Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:20, курсовая работа
Целью данного исследования является комплексный анализ и детальное рассмотрение особенностей действующей в современной России системы льгот и поощрений и определение ее эффективности в сфере правового регулирования.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы и разработаны следующие задачи:
1) определить актуальность исследования системы льгот и поощрений, а также определить ее значимую роль в процессе правового регулирования жизни общества и государства в целом;
2) определить понятие механизма правового регулирования;
3)определить понятие, признаки и функции правовых льгот;
4) определить понятие, признаки и функции правовых поощрений
5) подвести итоги проведенного исследования.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Место льгот и поощрений в системе правового регулирования
1.1. Понятие механизма правового регулирования…………………………...5
1.2. Правовые стимулы как средства правового регулирования…………….8
Глава 2. Понятие, признаки и функции правовых льгот и поощрений
2.1. Понятие, признаки и функции правовых льгот………………………...13
2.2. Понятие, признаки и функции правовых поощрений…………………..22
Глава 3. Поощрительные санкции……………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...35
Как считает B.C. Жеребин, "сведение правовых санкций лишь к их отрицательному значению ведет к одностороннему пониманию управленческого воздействия... правовых норм"17.
В-четвертых, структура юридических норм поощрительного характера внешне напоминает структуру большинства уголовно-правовых норм, содержащих наказания. В гипотезе и диспозиции, которые в поощрительной норме слиты (как и в уголовно-правовой норме), предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению. Верно замечено, что «в отличие от обычной обязывающей или запрещающей нормы, где диспозиция становится командой: "действуй так-то", диспозиция поощрительной нормы лишь предоставляет право достигнуть поощряемого результата».
В санкции же поощрительной
нормы фиксируются
Более того, точно так же, как и в уголовном законодательстве, в поощрительных нормах могут использоваться квалифицирующие признаки стимулируемого поведения. Это, например, хорошо показано в ст. 36 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного 23 декабря 1992 г., где сказано, что "за образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников органов внутренних дел предусматриваются следующие виды поощрений: объявление благодарности; выдача денежной премии; награждение ценным подарком; занесение в книгу Почета; на доску Почета; награждение Почетной грамотой; награждение нагрудным знаком; награждение личной фотографией сотрудника, снятого у развернутого знамени органа внутренних дел; награждение именным оружием; досрочное присвоение очередного специального звания; присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности, и т.п.
Анализ данной статьи показьюает, что меры поощрения "растут" прямо пропорционально "росту" заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме повышаются пропорционально повышению общественной опасности, тяжести преступного деяния, вины.
В-пятых, поощрительные санкции во многих нормативных актах зачастую расположены рядом с мерами наказания (негативными санкциями). Например, в КЗоТ РФ (соответственно ст. 134 "Поощрения за особые трудовые заслуги" и ст. 135 "Взыскания за нарушение трудовой дисциплины"); в проекте Трудового кодекса РФ (ст. 91 "Поощрения за труд" и ст. 92 "Дисциплинарные взыскания"); в Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" (ст. 13 "Поощрения государственного служащего" и ст. 14 "Ответственность государственного служащего"), в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (ст. 36 "Поощрения за успехи в служебной деятельности" и ст. 38 "Взыскания за нарушение служебной дисциплины") и т.д.
В некоторых же нормативных актах они установлены вообще в одной статье. Так, в Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"1 о поощрениях и наказаниях говорится в ст. 16, в Положении о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации они установлены в ст. 26. Такое рядопо-ложение позволяет говорит о праве сосуществования вместе с негативными и поощрительных санкций.
В-шестых, признание все большим числом ученых поощрительных санкций могло бы, по нашему мнению, способствовать дальнейшему развитию научной мысли и юридической практики по пути расширения позитивных начал в праве, увеличения "стимулирующего веса" его средств, более разностороннему использованию управленческих методов воздействия на субъектов.
Принимая во внимание приведенные аргументы, вряд ли обоснованно игнорировать в юридических исследованиях общенаучное понимание категории "санкция", ссылаясь при этом на сложившиеся терминологические традиции.
Заключение
Из всего выше сказанного можно сказать, что при принципиальном изменении власти, как правило, принципиально менялась и система поощрения, которая зачастую данную власть обслуживала. История подтверждает это многократными примерами
Система правовых
поощрений в конкретно-
Следует подчеркнуть, что возникновение и эволюция правовых форм поощрения, их качественное изменение и количественный рост всегда были зависимы, производны от состояния базисных отношений. Объем правового поощрения, как и масштаб принуждения, обусловлен в своей основе сущностью государства и права. Соответственно социально-экономическому и политическому развитию общества появлялись и совершенствовались новые формы и виды поощрений. При этом, чем более высоким был уровень цивилизованности общества, тем более широкие сферы социальной жизни были охвачены поощрительными средствами.
Поскольку правовые нормы выступают лишь разновидностью норм социальных, на них в полной мере распространяется данная закономерность. Поэтому следует согласиться с выводом о том, что "поощрительные санкции встречаются почти во всех отраслях... права".
Поощрительный метод как один из методов государственного управления занимает самостоятельное место в системе управленческих методов и в соответствии с «разделением труда» играет важную, строго отведенную ему роль в осуществлении тех или иных государственных задач и функций.
Проблема исследования
и эффективного использования
поощрительного метода
Так же следует отметить и льготы , основная цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, всего населения, государства. Льготы связывают воедино все эти интересы и приводят к их взаимовыгодному существованию.
Во- первых компенсационная
функция. Данная функция
В данном
случае правовая льгота — это
особое право, которое
Так же вторая
функция стимулирующая функция.
Льготы и поощрения в развитие государства играют особую роль, которую убрать просто невозможно так как они затрагивают почти все сферы общественной жизни. Само по себе трудовое право во многом в себе несёт не одну статью конкретно о льготах и поощрениях. Следовательно льготы и поощрения- это одно из основных составных частей развития права и общества в целом.
Список использованной литературы:
1. Нормы права как социальная информация Ю.В.Кудрявцев Москва 1981г.
2. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 года
3. Проблемы теории государства и права Ф.Н.Фаткуллин Казань 1987г.
5. Азаров Н.И. Теория
государства и права.
6. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.
7. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник для профессиональ-ных юридических учебных заведений. – М.: Юристъ, 2000.
8. Межуев В.М. власть, демо-кратия, привилегии // Вопросы философии. - 1991.
9. Общая теория государства и права: Академический курс: В 2-х т. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 1998. Т. 2.
10. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. – М.: “Проспект”, 2000.
11. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Бабаева В.К. – М.: Юристъ, 2002. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004.
1 Проблемы теории государства и права Ф.Н.Фаткуллин Казань 1987г.с.71
2 Общая теория государства и права: Академический курс: В 2-х т. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 1998.Т.2.с.15
3 Общая теория государства и права: Академический курс: В 2-х т. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 1998.Т.2.с.42
4 Дифференциация (от лат. differentia — различие) — выделение частного из общей совокупности по некоторым признакам
5 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. – М.: “Проспект”, 2000. С. 49, 63.
6 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. – М.: “Проспект”, 2000. С. 55.
7 Финансовая газета. 1998. № 4.
8 Козюк М. Н. Правовое равенство в механизме правового регулирования. С. 60.
9 Власть, демократия, привилегии. С. 51.
10 Неволин К. А. Энциклопедия законоведения. СПб., 1997. С. 67–68.
11 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. – М.: “Проспект”, 2000.. С. 51
12 Козюк М. Н. Правовое равенство в механизме правового регулирования. С. 60.
13 Теория государства и права: Учебник / Под ред. Бабаева В.К. – М.: Юристъ, 2002. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004.
С. 41, 54
14 Теория государства и права: Учебник / Под ред. Бабаева В.К. – М.: Юристъ, 2002. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004.
. С. 24
15 Малько А.В. Теория государства и права: Учебник для профессиональ-ных юридических учебных заведений. – М.: Юристъ, 2000. С. 28–38 и др.
16Нормы права как социальная информация Ю.В.Кудрявцев Москва 1981г. c.52
17 Нормы права как социальная информация Ю.В.Кудрявцев Москва 1981г.стр.58