Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:45, курсовая работа
Целью данной работы является всестороннее исследование реализации одного из демократических принципов - «разделения властей». Достичь поставленной цели можно через реализацию следующих задач:
Во-первых, рассмотреть общую характеристику принципа разделения властей.
Во-вторых, необходимо проанализировать и исследовать проблему осуществления принципа разделения властей.
В- третьих, исследовать каждую ветвь власти с их особенностями и характерными чертами.
Введение
Глава 1 «Понятие, сущность и содержание принципа разделения властей»
1.1 «Законодательная власть»
1.2 «Исполнительная власть»
1.3 «Судебная власть»
Глава 2 « Прокуратура, как 4 ветвь власти: шаг из прошлого в настоящее»
Заключение
Список литературы
ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теории государства и права
Тема: «Понятие, сущность и содержание принципа разделения властей»
Орел 2010г.
План:
Введение.
Актуальность данной тематики
обусловлена тем, что теория разделения
властей — одна из ведущих политических
доктрин и принципов буржуазного конституционализма.
Как правило, она противопоставлялась
концепциям единовластия, сосредоточения
власти в руках одного лица или органа.
Генезис теории разделения властей связан
с возникновением буржуазных политико-правовых
теорий прежде всего в Англии XVII в, самым
авторитетным политическим мыслителем
которой был Д. Локк. Однако у него это,
скорее, учение о соподчинении властей
в государстве, созданном общественным
договором, где «законодательная власть
по необходимости должна быть верховной,
и все остальные власти в лице каких-либо
членов общества истекают из нее и подчинены
ей».
Классическую формулировку данная теория,
как известно, получила в трудах выдающегося
французского философа, юриста и просветителя
Шарля Луи Монтескье (1689—1755). Целый ряд
аспектов политико-правового наследия
Монтескье уже освещался в советской юридической
литературе. Подвергалась анализу и его
теория разделения властей, хотя она и
не была предметом специального рассмотрения.
В зарубежной литературе этой проблематике
традиционно уделяется существенное внимание.
Вместе с тем многие буржуазные авторы
учение Монтескье о разделении властей
интерпретируют в целях теоретической
легитимации основных институтов, норм
и концепций современного буржуазного
строя.
Так же, хотелось бы указать еще на то, что основной мировой тенденцией конца XX века является приоритет модели правового государства. Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные представления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демократию возможной на практике.
Принцип разделения
властей является одним из основных
принципов организации
Предмет исследования разделения властей предполагает рассмотрение «основных ветвей власти» законодательной, исполнительной, судебной, механизмов их взаимодействия и форм влияния друг на друга, а так же сама сущность принципа разделения властей, ее значение в реальной действительности.
В объект же входит, непосредственно, теория разделения властей и ее содержание.
В данной курсовой работе используются следующие универсальные и специальные юридические методы исследования:
- логический;
- сравнительно-исторический;
- системно-структурного анализа;
Логический метод позволяет исследовать внутренние закономерности складывания модели правового государства и теории разделения властей на базе норм логики, которая, как известно, является наукой о закономерностях мышления.
Сравнительно-исторический метод дает возможность посредством анализа разнообразных подходов к проблеме выявлять общие и специфические черты принципа разделения властей в процессе его реализации в обществах с различными традициями.
Метод системно-структурного анализа рассматривает каждую из теории разделения властей в качестве составляющего элемента, исследует характер взаимосвязей между подобными элементами.
Целью данной работы является всестороннее исследование реализации одного из демократических принципов - «разделения властей». Достичь поставленной цели можно через реализацию следующих задач:
Во-первых, рассмотреть общую характеристику принципа разделения властей.
Во-вторых, необходимо проанализировать и исследовать проблему осуществления принципа разделения властей.
В- третьих, исследовать каждую ветвь власти с их особенностями и характерными чертами.
Глава 1 «Понятие, сущность и содержание принципа разделения властей»
О понятии «разделение властей» невозможно сказать однозначно, так как оно несет в себе глубокий смысл, значение которого необходимо рассмотреть с различных сторон и взглядов не только через теории великих мыслителей и ученых, но и так же через призму нового времени, его реалий и сложившихся устоев.
Так, одно из следующих определений говорит о том ,что Разделение властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства1. А другое, утверждает, Разделение власти - одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти2.
Разделение власти
возникает из свойства власти быть
отношениями между субъектами (первым,
или активным), от которого исходит
волевой импульс, побуждение к действию,
и субъектом (вторым, или пассивным),
который воспринимает этот импульс
и осуществляет побуждение, становится
носителем власти, её исполнителем.
Эта простейшая структура разделения
и передачи власти обычно усложняется,
особенно в институциональном
Таким образом, понятие «разделение власти» достаточно широкое и неотделимо от понятия «власти» и принимает при этом самые различные формы выражения. В связи с этим представляется целесообразным проследить исторический путь развития разделения власти к моменту его современного восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих принципов.
Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, которые вытекают из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой. Отсюда же и характерное для политической истории общества совмещение функций на её ранних этапах.
Как известно, первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную власти, власть государства и церкви. Оно же сопровождалось и длительной борьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной, или господство церкви в светской жизни общества. Соперничество между ними продолжалось многие столетия, всё средневековье и начало Нового времени как в России, так и на Западе. Оно далеко не завершено для многих государств и обществ и поныне, при этом исход его далеко не однозначен в разных регионах мира. Западная, преимущественно христианская его часть, решила спор о власти в пользу светской, государственной; восточная - в пользу значительного политического влияния религиозных начал жизни общества, его политико-правовой системы и культурного уклада.
Наряду с этим,
в самом светском государстве
рано началось разделение профессиональных
функций власти. Уже Аристотель отмечал
существование в нём
Дальнейшее развитие
разделённых властей шло
Бесспорно, этот объективный процесс получил теоретическое обоснование в политико-философской теории разделения властей и сопровождался проектами гражданского общества и правового государства, и конституционного строя, реализация которых была необходимым условием эффективного разделения власти и в свою очередь зависела от разделения её на три относительно автономные, взаимосвязанные и контролирующие друг друга власти.
Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей на протяжении многих веков сопровождает поиск человечеством идеального государства. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Дж. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье4. При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории, а толчком к её оформлению послужили буржуазные революции в Англии (1640—1648гг.) и в последствии во Франции (1789-1794гг.).
В основании политической философии Локка (1632-1704гг.) и либерализма лежит идея собственности. В естественном состоянии люди, может быть, и живут благополучно, но им явно недостаёт многого для сохранения собственности. На основе общественного договора учреждается государство - социальный институт для охраны собственности и разрешения связанных с собственностью недоразумений. Но и в государственном состоянии собственность не вполне оберегаема, например, от произвола абсолютной монархии. Для того чтобы охрана собственности не зависела исключительно от воли властей, люди создают законы и законодательство.
Однако и в обществе законов вероятно беззаконие, поскольку всегда остаётся значительная свобода для толкования и применения законов. Когда, например, судьями являются сами правители, они склонны судить, руководствуясь теми же целями, что и в процессе правления. А это чревато волюнтаризмом судопроизводства, фактическим беззаконием. Дж. Локк предлагает систему сдержек и противовесов - разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную с передачей каждой особому кругу лиц. Тогда, например, в правовом монархическом государстве законодательной властью может быть аристократический парламент, высшей исполнительной - король, а судебную имеет смысл пропорционально поделить между аристократическим и демократическим сословиями.
Информация о работе Понятие, сущность и содержание принципа разделения властей