Понятие, сущность и содержание принципа разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является всестороннее исследование реализации одного из демократических принципов - «разделения властей». Достичь поставленной цели можно через реализацию следующих задач:
Во-первых, рассмотреть общую характеристику принципа разделения властей.
Во-вторых, необходимо проанализировать и исследовать проблему осуществления принципа разделения властей.
В- третьих, исследовать каждую ветвь власти с их особенностями и характерными чертами.

Содержание

Введение
Глава 1 «Понятие, сущность и содержание принципа разделения властей»
1.1 «Законодательная власть»
1.2 «Исполнительная власть»
1.3 «Судебная власть»
Глава 2 « Прокуратура, как 4 ветвь власти: шаг из прошлого в настоящее»
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

разделение властей.docx

— 57.68 Кб (Скачать)

В ряде стран  функцию конституционно- правового  контроля выполняют конституционные  суды. Своей деятельностью они  гарантируют верховенство конституции  в правотворческой деятельности законодателя. В нашей стране такую  функцию выполняет Конституционный  суд Российской Федерации. В США  эта функция возложена на Верховный  суд, который в течении двух веков  обеспечивает неприкосновенности Конституции  США и ее конструктивного развития.

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом  основных признаков11:

      1. Судебная власть - вид государственной   власти.  Она  осуществляется

- государственными органами,  выражает  государственную  волю,  ее составляют государственно-властные  полномочия.  В  отличие  от  других  видов  власти,

- реально влияющих на жизнь людей, судебная  власть  -  одна  из  трех  ветвей

- государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.

      2. Исключительность судебной власти - следующий ее признак.  Судебную власть  вправе  осуществлять  только  суды12.  Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия  -  по  Конституции Российской  Федерации принадлежит только суду, только  суд может признать  человека  виновным  в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

3. Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей,  способных на основе соответствующей подготовки и  своих  личных качеств  осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах.

      4.Независимость, самостоятельность,  обособленность  - характеристики  судебной власти. При  выполнении  своих  функций  судьи   подчиняются  только Конституции   Российской  Федерации  и  закону13.  Независимость судебной власти  одновременно  означает  запрет  каждому суду  и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений,  обязанность противостоять попыткам  такого  воздействия.

Самостоятельность судебной власти означает,  что  судебные  функции  суд  не делит с какими-либо другими органами, а решения суда  не  требуют  чьих-либо санкций  или утверждения.  Суды,  осуществляющие  судебную  власть,  образуют самостоятельную  ветвь  государственной  власти.   Обособленность   судебной власти означает, что  суды  образуют  систему  государственных  органов,  не входящую  в  какую-либо  другую  государственную  структуру,   систему,   не подчиненную при  выполнении своих функций кому-либо.

      5. Осуществление полномочий путем судопроизводства -  признак  судебной власти14.  Судопроизводство  представляет  собой   деятельность,   которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов.  Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах.

6. Процессуальный  порядок  деятельности - важнейший признак  судебной власти. Процессуальный  порядок  определяет  только  закон.  Закон  подробно регулирует правила действий суда и  принятия  им  решений  при  рассмотрении конкретных  дел.

      7. Подзаконность судебной власти  означает, что компетенция  судов,  их полномочия  определяются  Конституцией  Российской   Федерации   и   другими федеральными законами. Законодательные  органы, законодательная  власть  не вправе вмешиваться в производство  по  конкретным  делам.  Но  созданные  ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи  всех  судов,  в  том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются  только  Конституции Российской Федерации  и  закону15.  Особой  юридической силой обладает толкование   Конституции   Российской   Федерации Конституционным    Судом Российской Федерации. Оно является  официальным и обязательным  для всех органов государственной власти  и местного  самоуправления,   учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений16.

 

 

Глава 2 «Прокуратура как четвертая ветвь власти: шаг из прошлого в настоящее» 

Правоохранительная  система Российского государства  в течение последнего столетия неоднократно подвергалась кардинальному изменению. Это связано как с объективными, так и субъективными причинами. К объективным причинам можно  отнести различного рода социальные катаклизмы, такие как войны, революции. К субъективным причинам - внутриполитические изменения, связанные с приходом к власти того или иного политического  лидера или партии. Во всех случаях  реформирование правоохранительной системы  было сопряжено с перестройкой системы  правоохранительных органов, правовой идеологии и системы правовых норм, в которых выражалась охранительная  функция права.17

Особое положение  отечественной юридической науки  с доминирующей марксистско-ленинской  идеологией наложило отпечаток на изучение проблем, связанных с правоохранительной системой советской России в целом  и прокуратуры в частности. Долгое время даже отсутствовал понятийный аппарат. Специальные исследования по вопросам классификации правоохранительных органов появились лишь в 80-е годы XX века. До этого названная проблема рассматривалась лишь в контексте социалистической законности и охраны правопорядка.18

Прокурорский  надзор возникает не потому, что  учреждается прокуратура, а потому, что с возникновением законности в государстве появляются органически связанные между собой объективные потребности в обеспечении ее единства и направленная на это функция надзора.

Очевидно, что  основной формой прокурорской власти является, и являлась прокурорско-надзорная  власть, выражающаяся в надзоре за соблюдением Конституции и действующих  на территории государства законов. Вместе с тем следует отметить, что эта власть реализуется волей  государства, а это «сообщает  ей общие признаки государственной  власти, однако ее цель и правовые средства реализации (без вмешательства в  административно-хозяйственную деятельность) делают эту власть особо специфичной». Прокуратура является органом власти, как по своим признакам, так и по содержанию, но в нынешней Конституции РФ, как и в советский период, это не нашло отражения. Поэтому можно не называть прокурорскую деятельность прокурорской властью, но от этого таковой она не перестанет быть. Действительно, прокуратура, как никакой другой орган власти, взаимодействует с другими властными органами, является необходимым балансом, уравновешивающим другие ветви власти.

В полной мере надзорные  полномочия прокурора сохраняются  и в сфере реализации судебных решений, исполнения наказаний, равно  как и во всей деятельности исправительных учреждений. Поэтому становится очевидным, какой груз ответственности ложится  на прокуратуру, призванную обеспечить участие государственного обвинителя в суде по каждому уголовному делу публичного и частно-публичного обвинения. Некоторое перераспределение процессуальных функций контроля в пользу судебной власти на досудебных стадиях следует  рассматривать, с одной стороны, в плане реализации конституционных гарантий верховенства суда в системе процессуальных отношений, а с другой — как наращивание взаимодействующих усилий прокуратуры и суда в обеспечении законности, защиты прав и свобод человека, оказавшегося в сфере уголовного правосудия. Вместе с тем было бы неправильным односторонне воспринимать конкретные акции судебной реформы как последовательные шаги по пути упрочения законности, повышения престижа ведущего надзорного органа государства. Очевидно, вытеснение прокуратуры из «цивильных разделов» судопроизводства, выдавливание надзора из экономического блока под благовидным предлогом непосредственного доступа граждан к правосудию чревато самыми тяжелыми последствиями для режима законности. Поэтому ни в коем случае нельзя лишать прокуратуру функции общего надзора, ведь именно она вводит прокуратуру в систему сдержек и противовесов властей.19

Для того чтобы  прокуратуры стала действенным  инструментом контроля общества за государственными органами и их служащими, необходимо возвести ее в ранг самостоятельной  ветви власти; устранить зависимость  прокуроров от кого бы то ни было; предоставить полномочия осуществлять контроль за всеми органами государственной  власти и их должностными лицами; отделить общий надзор за соблюдением законов  гражданами и общественными организациями  от надзора за государственными структурами. Следует иметь в виду и тот  факт, учитывая исторический опыт, что  прокуратура должна быть вне местных  влияний - безусловно, если государство  хочет иметь единую законность. Но для этого нужно решить этот важнейший  вопрос на конституционном уровне: прокуратуре должна быть отведена в Конституции РФ отдельная глава - необходимо признать за ней самостоятельное место в системе государственных органов России.20

 

Заключение.

Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые  отрасли предотвращает возможные  злоупотребления властью и возникновение  тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей  занимает своё место в общей системе  государственной власти и выполняет  свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, они обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время эти меры гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.

Нельзя усомниться в значимости принципа разделения властей, ведь главное содержание его состоит в том, что только при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными органами может быть установлен демократический режим правления. Как известно, существуют три основные функции государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная, поэтому каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами государства.

Делая заключительный вывод, необходимо сказать о том, что, прежде всего, принцип разделения властей является одним из основных гарантов прав и свобод человека. Второе преимущество государственной системы, основанной на принципе разделении властей - это относительная стабильность внутриполитического положения государства, потому что разделение властей позволяет выходить из критических ситуаций на основе норм конституции, посредством консенсуса социальных сил. Применение этого принципа невозможно отделить от других тенденций в развитии государств: стремление к демократии, созданию гражданского общества и правового государства.

Итак, поставленные цели и задачи достигнуты и довольно глубоко изложены в рамках данной курсовой работы, а так же четко указан предмет и объект и их подробное описание. Заметим, что любой гражданин своей страны не может представить государственный строй без веками устоявшейся модели- принципа разделения властей. А следовательно, прослеживается актуальность принципа, ведь он затрагивает вопросы современности и взглядов настоящего времени на политическую ситуацию, вопросы касающиеся государственной власти ее органов и полностью структуры. Именно поэтому с самого создания и по сегодняшний день теория о разделении властей остается одной из ведущих и интересных теорий.

 

Список  литературы:

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Юрид. литер., 2000.- с.
  2. Исаев И. А., Золотухина М. Н. История политических и правовых учений России. - М.: Юрист, 1995.- с.
  3. Морозова Л.А. Теория государства и права. - М.: Юрид. литер., 2002.
  4. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М.: ЭЛИТ, 2000.
  5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: НОРМА, 2000.
  6. Теория государства и права/Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. -М.: Юрид. литер., 2001.
  7. Теория государства и права/Под ред.Е.В. Романова. - М.: Наука, 2004. – 000с.
  8. Общая теория права и государствам/Под ред. С.А. Комарова. - М.: Юристъ, 2000.
  9. Теория государства и права/Под ред. В.М. Прусса. - М.: Юристъ, 2003.
  10. Общая теория права и государства/Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Юристъ, 2000.
  11. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. - М: Юристъ, 2001.
  12. Вельский К.С. О функциях исполнительной власти//Государство и право. - 1997.-№3.-С.
  13. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М., 1997.
  14. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1988.
  15. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
  16. План государственного преобразования графа М.М. Сперанского. Хрестоматия по истории России. М., 1996.
  17. Кутафин О.Е. Основы государства и права, М: Юрист, 1998.
  18. Мельников Н.В. Прокурорская власть // Государство и право, 2002, №2, с.14-20.
  19. Николаева Л.А. Надзор прокуратуры: проблемы теории и практики // Прокурорская и следственная практика, 1997, № 2, с.82-89.
  20. Сухарев А.Я. Прокурорский надзор: Учебник для вузов, М.: Норма, 2004. – 480с.
  21. Яровиков К.Ю. Надзорная функция прокуратуры: история и проблемы развития // Государство и право, 1999, №11, с.68-72
  22. Конституция РФ
  23. В.П.Божьев Правоохранительные органы РФ. М-1997 г. стр.43-46.
  24. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ping.alfaspace.net , http://referats.urist-center.ru

Информация о работе Понятие, сущность и содержание принципа разделения властей