Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:20, курсовая работа
Целью данного исследования является комплексный анализ и детальное рассмотрение особенностей действующей в современной России системы льгот и поощрений и определение ее эффективности в сфере правового регулирования.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы и разработаны следующие задачи:
1) определить актуальность исследования системы льгот и поощрений, а также определить ее значимую роль в процессе правового регулирования жизни общества и государства в целом;
2) определить понятие механизма правового регулирования;
3)определить понятие, признаки и функции правовых льгот;
4) определить понятие, признаки и функции правовых поощрений
5) подвести итоги проведенного исследования.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Место льгот и поощрений в системе правового регулирования
1.1. Понятие механизма правового регулирования…………………………...5
1.2. Правовые стимулы как средства правового регулирования…………….8
Глава 2. Понятие, признаки и функции правовых льгот и поощрений
2.1. Понятие, признаки и функции правовых льгот………………………...13
2.2. Понятие, признаки и функции правовых поощрений…………………..22
Глава 3. Поощрительные санкции……………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...35
сообщают о расширении объёма возможностей;
обозначают собой
положительную правовую
предполагают повышение позитивной активности;
направлены на изменение общественных отношений;
Таким образом, правовой стимул – это правовая мера, регулирующая общественные отношения, путём побуждения субъекта этих отношений к определённому поведению за счёт представления ему дополнительных возможностей и благ.
Следует отметить,
что стимулирующее воздействие
должно быть связано с добровол
Таким образом, для государства более разумно проводить политику стимулирования творческой активности граждан, не зависимо от сферы её приложения, хотя и это подлежит регулированию через стимулирование, социальная активность – залог прогресса, а прогресс – гарантия благополучия.
В процессе написания
данной работы нам пришлось
сделать интересное наблюдение:
в некоторых случаях,
Классификация правовых стимулов.
В процессе правового воздействия правовые стимулы и правовые ограничения взаимодополняют друг-друга, поэтому их классификации во многом схожи.
В зависимости от отраслевой принадлежности, правовые ограничения могут быть конституционными, административными, уголовными и т.п.; в зависимости от объёма, они делятся на полные (ограничение дееспособности несовершеннолетних), и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет), в зависимости от времени действия – на временные и постоянные, в зависимости от содержания – на морально-правовые и материально-правовые, а в зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение (гипотеза), обязанность, запрет, приостановление (диспозиция), наказание (санкция).
Правовыми ограничениями в диспозиции выступают юридические обязанности, о которых говорилось ранее в связи с их ролью при реализации субъективных прав.
Два других вида ограничений на уровне диспозиции – это запрет и приостановление. Запрет – это препятствие удовлетворению интересов одной стороны, направленное, как юридическая обязанность, на реализацию интересов другой стороны. Устанавливая запрет на совершение определенных действий, законодатель тем самым возлагает на гражданина обязанность воздерживаться от запрещенных действий. Запрет, препятствуя удовлетворению интересов индивида, в отношении которого он действует, направлен на реализацию интересов противоположной стороны. По своей сущности, запреты — такие государственно-властные сдерживающие средства, которые под угрозой ответственности должны предотвращать нежелательные, противоправные деяния.
Приостановление сдерживает возможные вредные последствия правоотношения путём его временного прекращения. Приостановление не является юридической ответственностью, ибо оно не содержит итоговой оценки, а лишь предполагает дальнейшее разрешение возникшего вопроса. Вместе с тем приостановление содержит принудительные элементы со стороны вышестоящего, контролирующего, надзорного или судебного органа. Оно временно прекращает существующее правоотношение, сдерживая наступление возможных общественно вредных последствий.
Наказание – это ограничение на уровне санкции. Малько пишет: «Правовые наказания есть форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого человек в чём-то обязательно ограничивается, чего-то лишается»2 . На наш взгляд, юридическая природа стимулов и ограничений как парных понятий наиболее чётко проявляется в такой категории, наказание, при её рассмотрении в паре с соответствующей ей категорией – поощрением. Малько пишет: «Сущности правовых стимулов и ограничений проявляются наиболее полно в поощрениях и наказаниях»3.
Поощрения и наказания
имеют следующие общие
Во-первых то, что они являются правовыми средствами воздействия на интересы лиц;
Так же для них установлены определенные процедуры применения — формы поощрения и наказания заранее известны и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определен и круг лиц, наделенных правом применять те или иные меры поощрения и наказания; В том числе они обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом; Так же они выступают одновременно в качестве наиболее сильных обеспечивающих факторов реализации других правовых средств (прав, льгот, обязанностей, запретов и т. п.); Ещё можно сказать, что они связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется — поощрение или наказание; Можно добавить, что для их наступления необходимо кроме объективной стороны еще и определенное субъективное состояние лица — выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противоположной «заслуге» (вине) и подлежащее наказанию.
Различия между поощрением и наказанием заключаются в следующем:
Во первых если поощрение как заслуженная мера призвано подкреплять положительное поведение, характеризующее позитивные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то наказание — тоже своеобразная «заслуженная мера», выступающая как средство защиты общества от правонарушений; Во-вторых если меры поощрения связаны с элементами взаимополезности с точки зрения общества и субъекта, то меры наказания — с элементами взаимовредности; Следует отметить, что если поощрение — мера одобрения, то наказание — мера осуждения. Они вызывают соответственно у лица положительные или отрицательные эмоции. Так же у них по-разному проявляется связь с благом, ценностями: если при применении поощрения субъекту предоставляется определенная ценность, то при наказании он лишается каких-либо ценностей; Можно добавить, что если в наказании заложены силы, подтягивающие, так сказать, поведение личности до нормы, то в поощрении — силы, поднимающие такое положение выше нормы; И наконец, при соотношении поощрений и наказаний ведущую роль отводят поощрениям, которые, создавая больше альтернатив поведения, представляют собой более гибкое воздействие, чем наказание.
Стимулы и ограничения со стороны их взаимообеспечения будут подробнее рассмотрены в следующей главе, поэтому нет смысла касаться этой темы здесь.
Глава 2. Понятие, признаки и функции правовых льгот и поощрений
2.1. Понятие, признаки и функции правовых льгот
Для начала следует
отметить, что правовая льгота
— это структурный элемент
системы правовых стимулов. В
современном Российском
Итак, под правовой
льготой понимается
Все правовые льготы независимо от формы выражения обладают следующими отличительными особенностями:
Во первых это реализация правовых льгот сопровождается более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности. Однако реализация правовых льгот не должна противоречить, нарушать общественные интересы.
При установлении правовых льгот первостепенную роль играет цель, т. к. отнюдь не любое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве правовой льготы.
Так же правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от стандартных требований нормативного характера. Иными словами, правовые льготы — это инструмент юридической дифференциации4. При этом чем совершеннее сама правовая система, тем дифференцированее регламентируются конкретные вопросы общественной жизни.
Итак, правовая льгота (как и любая иная льгота) — это прежде всего элемент специального правового статуса конкретного лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.
И наконец правовые льготы выступают в качестве правомерных исключений из общих правил, являются законными изъятиями, установленными на нормативно-правовом уровне. Как было указано, правовые льготы чаще всего получают закрепление именно в нормативных, а не в правоприменительных актах.
Следует отметить, что существует такая специфическая разновидность правовых льгот, как привилегия. В рамках правоведения под привилегией понимаются специальные льготы, которые установлены для конкретных субъектов правовых отношений (прежде всего для властных государственных органов и должностных лиц) и необходимы в целях наиболее полного и качественного осуществления данными субъектами определенных обязанностей.
Итак, правовая
привилегия обладает
Как
было указано выше, основная цель
правовых льгот заключается в
согласовании интересов
Во- первых компенсационная функция. Данная функция заключается в создании приблизительно равных условий, предоставлении одинаковых со всеми возможностей для лиц, которые находятся в неравных условиях в силу биологических или социальных причин.
В данном случае правовая льгота — это особое право, которое дополняет уже имеющиеся у лица права с целью гарантировать равный уровень потребления, доступа к образованию и др. Кроме того, правовые льготы призваны улучшать социально-экономические условия жизни отдельных категорий граждан, их материально-бытовое и финансовое положение.
Так же вторая функция стимулирующая функция. Правовые льготы способны побуждать лиц к отдельным видам общественно полезной деятельности, создавать благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица. Данная функция правовых льгот выполняется также и дозволениями, и поощрениями. Однако в отличие от последних правовая льгота — это дополнительная возможность, которая предоставляется «сверх» какого-то уже имеющегося у лица права. Таким образом, стимулирующая сила у правовых льгот сильнее, чем у дозволений, но слабее — чем у поощрений.