сведения закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации подлежит опубликованию.

     Председатель  Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее  пяти дней со дня принятия закона Российской Федерации о поправке к Конституции  Российской Федерации опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации.

     Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации не позднее пяти дней со дня его принятия направляется Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации для рассмотрения.

     2.2.3. Регулирование порядка направления поправок для их рассмотрения органами законодательной власти субъектов Российской Федерации

     Законодатель  вправе на основе и в рамках Конституции  Российской Федерации урегулировать  порядок направления поправок для  их рассмотрения органами законодательной власти субъектов Российской Федерации и проверки соблюдения необходимых процедур одобрения поправок, а также другие вопросы, связанные с порядком принятия поправок.

     Вопрос  о том, каким способом те или иные поправки учитываются в тексте Конституции Российской Федерации, также решается законодателем исходя из характера и содержания поправок.

     На  основании изложенного и руководствуясь статьями 72, 74, 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"5, Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

     1. Из установленной Конституцией  Российской Федерации процедуры  принятия поправок к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации  вытекает, что поправки в смысле  статьи 136 Конституции Российской Федерации принимаются в форме особого правового акта - закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Положение статьи 136 Конституции Российской Федерации о том, что поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означает распространение на процедуру принятия поправок требований статьи 108 (часть 2) Конституции Российской Федерации об одобрении данного акта большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу, а именно: необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации; кроме того, должно быть соблюдено положение статьи 134 Конституции Российской Федерации, устанавливающей круг субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправках к Конституции Российской Федерации.

     2. Законодатель вправе урегулировать  порядок направления принятых  поправок для их рассмотрения  органами законодательной власти  субъектов Российской Федерации,  порядок проверки соблюдения  необходимых процедур одобрения  поправок, а также вопрос о том, каким способом одобренная поправка учитывается в конституционном тексте.

     3. Вступивший в силу после одобрения  необходимым числом законодательных  органов субъектов Российской  Федерации закон Российской Федерации  о поправке к Конституции Российской Федерации подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

     4. Согласно статье 106 Федерального  конституционного закона "О Конституционном  Суде Российской Федерации"  данное Конституционным Судом  Российской Федерации толкование является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

     5. Согласно статье 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

     6. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете", иных официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации. Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

     2.2.4. Порядок одобрения закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации 

     Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации в порядке, устанавливаемом данным органом  самостоятельно, обязан рассмотреть  закон Российской Федерации о  поправке к Конституции Российской Федерации в срок не позднее одного года со дня его принятия.

     Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации в течение  четырнадцати дней со дня принятия постановления о законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации направляет данное постановление в Совет Федерации.

     2.2.5. Вступление в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

     Установление  результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации происходит в следующем порядке:

     1. Совет Федерации ведет учет  данных о рассмотрении закона  Российской Федерации о поправке  к Конституции Российской Федерации законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации со дня его направления в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

     2. Совет Федерации на своем очередном  заседании, следующем за днем  истечения срока рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, устанавливает результаты этого рассмотрения.

     3. Установление результатов рассмотрения закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации оформляется в соответствии с регламентом Совета Федерации.

     4. Президент Российской Федерации,  законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации в течение семи дней со дня принятия постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вправе обжаловать указанное постановление в Верховный Суд Российской Федерации, который рассматривает такие споры в соответствии с гражданско - процессуальным законодательством Российской Федерации.

     Заявитель, подавший жалобу в Верховный Суд  Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, немедленно извещает об этом Совет Федерации и Президента Российской Федерации.

     В случае подачи жалобы закон Российской Федерации о поправке к Конституции  Российской Федерации не направляется Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования до вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации.

     5. В случае вступления в законную  силу решения Верховного Суда Российской Федерации, требующего пересмотра постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, Совет Федерации на своем очередном заседании повторно рассматривает данный вопрос в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи.

     Одобренный  законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации направляется Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования.

     Президент Российской Федерации в срок не позднее  четырнадцати дней со дня получения  закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации подписывает его и осуществляет официальное опубликование.

     При официальном опубликовании закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации  указываются наименование закона, даты его одобрения Государственной Думой, Советом Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, дата его подписания Президентом Российской Федерации и регистрационный номер.

     Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу.

     Принятая  поправка к Конституции Российской Федерации подлежит внесению Президентом  Российской Федерации в текст  Конституции Российской Федерации.

     Президент Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации  осуществляет официальное опубликование  Конституции Российской Федерации  с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.

     Существует  возможность повторного внесения предложения  о поправке к Конституции Российской Федерации.

     В случае, если закон Российской Федерации  о поправке к Конституции Российской Федерации не получит одобрения законодательных (представительных) органов не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации, повторное внесение в Государственную Думу предложения о данной поправке допускается не ранее чем через один год со дня установления результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

Информация о работе Порядок принятия, пересмотра, внесения поправок и изменений в Конституцию Российской Федерации