Понятие управленческого процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы разобрать управленческий процесс и рассмотреть его на примере предприятия.
Предмет исследования представляет собой управленческий процесс.
Объектом является управленческий процесс на предприятии ОАО «Северо-Западный Телеком».
Задачи данной курсовой работы:
Рассмотреть содержание процесса управления.
Рассмотреть основные этапы процесса управления.
Рассмотреть типологию процесса управления.

Работа содержит 1 файл

на печать.docx

— 44.31 Кб (Скачать)

         Введение.

      Процесс управления — это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов в интересах достижения стоящих перед ними целей. Он решает две задачи: тактическая заключается в поддержании устойчивости, гармоничности взаимодействия и работоспособности всех элементов объекта управления; стратегическая обеспечивает его развитие и совершенствование, перевод в качественно и количественно иное состояние.

  Этот  процесс характеризуется непрерывностью, циклической повторяемостью отдельных  фаз (сбора, обработки, анализа, хранения, контроля информации; выработки и  принятия решений; организации их выполнения), неравномерностью, инерционностью, проявляющейся  в запаздывании управленческих действий. Он развивается и совершенствуется вместе с самой организацией.

       Цель данной работы разобрать  управленческий процесс и рассмотреть  его на примере предприятия.

  Предмет исследования представляет собой управленческий процесс.

      Объектом является управленческий  процесс на предприятии ОАО  «Северо-Западный Телеком».

  Задачи  данной курсовой работы:

  1. Рассмотреть содержание процесса управления.
  2. Рассмотреть основные этапы процесса управления.
  3. Рассмотреть типологию процесса управления.

             4. Рассмотреть процесс управления  на примере предприятия.

  Первая  глава посвящена теоретической  части, в ней подробно рассмотрены  содержание, основный этапы и типология  управленческого процесса. Во второй, практической части рассмотрено  предприятие ОАО «Северо-Западный Телеком» как объект исследования процесса управления. Его краткая характеристика, внедрение программы совершенствования процессов управления, эффективность процесса управления и пути ее повышения на ОАО «Северо-Западный Телеком».

  Актуальность  изучения данной темы непосредственно  связана с тем, что процесс  управления, хотя и играет в организации  вполне определенную роль, тем не менее, пронизывает всю организацию, касаясь  и затрагивая практически все  сферы ее деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава I: Понятие управленческого процесса.

  1.1.Содержание  процесса управления.

       Управление организацией предстает  в виде процесса осуществления  определенного типа взаимосвязанных  действий по формированию и  использованию ресурсов организации  для достижения своих определенных  целей.

  Среди авторов – теоретиков в области  менеджмента не сложилось единой точки зрения по вопросу трактовки  содержательной стороны процесса управления.

  В. Р. Веснин считает, что управление как  деятельность реализуется в совокупности управленческих процессов, то есть целенаправленных решений и действий, осуществляемых менеджерами в определенной последовательности и комбинации [2, с. 6]. Он говорит о  том, что управленческие процессы содержат как жесткие, формальные элементы, такие  как правила, процедуры, официальные  полномочия, и достаточно мягкие, как  стиль руководства и организационные  ценности. Целью конкретного управленческого  процесса является изменение или  сохранение существующей управленческой ситуации, то есть совокупности тех  обстоятельств, которые оказывают, или в будущем могут оказать  влияние на развитие самой организации.

  О. С. Виханский и А. И. Наумов в своих  рассуждениях подчеркивают, что управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного набора специфических взаимосвязанных  действий. Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, по мнению О. С. Виханского и А. И. Наумова, напрямую зависят  как от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская) , от размеров организации, а также  от сферы ее деятельности (производство товаров или оказание услуг), от уровня управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень  управления), от функции внутри организации  (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов [3, с. 22].

  По  мнению О. С. Виханского и А. И. Наумова  для процесса управления характерно функциональное содержание. Все виды управленческой деятельности можно  сгруппировать  в четыре основные функции управления:

  1. планирование, заключающееся в выборе целей и плана действий по их достижению;
  2. функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками, а также установление взаимодействия между ними;
  3. руководство, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей;
  4. контроль, который заключается в соотнесении реально достигнутых результатов с теми, которые были запланированы [3, с. 23].

     Л. Е. Басовский  определяет  процесс управления как непрерывную  последовательность взаимосвязанных  действий по реализации функций  планирования, организации, мотивации  и контроля [1, с. 9].

  По  мнению А. И. Орлова и В. Н. Федосеева, термин «процесс управления» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей [6, с.5].

          В. Зигерт дает такое определение:  «Управление – это такое руководство  людьми и такое использование  средств, которое позволяет выполнять  поставленные задачи гуманным, экономичным  и рациональным путем» [4].

  Анализ  приведенных трактовок показывает функциональную направленность в рассмотрении содержания процесса управления. 
 
 

  1.2.Основные  этапы процесса  управления.

  Процесс управления складывается из чередования  определенных этапов и проявляется  как непрерывная последовательность целенаправленных действий аппарата управления и руководителя для достижения определенных результатов.

  Процесс разделения на этапы является определенным аналитическим инструментом, который  позволяет выявить как закономерности процесса управления, так и выделить те пути, которые будут способны его определенным образом усовершенствовать.

  Этап  процесса управления можно определить как совокупность управленческих оп6ераций, действий, который характеризуется  качественной определенностью и  однородностью и отражает необходимость  их существования [3, с. 23].

  Традиционно управленческий процесс представлен  в виде последовательно сменяющих  друг друга этапов, таких как целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, выработка управленческого решения.

  Выделение этапов процесса управления необходимо с учетом определенных аспектов процесса.

  К ним относятся следующие аспекты:

  1) Организационный аспект процесса  управления проявляется в последовательности  использования организационных  рычагов воздействия. В связи  с использованием данного аспекта,  можно выделить следующие этапы:  регламентирование, нормирование, инструктирование, ответственность [6, с.5].

  2) Функциональный аспект процесса  управления проявляется в последовательности  реализации основных функций  управления. В соответствии с  данным аспектом в процессе  управления можно выделить следующие  этапы: планирование; организация;  активация; регулирование, координация;  контроль [2, с. 7].

  3) Информационный аспект процесса  управления представляет собой  весь комплекс операций по  преобразованию, очистке информации, выполняемых в определенной последовательности  и взаимосвязи с целью перевода  системы из одного состояния  в другое. Информационный аспект  проявляется в последовательности  выполнения информационных работ  в процессе управления. В связи  с данными посылками с использованием  информационного подхода выделяются  следующие этапы в процессе  управления: этап поиска информации; этап комплектования информации; этап обработки и передачи  информации.

  4) Экономический аспект в процессе  управления находит свое выражение  в использовании ресурсов производства. Экономический аспект процесса  управления можно выразить через  существование следующих этапов: установка экономических потребностей; оценка наличия ресурсов; распределение  ресурсов, использование ресурсов.

  Определенные  особенности в выделении тех  или иных этапов процесса управления связаны с существованием таких  аспектов управления, как экономический, организационный, функциональный, информационный. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.3.Типология процесса управления.

  В различных условиях процесс управления может быть построен по-разному, при сохранении определенных, присущих только ему свойств. Это, позволяет классифицировать процессы управления, выделяя их наиболее типичные виды. По мнению теоретиков менеджмента, типология процесса управления строится на основе распределения отдельных операций по этапам в зависимости от конкретных условий, возможностей управления, целей и ситуаций [6, с. 8].

  Знание различных типов процесса управления помогает наиболее рационально его построить, добиться повышения качества управленческого решения, экономии времени на его разработку, рациональной организации работ, внесения строгости в разработку решения или его нахождение в условиях определенной недостаточности информации.

  В соответствии с традиционной типологией, выделяются следующие типы процесса управления.

  Линейный  тип процесса управления, который схематично представлен на рисунке 1.

    

    
 

  Рис. 1 Линейный тип процесса управления 

  Анализируя  данную схему можно сделать следующие  выводы. Линейный тип процесса управления характеризуется строгой последовательностью осуществления его этапов и используется тогда, когда есть полная и достаточная определенность относительно цели воздействия, ситуации и так далее, когда есть полная возможность осуществления каждого из этапов в рамках работ, которые присущи каждому из этапов. Чаще всего линейный тип процесса управления используется по типовым ситуациям и решениям.

    Вторым типом процесса управления является корректируемый тип. Его последовательность схематично отражена на рисунке 2

    
 
 

  Рис.2 Корректируемый тип процесса управления 

  Анализ  данного типа управления позволяет сделать следующие выводы. Корректируемый тип процесса управления характеризуется необходимостью корректировки каждого из этапов процесса управления после прохождения последующего этапа. Данный тип процесса управления используется в том случае, когда существует недостаточная определенность, которую можно устранить лишь после прохождения последующего этапа процесса управления посредством корректировки уже пройденного этапа.

  Следующим типом процесса управления является разветвленный тип. Схематично данный тип процесса управления представлен на рисунке 3.

  

  

  

  

  

     

  Рис.3 Разветвленный тип процесса управления 

  Анализ  данной схемы позволяет сделать  вывод о том, что сущность разветвленного типа процесса управления заключается в возможности методологического разделения работ по частям на определенных этапах. В связи с этой особенностью, его использование в достаточной степени ограничено. Он может быть использован только тогда, когда отсутствует возможность обобщенной оценки ситуации и выделения главной и ключевой проблемы либо принятия единственно возможного решения в рамках данной ситуации. Тогда осуществляется многоаспектная оценка данной ситуации. При этом по каждому аспекту допускается выделение отдельной проблемы, после чего возможно либо нахождение целой серии решений, либо принятия одного комплексного решения, но включающего в себя целый спектр решений по каждому из аспектов состояния системы.

Информация о работе Понятие управленческого процесса