Понятие, сущность и назначение государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Исторические типы государства:
рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое;
по форме правления: монархия, республика;
с точки зрения государственного устройства: конфедерация, федерация, унитарное государство;
по характеру функционирования политических институтов: авторитарное, демократическое, правовое, тоталитарное и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА………………………..…………………………………………………11
Глава 2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА……………..22
Глава 3. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ…………………………………………………………..31
Глава 4. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА. ВОПРОС О ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………41
Заключение……………………………………………………………………………...53
Список использованных источников……………………………………………55

Работа содержит 1 файл

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА (КУРСОВАЯ РАБОТА (2).doc

— 318.50 Кб (Скачать)

В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким и гарантированным законом кругом прав и сво­бод. Здесь государство служит обществу и личности.

Рассматриваемая классификация имеет несомненное научное и практическое значение. Главным критерием ее является политический, точнее, государственно-пра­вовой режим. Этот критерий по глубине и основатель­ности не идет ни в какое сравнение с формационным, но позволяет выделить важные особенности государств в рамках общепринятых типов.

Приведенная типология государств, в общем и целом, применима и к праву.

Английский историк А. Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и госу­дарств, который учитывает не только социально-эконо­мические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций— египетскую, китайскую, западную, православную, араб­скую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.[23]

Цивилизационный подход обосновывается идеей един­ства, целостности современного мира, приоритетом об­щечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокуп­ность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодей­ствием техники, социальной организации, религии и фи­лософии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнори­рует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о вы­делении способов производства и общественно-экономи­ческих формаций как ступеней общественного развития.

Иначе говоря, цивилизационный подход тоже не без­упречен, не способен заменить подход формационный, но в определенном сочетании они, видимо, могут стать под­ходящей основой для научной классификации государств.

Классификация государств на типы не является все­охватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной систе­мы и двигались в своем развитии к одному из сущест­вующих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают призна­ки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возмож­но появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств.

В марксистской литературе переходным государствам уделялось мало внимания. Считалось, что переход от одного исторического типа государства к другому возмо­жен только революционным путем, поэтому переходное государство рассматривалось как нечто временное и не­характерное. В действительности же наиболее естествен и перспективен эволюционный путь развития государств, отсюда наличие переходных государств вполне законо­мерно, и они могут существовать достаточно долго.

 

1. Восточное государство.

Д

о недавнего времени восточные государства в учеб­ной и научной литературе обычно относили к рабовла­дельческому типу. Правда, и тогда у этих государств отмечалось немало специфического, вносились предложения выделить их в особый вид (тип). И действительно, для такого выделения есть достаточно оснований[24].

Древневосточные государства (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.) возникли около 5 тыс. лет назад в зонах поливного земледелия. Географическое положение, осо­бые климатические и почвенные условия в этих странах вызывали необходимость организации крупных и слож­ных оросительных систем. Такой характер сельскохо­зяйственного производства («азиатский способ произ­водства») требовал, во-первых, сохранения родовой об­щины, ибо отдельные семьи не могли проводить слож­ные и объемные ирригационные работы, а, во-вторых, наличия сильной публичной власти.

Поскольку государство управляло коллективным тру­дом общинников по сооружению оросительных систем, то оно присваивало себе и право верховной собствен­ности на землю. В результате общинники стали зависи­мыми от государства.

Иначе говоря, экономической основой государств вос­точного типа являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Здесь сущест­вовала и частная собственность монарха, его прибли­женных, но она не играла существенной роли в произ­водстве. Такой характер собственности во многом опре­делял специфическую, «пирамидальную» структуру обще­ства: на верху пирамиды — монарх (царь, фараон и т. п.), ниже — его приближенные, еще ниже — чиновники более низкого ранга. В основании пирамиды—общинники и рабы, составляющие главный объект эксплуатации государства.

В ряде восточных государств (Китай и др.) рабство носило семейный (патриархальный) характер, при котором рабы мало отличались от обычных общинников. В Египте, Вавилоне были государственные и храмовые рабы, ко­торые вносили большой вклад в экономику этих стран. В Индии сложилась закрепленная религией кастовая организация общества.

В целом в древневосточных государствах не было тра­диционной классовой дифференциации общества. Ог­ромную роль в их жизни играли вековые традиции. Для них было характерно заторможенное, застойное разви­тие. Во многих ранневосточных государствах веками ничего не изменялось.

Восточные государства выполняли несколько функций:

1.      организации общественных работ (по созданию и эксплуатации ирригационных сооружений);

  1. финансовую— взимание податей;
  2. военную — оборона своей террито­рии или захват чужих территорий;
  3. подавления сопро­тивления общинников и рабов.

Для выполнения своих функций государства создава­ли мощный чиновничий строго централизованный аппа­рат. Ведущая роль в нем принадлежала войску, полиции и суду. Правда, в ранневосточных государствах длитель­ное время не существовало строгого разграничения компетенции между отдельными ведомствами и чинов­никами.

Организация государственной власти в странах древ­него Востока чаще всего принимала форму «восточной деспотии», при которой вся полнота не ограниченной ничем власти принадлежала одному властителю—на­следственному монарху, правящему при помощи силь­ного военно-бюрократического аппарата.

 

2. Рабовладельческое государство.

Г

осударства рабовладельческого типа возникли позд­нее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, рас­кола общества на классы. Наиболее классические ра­бовладельческие государства были созданы в Греции (VIII—VI вв. до н.э.) и в Риме (VI в. до н.э.).

Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников — рабов. Главные создатели материальных благ — рабы не обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектом права и эксплуатации. Их подневоль­ный труд обеспечивался главным образом внеэкономи­ческим принуждением.

Основные классы рабовладельческого общества - рабо­владельцы и рабы. Помимо них существовали социаль­ные прослойки — ремесленники, мелкие земледельцы. Они считались свободными, но неимущими и эксплуа­тировались рабовладельцами. Между рабами и рабовла­дельцами возникали острые социальные противоречия. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений – восстаний (восстание рабов в Сицилии во II в. до н. э., восстание Спартака в I в. до н. э. и др.).

Рабовладельческое государство было классовым, яв­лялось по своей сущности орудием диктатуры рабовла­дельцев. Классовая сущность государства выражалась в его функциях. К внутренним функциям относились: 1) охрана частной собственности рабовладельцев и со­здание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных; 2) подавление сопротивления рабов и не­имущих свободных методами жестокого насилия, неред­ко просто для устрашения и профилактики; 3) идеоло­гическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.

Общесоциальные функции рабовладельческое госу­дарство осуществляло в той мере, в какой они соответ­ствовали интересам господствующего класса.

Во внешней сфере рабовладельческое государство выполняло функции обороны своей территории и мир­ных связей с другими государствами, функцию захвата чужих территорий и функцию управления завоеванны­ми территориями. Все эти функции были прерогативой сравнительно простого государственного аппарата, важ­нейшую роль в котором играла армия. Она участвовала в осуществлении и внешних, и внутренних функций. Частями аппарата также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

Формой организации рабовладельческой государст­венной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она пришла на смену республиканской форме правления, и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. Рим становится неограниченной монархией. Рабовла­дельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый — демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид — аристократичес­кая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии.

В императорский период рабовладельческое право Рима достигло наивысшего развития. В это время рас­ширялись торговые связи Рима, развивалось и совер­шенствовалось товарное производство. Для регулирования соответствующих отношений римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собст­венности, вещного, обязательственного, семейного, на­следственного права и др. Римское право стало класси­ческим видом права, основанного на частной собствен­ности. Оно пережило рабовладельческую эпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права.

Пройдя период становления и развития, рабовладель­ческое государство вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное государство.

 

3. Феодальное государство.

Н

а основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Япо­нии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодаль­ные пережитки.

Экономической основой феодального государства вы­ступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная соб­ственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были фео­далы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существова­ли и другие социальные группы: городские ремесленни­ки, торговые люди и др.

Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сосло­вия, т. е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и ду­ховенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крес­тьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и при­вилегии. Через всю историю феодального общества про­ходили крестьянские восстания и войны.

Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий: а) децентрализованной феодальной раздробленности; б) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуа­тируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя же его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

В государственный аппарат феодального государства входили войско, отряды полиции и жандармерии, разве­дывательные органы, органы по сбору налогов, суды.

Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов. Республиканская форма правления существовала лишь в государствах-республи­ках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.).

На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) про­изводственные отношения, требующие работника, сво­бодно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем бур­жуазно-демократических революций. В результате по­следних возник новый тип государства.

 

4. Буржуазное (капиталистическое) государство.

Э

тот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозун­гом «Свобода, равенство, братство». Установление бур­жуазной государственности по сравнению с феодальной — огромный шаг вперёд по пути социального прогресса.

Информация о работе Понятие, сущность и назначение государства