Понятие, сущность и назначение государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Исторические типы государства:
рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое;
по форме правления: монархия, республика;
с точки зрения государственного устройства: конфедерация, федерация, унитарное государство;
по характеру функционирования политических институтов: авторитарное, демократическое, правовое, тоталитарное и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА………………………..…………………………………………………11
Глава 2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА……………..22
Глава 3. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ…………………………………………………………..31
Глава 4. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА. ВОПРОС О ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………41
Заключение……………………………………………………………………………...53
Список использованных источников……………………………………………55

Работа содержит 1 файл

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА (КУРСОВАЯ РАБОТА (2).doc

— 318.50 Кб (Скачать)

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане равны перед законом, но сохраняется экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов — буржуазии и рабочих, отношения между кото­рыми претерпевали существенные изменения.

Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов.

Первый этап можно назвать периодом становления и развития капиталистического государства. В экономи­ческом плане это период свободной конкуренции боль­шого числа собственников. Государство здесь не вмеши­вается в экономику. Экономическую жизнь определяют стихийный рынок и конкуренция. Для выявления об­щеклассовых интересов и воли развивающейся буржуа­зии необходим был новый, более современный меха­низм. Таким механизмом стали буржуазная демократия, парламентаризм, законность. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистичес­ких общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.

Второй этап развития буржуазного государства со­впал с периодом монополистического капитализма. Его можно назвать этапом начала и углубления кризиса буржуазной государственности (конец XIX в.— первая половина XX в.). В экономике на данном этапе проис­ходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкуренции объединяются, монополи­зируются различные виды производства и распределе­ния, возникают мощные объединения — тресты, синди­каты, корпорации и т. п.; усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения от­стает от производства товаров.

Следствием этого стали периодические кризисы и депрессии, сопровождавшиеся банкротством предпри­ятий, ростом безработицы, обострением классовой борьбы. Монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных марксистских идей. Па­рижская Коммуна 1871 г.—исторически первая попыт­ка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах.

На рубеже XIX и XX столетий буржуазное государ­ство все более превращается в политический институт крупной монополистической буржуазии, которая начи­нает отказываться от демократии и законности. В ряде стран это приводит к возникновению реакционных политических режимов (фашистские режимы в Герма­нии и Италии). Во внутренней деятельности буржуаз­ных государств усиливается функция борьбы с револю­ционным рабочим движением, во внешней — функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. Все это сопровождается ростом военно-бюрокра­тического государственного аппарата. Первые десятиле­тия XX в.— это годы первой мировой войны, пролетар­ские революции, распад колониальной системы, тяже­лые экономические кризисы и депрессии. Перед буржу­азным обществом и государством неотвратимо встала жесткая альтернатива — или саморазрушение под натис­ком острых противоречий, или реформы и преобразова­ния. Они выбрали второй путь.

В 30-е гг. нашего столетия буржуазное государство вступило в третий (современный) этап своего разви­тия, который, по всей вероятности, является переход­ным к более высокому типу государства. Начало ему положил «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта, но более масштабные изменения, совпавшие с развернув­шейся научно-технической революцией, происходили после второй мировой войны. На данном этапе существен­но меняется экономическая основа государства, «чистая» частная собственность перестает быть доминирующей. До 30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Словом, эконо­мика приобретает смешанный характер. Многообразие видов и форм собственности придает экономике боль­ший динамизм, способность приспосабливаться к изме­няющимся условиям.

Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Многие рабочие стано­вятся держателями акций и вместе с другими слоями общества (научно-технической интеллигенцией и др.) образуют «средний» класс — основной стабилизатор об­щественных отношений.

Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Мно­гие его основные функции вытекают из потребностей всего общества — экономическая, социальная. Оно ак­тивно вмешивается в экономику путем гибкого плани­рования, размещения государственных заказов, кредито­вания и т. п.

Изменения, происходящие в развитых капиталисти­ческих странах, нашли свое отражение в различных теориях. Значительное распространение, например, по­лучила теория государства всеобщего благоденствия. Согласно этой теории на рассматриваемом этапе капи­тализм в корне изменился, он стал народным капита­лизмом, а буржуазное государство полностью утратило классовый характер, превратилось в орган всеобщего благоденствия, делающий при помощи государственно-правового регулирования богатых победнее, а бедных — побогаче. Данная теория, несомненно, опирается на реальные процессы, факты, но все-таки существенно идеализирует буржуазное общество и государство.

 

5. Социалистическое государство.

И

деи о подлинно демократическом, гуманном и спра­ведливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности в христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.

Основы учения о социалистическом государстве зало­жили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны. В. И. Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское го­сударство возникает в результате пролетарской револю­ции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государ­ство диктатуры пролетариата, призванное подавить со­противление свергнутых эксплуататорских классов, пре­вратить всех трудоспособных граждан в трудящихся. Марксизм утверждал, что пролетарское государство с мо­мента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим «полугосудар­ством», которое затем будет заменено коммунистичес­ким общественным самоуправлением.

Государства бывших социалистических стран призна­вались государствами высшего и исторически последне­го типа. Они противопоставлялись всем эксплуататор­ским государствам.

В действительности это были, скорее всего, государ­ства, отягощенные большими деформациями переход­ные к социалистическому типу. Сегодня китайские те­оретики более реалистичны, они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. (Марксизм-ленинизм отводил строительству социализма и социалистического государства непродол­жительное время). Кроме того, догматизм в теории, во­люнтаризм, субъективизм, постоянное забегание вперед стали причинами многочисленных ошибок и деформа­ций в практической деятельности. Тем не менее, боль­шой опыт по строительству социалистической государ­ственности должен быть глубоко проанализирован и изучен: просчеты, ошибки и достижения, несомненно, будут полезны как живущим, так и грядущим поколе­ниям, ибо идеи социализма и благородны, и бессмертны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Н

а основании вышеизложенного можно сделать заключение, что государство возникло не сразу, а как результат эволюции человека и его мышления, на основе влияния не только объективных, но и субъективных причин.

Появление государства было объективной закономерностью, следствием всего предшествующего развития первобытнообщинного строя: отделения человека от животного мира, общественного разделения труда, роста его производительности, возникновения семьи, частной собственности на орудия и средства производства, эксплуатации соплеменников и рабов, имущественного расслоения членов племени, рода и т.д.

Однако все эти факторы не имели бы сейчас такого значения, если бы за всей этой чередой исторических событий не последовал раскол общества на антагонистические классы. Последние же были не просто большими группами людей, занимающими самостоятельное место в системе общественного производства. Главное заключалось в том, что, имея непримиримые в тех условиях интересы, ведя между собой яростную борьбу, они тем самым поставили под вопрос само существование цивилизации.

Поэтому появление государства (права) как эффективного средства урегулирования классовых столкновений было своеобразным спасением человечества. Ведь любые внутренние или внешние опасности наносят ущерб обществу, ставят под угрозу  человеческую жизнь, подрывают первооснову государства - его целостность, т.е. определенное политическое, экономическое, идеологическое, духовное, социальное географическое суверенное состояние.

Карательный подход к решению социальных споров между классами общества как универсальное средство их государственно-правового регулирования не мог решить проблемы потому, что предмет спора был глубже возможностей государства. Он носил не столько юридический характер, сколько социальный, культурный, нравственный характер; постоянно воспроизводился следующими поколениями, анализировался в различных научных теориях, отражался в программах политических партий.

Общество должно было дорасти до иных методов решения своих проблем, и в том числе между классами. Те же законодательные, исполнительные, судебные органы, возникшие вместе с государством как часть его механизма, не могли сразу быть средствами несилового решения социальных конфликтов. Пройдет немало времени, прежде чем люди задумаются над принципами разделения властей, независимости суда как главного арбитра разрешения общественных противоречий и др. Изменится и отношение к праву, закону в жизни общества. Признание первенства права разрушает любые личные, классовые принципы регулирования социальных противоречий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

1.      Алексеев С. С. Государство и право. - М., 1993 г.

2.      Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государство // Государство и право. - 1993 г. - № 2.

3.      Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трак­товки // Государство и право. 1993г. - № 7.

4.      Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990 г.

5.      Гумплович Л. Общее учение о государстве. - СП б., 1910 г.

6.      Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. - М., 1908 г.

7.      История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общ. ред. члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В. С. Нерсесянца. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999 г.

8.      Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. 2: Го­сударство и развитие общества. - М.; Л., 1931 г.

9.      Кокошкин Ф. Ф. Русское государственное право. - М., 1908 г.

10.             Коркунов Н. М. Русское государственное право. Т. 1. - СП б., 1904 г.

11.  Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 1.

12.  Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 39.

13.  Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Советское государство и право. - 1990 г. - № 10.

14.  Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 22.

15.  Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1.

16.  Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.

17.  Морозова Л. А. Функции Российского государства на современ­ном этапе // Государство и право. 1993 г. № 6.

18.  Общая теория права и государства. Учеб. для юридических ву­зов / Под ред. В. В. Лазарева. - М., 1994 г.

19.  Социологический энциклопедический словарь/ Редактор-координатор – академик РАН Г. В. Осипов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1998 г.

20.  Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999 г.

21.  Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991 г.

22.             Хропанюк В. Н.  Теория государства и права.  Учебник  для вузов. –  М., 1996 г.

23.  Шершеневич Г. Ф. Общее учение о праве и государстве. М., 1911 г.

24.  Энциклопедический юридический словарь/ Под общ. ред. В. Е. Крутских. – 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 1999 г.

5



[1] См.: Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/ Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999 г., с. 115.

[2] См.: Социологический энциклопедический словарь/ Редактор-координатор – академик РАН Г. В. Осипов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1998 г., с. 58.

[3] 

См.: Энциклопедический юридический словарь/ Под общ. ред. В. Е. Крутских. – 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 1999 г., с. 61.

[4] 

Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трак­товки // Государство и право. 1993 г. № 7.,

с. 16.

[5] Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государство // Государство и право. - 1993 г. - № 2

[6] Цит. по: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3., с. 127.

[7] Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государство // Государство и право. - 1993 г. - № 2

[8] Гумплович Л. Общее учение о государстве. - СП б., 1910 г., с. 47.

[9] Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. 2: Го­сударство и развитие общества. - М.; Л.,

1931 г., с. 86

[10] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1., с. 422.

[11] 

Алексеев С. С. Государство и право. - М , 1993 г., с. 12,13.

[12] Коркунов Н. М. Русское государственное право. - СП б., 1904 г. Т. 1., с. 27.

[13] Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. - М., 1908 г., с. 100-101.

[14] Шершеневич Г. Ф. Общее учение о праве и государстве. - М., 1911 г., с. 18.

[15] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 1., с. 439.

[16] Кокошкин Ф. Ф. Русское государственное право. - М., 1908 г., с. 3—4.

[17] 

Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990 г., с. 645.

[18] Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 3., с. 63.

[19] Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 22., с. 200-201.

[20] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 39., с. 73.

[21] 

Лившиц Р. З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Советское государство и право. - 1990 г. - № 10

[22] 

Морозова Л. А. Функции Российского государства на современ­ном этапе // Государство и право. 1993 г. № 6., с. 100.

[23] Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М., 1991 г.

[24] Общая теория права и государства: Учеб. для юридических ву­зов / Под ред. В. В. Лазарева. - М., 1994 г.


Информация о работе Понятие, сущность и назначение государства