Понятие, сущность и содержание принципа разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является всестороннее исследование реализации одного из демократических принципов - «разделения властей». Достичь поставленной цели можно через реализацию следующих задач:
Во-первых, рассмотреть общую характеристику принципа разделения властей.
Во-вторых, необходимо проанализировать и исследовать проблему осуществления принципа разделения властей.
В- третьих, исследовать каждую ветвь власти с их особенностями и характерными чертами.

Содержание

Введение
Глава 1 «Понятие, сущность и содержание принципа разделения властей»
1.1 «Законодательная власть»
1.2 «Исполнительная власть»
1.3 «Судебная власть»
Глава 2 « Прокуратура, как 4 ветвь власти: шаг из прошлого в настоящее»
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

разделение властей.docx

— 57.68 Кб (Скачать)

 

ГОУ ВПО «Орловский государственный  университет»

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

                          

по теории государства  и права

                 

Тема: «Понятие, сущность и содержание принципа разделения властей»

                                                                     Выполнила:

                                                                     Студентка 2 курса

                                                                     202 группы

                                                                     Паринова Д.Н.

                                                                     Проверила: 

                                                                     Агаева А.В.

 

 

 

 

 

Орел 2010г.

 

План:

  1. Введение
  2. Глава 1 «Понятие, сущность и содержание принципа разделения властей»
  3. 1.1 «Законодательная власть»
  4. 1.2 «Исполнительная власть»
  5. 1.3 «Судебная власть»
  6. Глава 2 « Прокуратура, как 4 ветвь власти: шаг из прошлого в настоящее»
  7. Заключение
  8. Список литературы 

Введение.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что теория разделения властей — одна из ведущих политических доктрин и принципов буржуазного конституционализма. Как правило, она противопоставлялась концепциям единовластия, сосредоточения власти в руках одного лица или органа. Генезис теории разделения властей связан с возникновением буржуазных политико-правовых теорий прежде всего в Англии XVII в, самым авторитетным политическим мыслителем которой был Д. Локк. Однако у него это, скорее, учение о соподчинении властей в государстве, созданном общественным договором, где «законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов общества истекают из нее и подчинены ей». 
Классическую формулировку данная теория, как известно, получила в трудах выдающегося французского философа, юриста и просветителя Шарля Луи Монтескье (1689—1755). Целый ряд аспектов политико-правового наследия Монтескье уже освещался в советской юридической литературе. Подвергалась анализу и его теория разделения властей, хотя она и не была предметом специального рассмотрения. В зарубежной литературе этой проблематике традиционно уделяется существенное внимание. Вместе с тем многие буржуазные авторы учение Монтескье о разделении властей интерпретируют в целях теоретической легитимации основных институтов, норм и концепций современного буржуазного строя.

Так же, хотелось бы указать еще на то, что основной мировой тенденцией конца XX века является приоритет модели правового государства. Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные представления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демократию возможной на практике.

Принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной  власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.

Предмет исследования разделения властей предполагает рассмотрение «основных ветвей власти» законодательной, исполнительной, судебной, механизмов их взаимодействия и форм влияния друг на друга, а так же сама сущность принципа разделения властей, ее значение в реальной действительности.

В объект же входит, непосредственно, теория разделения властей и ее содержание.

В данной курсовой работе используются следующие универсальные  и специальные юридические методы исследования:

- логический;

- сравнительно-исторический;

- системно-структурного  анализа;

Логический метод позволяет  исследовать внутренние закономерности складывания модели правового государства  и теории разделения властей на базе норм логики, которая, как известно, является наукой о закономерностях  мышления.

Сравнительно-исторический метод дает возможность посредством  анализа разнообразных подходов к проблеме выявлять общие и специфические  черты принципа разделения властей  в процессе его реализации в обществах  с различными традициями.

Метод системно-структурного анализа рассматривает каждую из теории разделения властей в качестве составляющего элемента, исследует  характер взаимосвязей между подобными  элементами.

Целью данной работы является всестороннее исследование реализации одного из демократических принципов - «разделения властей». Достичь поставленной цели можно через реализацию следующих задач:

Во-первых, рассмотреть  общую характеристику принципа разделения властей.

Во-вторых, необходимо проанализировать и исследовать  проблему осуществления принципа разделения властей.

В- третьих, исследовать каждую ветвь власти с их особенностями и характерными чертами.

 

Глава 1 «Понятие, сущность и содержание принципа разделения властей»

О понятии «разделение властей» невозможно сказать однозначно, так как оно несет в себе глубокий смысл, значение которого необходимо рассмотреть с различных сторон и взглядов не только через теории великих мыслителей и ученых, но и так же через призму нового времени, его реалий и сложившихся устоев.

Так, одно из следующих  определений говорит о том ,что  Разделение властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства1. А другое, утверждает, Разделение власти - одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти2.

Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектами (первым, или активным), от которого исходит  волевой импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который воспринимает этот импульс  и осуществляет побуждение, становится носителем власти, её исполнителем. Эта простейшая структура разделения и передачи власти обычно усложняется, особенно в институциональном политическом (а также неполитическом экономическом, правовом, идеологическом) процессе, когда  второй субъект передаёт волевой импульс следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивший наименование командования, или распоряжения и составляющий сущность власти).

Таким образом, понятие  «разделение власти» достаточно широкое и неотделимо от понятия «власти» и принимает при этом самые различные формы выражения. В связи с этим представляется целесообразным проследить исторический путь развития разделения власти к моменту его современного восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих принципов.

Разделение власти исторически сложилось на самых  ранних этапах формирования государства  и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой  рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках  или в одном институте и  потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два  следствия, которые вытекают из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой. Отсюда же и характерное для политической истории общества совмещение функций на её ранних этапах.

Как известно, первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную власти, власть государства и церкви. Оно же сопровождалось и длительной борьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной, или господство церкви в светской жизни общества. Соперничество между ними продолжалось многие столетия, всё средневековье и начало Нового времени как в России, так и на Западе. Оно далеко не завершено для многих государств и обществ и поныне, при этом исход его далеко не однозначен в разных регионах мира. Западная, преимущественно христианская его часть, решила спор о власти в пользу светской, государственной; восточная - в пользу значительного политического влияния религиозных начал жизни общества, его политико-правовой системы и культурного уклада.

Наряду с этим, в самом светском государстве  рано началось разделение профессиональных функций власти. Уже Аристотель отмечал  существование в нём законодательного органа магистратуры (исполнительного  учреждения) и судебного органа3. Происходило разделение власти между центральным и местным управлением (самоуправление), формировалась всё более сложная политическая система общества, властей разных уровней и с разными функциями. Развитое разделение власти стало в конце концов одной из организационных основ государства Нового времени, которое функционирует как система функционально разграниченных, но и связанных между собой учреждений, аппаратов и органов власти. Феодальная организация власти с объединёнными в лице властелина законодательных, исполнительных и судебных функций, включая функциональное и территориальное разделение власти между монархическим центром и провинциальными (городскими) парламентами, местным самоуправлением, с сословным представительством частично избранных, частично включённых в него «по праву» из числа именитых горожан. Децентрализованное феодальное средневековое государство допускало заметное упрочение местных парламентов, которые особенно укрепились в Западной Европе в XIII-XIV веках и, в последствии, стали структурной и социальной основой возникновения парламентов и в государственных центрах абсолютистских монархий. Другой же основой разделения власти стали различные королевские советы, обычно очень замкнутые и узкие, нередко олигархического типа, несмотря на их совещательные функции, как это имело место в Верховном тайном совете в России после петровского периода, когда из восьми членов совета («верховников») шестеро представляли две знатнейшие фамилии - Долгоруких и Голицыных. Помимо того, существовали и эпизодические сборы (ассамблеи) правящих феодальных верхов, феодальные союзы (лиги), такие, как Земские соборы в России, также готовившие в будущем более совершенные формы разделения власти. Решающий этап институционального и функционального разделения государственной власти наступил в начальный период Нового времени (XVII в.). Именно в этот период феодальное децентрализованное государство уступило место централизованным абсолютистским монархиям в большинстве стран Западной Европы. Центральная власть теперь нуждалась в более развитом и эффективном аппарате управления и обороны, который неизбежно должен был быть специализирован и разделён. Развивающаяся в то же время торговая и промышленная буржуазия поддержала на первых порах абсолютистской монархический центр и способствовала его укреплению, но при этом получила и доступ к власти, которая оказалась до известной меры разделённой и между сословиями и классами, и доступ этот был открыт, прежде всего, в нарождавшиеся центральные парламентские (законодательные и представительные) структуры.

Дальнейшее развитие разделённых властей шло несколькими  параллельными путями: а именно, происходила централизация парламентских структур, смещение парламентаризма в центр со всей идеологией и техникой формирования представительной власти (её выборностью, принципами организации и т.п.); укреплялась и совершенствовалась центральная правительственная исполнительная власть и особенно её аппаратов, кадров государственных служащих; так же завершилось формирование возникшей в феодальном средневековье системы надзора и отправления правосудия, передачи судебных функций от властвующей (сеньориальной) верхушки - специализированным судебным органам.

Бесспорно, этот объективный процесс получил теоретическое обоснование в политико-философской теории разделения властей и сопровождался проектами гражданского общества и правового государства, и конституционного строя, реализация которых была необходимым условием эффективного разделения власти и в свою очередь зависела от разделения её на три относительно автономные, взаимосвязанные и контролирующие друг друга власти.

Сама идея разделения законодательной, исполнительной и  судебной властей на протяжении многих веков сопровождает поиск человечеством идеального государства. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Дж. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье4. При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории, а толчком к её оформлению послужили буржуазные революции в Англии (1640—1648гг.) и в последствии во Франции (1789-1794гг.).

В основании политической философии Локка (1632-1704гг.) и либерализма  лежит идея собственности. В естественном состоянии люди, может быть, и  живут благополучно, но им явно недостаёт  многого для сохранения собственности. На основе общественного договора учреждается  государство - социальный институт для  охраны собственности и разрешения связанных с собственностью недоразумений. Но и в государственном состоянии  собственность не вполне оберегаема, например, от произвола абсолютной монархии. Для того чтобы охрана собственности не зависела исключительно  от воли властей, люди создают законы и законодательство.

Однако и в обществе законов вероятно беззаконие, поскольку всегда остаётся значительная свобода для толкования и применения законов. Когда, например, судьями являются сами правители, они склонны судить, руководствуясь теми же целями, что и в процессе правления. А это чревато волюнтаризмом судопроизводства, фактическим беззаконием. Дж. Локк предлагает систему сдержек и противовесов - разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную с передачей каждой особому кругу лиц. Тогда, например, в правовом монархическом государстве законодательной властью может быть аристократический парламент, высшей исполнительной - король, а судебную имеет смысл пропорционально поделить между аристократическим и демократическим сословиями.

Информация о работе Понятие, сущность и содержание принципа разделения властей