Понятие, сущность и функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:03, реферат

Описание работы

Государство – универсальная публично-правовая и суверенная организация, обладающая относительной самостоятельностью и целостностью и возможностью применения легитимного принуждения

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Понятие и признаки государства.......................................................................4
2. Сущность государства.......................................................................................6
3. Функции государства..........................................................................................8
3.1 Понятие функций государства.......................................................................8
3.2 Внутренние функции государства.................................................................9
3.3 Внешние функции государства....................................................................14
Заключение.............................................................................................................17
Список источников и литературы........................................................................19

Работа содержит 1 файл

Содержание1.docx

— 51.63 Кб (Скачать)

   В условиях рыночных отношений государство  должно освободить указанные сферы  общественной жизни от рыночных механизмов, взяв их на свое полное обеспечение. Здравоохранение, образование, культура должны стать  общедоступными, поскольку в данном случае речь идет о главных социальных ценностях: здоровье и интеллектуальном потенциале общества.

   Вместе  с тем очевидно, что надлежащее выполнение государством социальной функции  во многом зависит от материальных возможностей общества, от наличия  определенной материальной базы.

   4. Экологическая функция тесно примыкает к социальной функции, поскольку обусловлена социальной обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны.

   В условиях ухудшения экологической  обстановки во всем мире, ряда экологических  катастроф это направление социальной политики государства приобретает  самостоятельное и весьма важное значение. Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических  требований, вредные последствия  различного рода катастроф требуют  постоянного вмешательства государства.

   Оно устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования  природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной  среды, принимает меры при экстремальных  экологических ситуациях. Право  на безопасную (благоприятную) окружающую среду составляет одно из естественных фундаментальных прав человека. В  ст. 42 Конституции РФ, например, зафиксировано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Это конституционное право предполагает возможность требовать соответствующего поведения от физических и юридических лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения данного права. Государственные гарантии права человека на благоприятную окружающую среду состоят в том, что государство обязано осуществлять: планирование и государственное нормирование качества окружающей среды; принимать меры по предотвращению экологически вредной деятельности, предупреждению и ликвидации аварий, стихийных бедствий, катастроф; государственное и общественное страхование граждан, образование резервных фондов помощи, возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий; государственный контроль за соблюдением природоохранительного законодательства; привлекать к ответственности лиц и организации, виновных в нарушении экологических требований.

   5. Важной функцией государства является налогообложение и финансовый контроль. Рыночная экономика использует налоги в качестве инструмента экономической и социальной политики.

   Налоги  предназначены для: покрытия расходов на содержание государственного аппарата; перераспределения доходов среди  различных

   групп и слоев населения; для обеспечения  перспективного экономического, культурного, иного развития страны.

   Рыночные  отношения способны эффективно развиваться  только на базе устойчивой налоговой  системы, поэтому функция налогообложения  рассматривается как реализация соответствующих властных полномочий государства. В то же время рыночная экономика диктует необходимость  рассматривать данную функцию как  специфические обязательственные  отношения между государством и  плательщиками налогов. И хотя этот вид отношений носит ярко выраженный «вертикальный» характер, тем не менее демократизация деятельности государства предполагает внедрение в сферу налогообложения механизмов юридической, в том числе судебной, защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.

   Другой  частью рассматриваемой функции  является финансовый контроль. Он выступает  как один из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны. В эту систему  включаются не только государственные  финансы, но и рынок ценных бумаг, валютные ценности и др.

   Финансовый  контроль имеет своими задачами: проверку финансовых обязательств перед государством; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за. правильностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и др.

   Государство располагает широким кругом субъектов  финансового контроля. В российском государстве в этом качестве выступают  Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная  служба налоговой полиции, Государственный таможенный комитет, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти и др. В этом контроле могут участвовать и негосударственные аудиторские организации.

   Значение  функции налогообложения и финансового  контроля зависит от той роли, которую  стремится играть государство в  экономике, а также от того, принимает  ли оно на себя в полном объеме социальную функцию. Государство, провозглашающее  себя как правовое и социальное, должно проводить строгий финансовый контроль во всех сферах с целью  максимальной защиты интересов общества, государства, личности.

   6. Переход к демократическому государству возводит в разряд приоритетных функцию защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности и правопорядка.

   Обеспечение прав человека — главный критерий демократичности государства. Права  человека составляют основу политики в отношениях с другими государствами  и со всем мировым сообществом.

   В современных условиях происходит интернационализация  проблемы прав человека, перерастание ее из внутреннего дела государства  в фактор международной политики, признание международной юрисдикции по вопросам нарушения прав человека.

   Во  Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закреплен принцип уважения прав человека. Это значит, что все  государства должны, во-первых, рассматривать  права и свободы человека как  естественные, неотчуждаемые и неприкосновенные; во-вторых, обязаны не допускать  дискриминации по признакам пола, языка, расы, религии; в-третьих, обязаны  сотрудничать друг с другом в этой сфере.

   Многие  государства (в том числе и  Россия) возвели в ранг конституционного принцип уважения прав и свобод человека, а также их защиты и соблюдения. Выполнение функции защиты прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка осуществляется системой правоохранительных органов, среди которых важная роль принадлежит органам правосудия, внутренних дел, государственной безопасности и др. 
 

   3.3. Внешние функции государства

   1. Реализация функции интеграции в мировую экономику- стала возможной с ослаблением напряженности в отношениях между государствами. Эта функция основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Взаимозависимость охватывает широкий круг отношений, в том числе производственные, научно-технические, торговые, валютные, кредитные, и др.

   Экономическая интеграция играет огромную роль в  сохранении мирового порядка и в  установлении стабильности отношений  между государствами. Интеграция базируется на ряде принципов, главными из которых  являются: 1) принцип суверенитета государств над их природными ресурсами, каждое государство свободно в распоряжении ими;

   2) свободы выбора форм интеграционных  связей;

   3) равенства и взаимовыгодного  сотрудничества, исключение дискриминационных  мер.

   Эти принципы предполагают систему государственно-правовой защиты права собственности и иностранных инвестиций.

   2. Функция обороны основывается в настоящее время в большинстве демократических государств на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Из этого вытекает, что вооруженные силы государству нужны только для реализации двух задач:

   а) защиты независимости и территориальной  целостности государства;

   б) выполнения международных обязательств.

   Это позволяет значительно сократить  военные расходы государства, осуществить  в больших объемах конверсию  оборонной промышленности. Вместе с тем защитить себя в одиночку в современных условиях практически невозможно. Поэтому мировое сообщество создало в рамках ООН систему коллективной безопасности государств, т.е. такую организацию совместных мероприятий, которая исключала бы возможность возникновения войн. Эта система основана на принципах неприменения силы, мирного разрешения споров, равной безопасности государств, подавления актов агрессии и др.

   3. Функция поддержания мирового порядка охватывает, во-первых, деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещение его применения. Оздоровление международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достижение реального разоружения и запрещения ядерных испытаний. Во-вторых, обеспечение сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в том числе с контрабандой, наркобизнесом, международным терроризмом. В-третьих, участие мирового сообщества в регулировании межнациональных конфликтов. Это обусловлено тем, что такого рода конфликты сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства.

   4. Функция сотрудничества с другими государствами в различных сферах, в том числе в решении глобальных проблем, появилась в постконфронтационный период отношений между государствами.

   Ее  фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают  интересы каждого народа и человечества в целом и требуют международного реагирования.

   К числу глобальных проблем относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, которые перерастают территориальные  пределы одного государства. Объединение  международных усилий здесь происходит в двух главных направлениях:

   1) ограничение вредных воздействий  на окружающую среду;

   2) рациональное использование природных  ресурсов. Такое сотрудничество позволяет: предупреждать промышленные аварии;  обеспечивать готовность к чрезвычайным ситуациям и раннее оповещение о них; снижать серьезные последствия катастроф.

   Большие проблемы связаны с освоением  космического пространства, других планет и небесных тел; удалением космического мусора, появление которого вызвано  многочисленными запусками космических  объектов.

   Расширение  человеческого вмешательства в  природную систему нередко приводит к исчезновению некоторых видов  животных и растений. Таким образом, под угрозой находится генофонд планеты.

   Всеобщая  озабоченность в сохранении сырьевых и энергетических ресурсов как общечеловеческого достояния привела к международно-правовой договоренности о согласовании национальной политики отдельных государств в области энергетики, ископаемого топлива, невозобновляемых природных ресурсов.

   Cотрудничество государств обусловлено взаимозависимостью всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном общении.

   Однако  на международной арене наблюдаются  не только сотрудничество, но и соперничество государств, которое определяется уровнем их конкурентоспособности. Следовательно, констатируя возросшие возможности для сотрудничества между государствами в различных сферах, нельзя в то же время отрицать и взаимоисключающих интересов, противоречивую сложность современного мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата). Важнейшими элементами государства выступают территория, население и суверенная власть. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна, неотчуждаема. Народонаселение как элемент государства есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. Государственная власть суверенна, то есть обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Будучи суверенной, государственная власть:

Информация о работе Понятие, сущность и функции государства