Поощрения и льготы в праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является комплексный анализ и детальное рассмотрение особенностей действующей в современной России системы льгот и поощрений и определение ее эффективности в сфере правового регулирования.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы и разработаны следующие задачи:
1) определить актуальность исследования системы льгот и поощрений, а также определить ее значимую роль в процессе правового регулирования жизни общества и государства в целом;
2) определить понятие механизма правового регулирования;
3)определить понятие, признаки и функции правовых льгот;
4) определить понятие, признаки и функции правовых поощрений
5) подвести итоги проведенного исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Место льгот и поощрений в системе правового регулирования
1.1. Понятие механизма правового регулирования…………………………...5
1.2. Правовые стимулы как средства правового регулирования…………….8
Глава 2. Понятие, признаки и функции правовых льгот и поощрений
2.1. Понятие, признаки и функции правовых льгот………………………...13
2.2. Понятие, признаки и функции правовых поощрений…………………..22
Глава 3. Поощрительные санкции……………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Аюров А.Е.Курсовая по теме Льготы и поощрения в праве.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

      Следует отметить, что стимулирующая функция наиболее  ярко проявляется на примере  налоговых льгот.

Так же следует отметить отличие  льгот от привилегии:

Следует отметить, что льгота — это правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от некоторых обязанностей.

Исходя из уже приведенных определений, можно увидеть, что между понятиями «привилегия» и «льгота» есть немало общего.

Во-первых, они позволяют облегчать  положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов. Действительно, на это направлены, в частности, как льготы для чернобыльцев, так и привилегии для депутатов (например, право бесплатного проезда по стране в служебных целях, гарантированная занятость, возможность вернуться в свое подразделение после отправления выборной должности).

Во-вторых, они призваны быть правостимулирующими  средствами, побуждающими к определенному  поведению и обозначающими положительную  правовую мотивацию. Качественные налоговые  льготы играют, бесспорно, стимулирующую  роль, создают условия для развития экономических отношений. Точно так же и привилегии выступают необходимым элементом правового стимулирования эффективного управленческого труда, процесса формирования высоких деловых качеств руководителей.

В-третьих, они служат специфическими компенсационными мерами, устанавливаемыми за осуществление конкретных функциональных обязанностей. И льготы для ветеранов, и привилегии для должностных лиц пытаются определенными «доходами» возместить те «расходы», которые были затрачены в процессе их трудовой и иной деятельности.

В-четвертых, оба названных средства являются своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для тех  или иных лиц. Льготы для военных, уволенных со службы и поступающих  в вузы, а также иммунитет судей  Конституционного Суда РФ позволяют  оценивать эти преимущества как особые, исключительные, монопольные, выделяющиеся из общих юридических правил.

В-пятых, и те и другие выступают  формами проявления дифференциации юридического упорядочения общественных отношений. Например, льготы для инвалидов, многодетных семей и т. п., а также привилегии дипломатических работников на прием с особыми почестями включаются в их специальные статусы.

Таким образом, привилегии по многим параметрам весьма близки к льготам  и составляют вместе с ними единую систему юридических облегчений. Правильно в этой связи отмечает И. И. Кравченко, что «льготы и привилегии — это одна система... В принципе они друг от друга мало отличаются...». Отсюда «не так-то просто, а часто и невозможно провести четкую грань между льготами и привилегиями»5.

Соглашаясь в целом с данным тезисом, попытаемся все же показать некоторые особенности привилегий как специфической разновидности  правовых льгот, что необходимо как  для теории, так и для юридической  практики.

Во-первых, если льготы призваны облегчать положение различного рода субъектов, то привилегии в основном сориентированы на политическую элиту, на властные органы и должностные лица. В. П. Казимирчук считает, что льготы «нужны как для того, чтобы поддержать стабильность в обществе, так и для того, чтобы создать легитимность, т. е. доверие общества к той власти, которая защищает этих людей. Что касается привилегий, то они могут распространяться только на тех, кто находится у власти и вершит власть»6.

Вместе с тем привилегии устанавливаются  не только в отношении властвующих лиц. Они как монопольные, исключительные права могут принадлежать в определенных случаях и гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и иным субъектам. Об этом говорится в ряде нормативных актов: в ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне» в редакции от 6 октября 1997 г.; в ст. 1 Постановления Правительства РФ «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан» от 30 декабря 1998 г.; в ст. 1.5 Распоряжения ФКЦБ «Об утверждении методических рекомендаций по оценке имущества паевых инвестиционных фондов» от 25 сентября 1996 г. и др.

В частности, в ст. 4.37 Приказа Министерства финансов РФ «О годовой бухгалтерской  отчетности организаций» в редакции от 20 октября 1998 г. закреплено, что акционерные общества при оценке своего финансового состояния в пояснительной записке описывают «все виды выплачиваемого вознаграждения (заработная плата, премии, комиссионные и иные имущественные предоставления (льготы и привилегии)»7.

Более того, все больше проявляются ведомственные привилегии, связанные с неравной оплатой аналогичного труда на предприятиях различных ведомств (например, преимущества, которые предоставляют своим работникам «Газпром», нефтяные компании и т. п.), а также территориальные привилегии, распространяющиеся на лиц, проживающих в том или ином привилегированном городе или регионе (например, преимущества, которые можно получить, проживая только в Москве). В привилегированном положении (с точки зрения юридических норм) может находиться и конкретный субъект Российской Федерации (речь в данном случае может идти, в частности, о Татарстане).

Во-вторых, льготы распространяются на больший круг лиц и имеют более  широкую сферу применения. В этой связи можно солидаризоваться с  мнением И. И. Кравченко о том, что «льготы — это массовые формы привилегий». Привилегии же, в свою очередь, — специфические льготы, исключения из исключений. Их не может быть много, иначе привилегии «торпедируют» основные принципы права — справедливость, равноправие и т. п. Привилегии в юридическом смысле, пишет М. Н. Козюк, есть «разновидность льготного способа регулирования общественных отношений, когда преимущества устанавливаются исключительной нормой...»8.

В-третьих, если льготы в  доминанте своей характеризуют  специальный правовой статус субъектов, ибо устанавливаются главным образом для соответствующих групп и слоев населения (инвалиды, пенсионеры, студенты, матери-одиночки и т. д.), то привилегии могут устанавливаться как в специальном (дипломаты, депутаты, министры и т. п.), так и в индивидуальном статусах, ибо они в большей мере подтверждают исключительность юридических возможностей особо ответственных и иных лиц. В частности, в годы «реформ» Президентом РФ Б. Н. Ельциным принимались соответствующие акты, в которых конкретным лицам, обозначенным поименно (отдельным творческим работникам, ректорам вузов и т. п.) были пожалованы персональные дополнительные пенсии в размере 10 МРОТ.

В-четвертых, привилегии ввиду того, что они являются исключительными  правами, т. е. принадлежащими только тем или иным конкретным лицам, выступают более детальными и персонифицированными юридическими средствами, следующим по сравнению со льготами уровнем дифференциации правового регулирования. Привилегии — изъятия как из общих, так и из особенных норм права. Поэтому в принципиальном плане они могут соотноситься между собой как особенное (льготы) и отдельное (привилегия).

В-пятых, в силу различных  социальных ролей, которые выполняют  разные субъекты в жизнедеятельности  общества, право, с одной стороны, с помощью льгот пытается «выравнить» их фактическое неравенство, с другой же — посредством привилегий юридически «выделяет» тех, кому это необходимо для полноценного осуществления специфических обязанностей. «Между льготами и привилегиями то существенное отличие, — пишет В. М. Межуев, — что первые в какой-то мере смягчают существующее фактическое неравенство, тогда как вторые добавляют к последнему еще и формальное неравенство, как бы возводят это неравенство в закон»9.

В любом обществе, где  существует власть, т. е. выполнение особых публично-политических функций, присутствует и необходимость в юридическом «выделении» лиц, исполняющих данные в общем-то непростые функциональные обязанности, которые нацелены в той или иной степени на упорядочение процессов удовлетворения интересов различных субъектов. «В государстве, как обществе независимом, — отмечал еще К. А. Неволин, — существует и власть независимая, или верховная. Она... образуется в известном порядке и имеет различные права и преимущества, особенно действуя в законодательстве и управлении...»10.

В целях наиболее полного  и качественного осуществления  соответствующих служебных обязанностей, независимого выполнения официальных  функций, возмещения властвующим лицам  затрат, возникающих у них в  процессе управления, и необходимы юридические преимущества, называемые привилегиями. И хотя данное средство в целом олицетворяет известное неравенство — без него не обойтись. Ведь нельзя же во всех отношениях уравнять генерала с солдатом, министра с рядовым работником, руководителя государства с каждым гражданином. Одной лишь высокой зарплатой невозможно здесь возместить то, что требуется первым для выполнения своих обязанностей и функций. В интересах народа освободить людей, профессионально занимающихся политикой, от повседневной заботы о хлебе насущном, от бытовых неурядиц и неудобств. Что хорошего в том, считает В. М. Межуев, если политики, от которых так много зависит в нашей жизни, будут больше думать не о деле, а о пропитании для себя и своей семьи?11

Кроме того, иерархическая структура самих властных отношений заведомо диктует неравенство политико-управленческих ролей. И вот с этим упрямым фактом связаны, а точнее, им обусловлены большие или меньшие размеры привилегий. Не может, скажем, функция президента быть равнозначной, равноценной по объему и по всем тем атрибутам, с которыми связана реализация данной функции, допустим, функции налогового инспектора. Отсюда бороться с неравенством публично-властных ролей, с неравенством публично-властных функций в системе государственной власти — нелепость, чистая бессмыслица.

В этой связи нельзя в  полной мере согласиться с мнением  М. Н. Козюка о том, что «цели применения льгот можно обосновать объективными причинами, а наличие привилегий чаще всего связано с историческими  пережитками и своеобразными психологическими факторами (престиж, авторитет и т. п.)»12. Привилегии для политической элиты, как показано выше, тоже имеют объективные причины, связанные с самой природой властеотношений.

Некоторые привилегии обладают особым характером и могут выступать одновременно и в виде прерогатив, т. е. в форме исключительной компетенции власти. Прерогативы «вытекают» из такого существенного признака государства, как суверенитет. Среди них выделяют, например, следующее: только высшие должностные лица государства могут официально представлять все общество; соответствующие органы государства и должностные лица обладают монополией на правотворчество; лишь государственные структуры имеют право на легальное применение силы; лишь президент имеет право помилования и т. п.

Законодатель, издавна  употребляя термины «льгота» и «привилегия», не всегда достаточно четко проводил и проводит различия между ними. Уже в Законах XII таблиц используются оба этих понятия. Так, в ст. 1 таблицы III сказано, что «пусть будут даны должнику 30 льготных дней после признания им долга или после постановления против него судебного решения»; в ст. 1–2 таблицы IX установлено, что «привилегий, т. е. отступлений в свою пользу от закона, пусть не испрашивают»13.

Юридическую природу  льгот и привилегий, используемых в древнеримском праве, анализировал еще В. В. Ефимов. Он, в частности, отмечал, что, согласно догме римского права, юридические нормы по объему действия делятся на две большие группы: право общее и исключительное. Право общее содержит нормы права, к которым судья должен обращаться, если нет особых указаний касательно рассматриваемого отношения. В свою очередь в праве общем различали право обыкновенное и особенное. Если первое устанавливает общепринятые положения, то второе допускает отступления от обыкновенного права (например, существовали как общие правила составления обыкновенного завещания, так и отступления от них — для военнослужащих, не имеющих возможности в минуту смерти на войне выполнять все требуемые формальности). Основания отступления от общеобыкновенных норм — общественное благо, интересы специальных классов людей (например, военных, торговых судов) и т. п.

В результате этого В. В. Ефимов определяет юридическую льготу как правомочие, предоставляемое  особенным правом, привилегии же как исключительное, специальное право, как изъятие из общих законов (как обыкновенных, так и особенных).

Римское право устанавливало  три вида привилегий: лица, вещи, известных  отношений. В зависимости от утилитарных  критериев привилегии подразделялись на приносящие пользу и невыгодные (например, ограничения правоспособности за уклонение от господствующей религии).

В дальнейшем привилегии связываются с более конкретными  отношениями — службой для  короля, феодала, со статусом чужестранца и т. п. «То, что называют установить единые (правила) наград, — отмечается в древнекитайской *Книге правителя области Шан, — означает: (все) привилегии и жалованья, чиновничьи должности и ранги знатности должны даваться лишь за службу в войске, иных путей не должно быть»14.

Практически все страны Европы использовали привилегии как  средства, в определенной степени  упорядочивающие отношения между  феодалами и их чиновниками. И  везде так или иначе привилегии характеризовали статус субъекта, его  служебную роль в иерархии власти. В средневековых городах принимаются специальные акты, в которых данные привилегии предоставляются и подтверждаются королями и императорами. Например, в праве г. Шпейера установлены следующие: «Привилегия, данная Генрихом V» от 14 августа 1111 г., «Фридрих I подтверждает привилегию Генриха V» от 27 мая 1182 г.; а в праве г. Вормса — «Привилегии Генриха V» от 30 ноября 1114 г., «Фридрих I подтверждает и разъясняет привилегию Генриха V» 3 января 1184 г. и т. д.

Известный английский юрист  Г. Брактон в своем трактате «О законах и обычаях Англии» (середина XIII в.) специально посвятил привилегиям XXIV главу, которую так и назвал «О привилегиях, о том, кто их может даровать и какие из них принадлежат королю».

В ст. 10 Русской Правды (Краткая редакция) говорится о том, что «если же человек пихнет человека от себя или к себе, (то платить) 3 гривны, если выставит двух свидетелей; но если (побитый) будет варяг или колбяг, то (пусть сам) идет к присяге». В Комментарии статей древнейшей правды Рейцем сказано применительно к вышеприведенной статье следующее: «Эта привилегия давалась им (варягам и колбягу), как чужестранцам, не имевшим семейственных связей»15.

2.2. Понятие,  признаки и функции правовых  поощрений

В рамках теории государства  и права под правовым поощрением понимается форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате которого субъект награждается, и для него наступают благоприятные юридические последствия.

Информация о работе Поощрения и льготы в праве