Понятие, сущность и функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:03, реферат

Описание работы

Государство – универсальная публично-правовая и суверенная организация, обладающая относительной самостоятельностью и целостностью и возможностью применения легитимного принуждения

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Понятие и признаки государства.......................................................................4
2. Сущность государства.......................................................................................6
3. Функции государства..........................................................................................8
3.1 Понятие функций государства.......................................................................8
3.2 Внутренние функции государства.................................................................9
3.3 Внешние функции государства....................................................................14
Заключение.............................................................................................................17
Список источников и литературы........................................................................19

Работа содержит 1 файл

Содержание1.docx

— 51.63 Кб (Скачать)

   В настоящее время сложились два  основных подхода к трактовкесущности государства.2

   Первый  подход (классовый) состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов экономически господствующего класса и навязывание воли этот класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается прежде всего как классовая организация тех, кто стоит у власти и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.

   Надо  отметить, что основоположники марксистского  учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой  организацией политической власти, выполняет  одновременно некоторые «общие дела», присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства членов общества. К такого рода общим делам  относятся оборона страны, поддержание  общественного порядка, а на современном  этапе — экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоев и др. Однако данный тезис марксистской теории, вносящий серьезное уточнение в понимание сущности государства, не получил развития и был предан забвению.

   Второй  подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

   Любое общество состоит из различных групп  и слоев населения, которые имеют  различные и нередко противоположные  потребности и интересы, противоречия между которыми нередко грозят перерасти в конфликты, что, естественно, не способствует нормальному развитию общества.

   На  государство возлагается обязанность  всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, ориентируясь в первую очередь на социальный компромисс. Такой компромисс не может удовлетворить  всех и не в состоянии учесть все  интересы, но он способен устранить  их противостояние и предполагает демократические  средства управления обществом взамен насилия и подавления.

   Несмотря  на диаметральную противоположность  указанных двух подходов к пониманию  сущности государства, они не исключают  друг друга. В юридической науке  утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В  ней присутствуют начала классовости, т.е. стремление правящих классов выражать волю тех социальных сил, интересы которых  они представляют, а с другой стороны, современное государство отличают значительная приверженность общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения, использование в своей деятельности средств достижения общественного согласия и компромисса.

   Таким образом, обе характеристики присущи  сущности любого государства, но удельный вес того или иного начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. Это обусловлено  множеством факторов, среди которых  серьезную роль играют национальные традиции, особенности исторического  прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение и т.п.

   Вместе  с тем очевидно, что у демократически устроенного государства общесоциальные начала будут доминировать. У государства противоположной ориентации (например, тоталитарного) тоже присутствуют общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти составляет выражение интересов и воли социальных слоев, стоящих у власти. 
 

   3. Функции государства

   3.1. Понятие функций государства

   Функции государства — это главные  социально значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества. В процессе функционирования государство оказывает целенаправленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи. Выполняя определенные функции, государство посредством проводимых реформ, различных преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов, их динамику и направленность.

   Осуществление конкретных функций может как  стабилизировать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризисное состояние. С учетом сказанного функции государства можно определить как особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, определяющий главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.

   Формирование  функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития. Последовательность возникновения  функций зависит от очередности  задач, встающих перед обществом  в его историческом развитии, а  также поставленных целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий, в том числе потребностей и  интересов населения, экономических  возможностей общества, его нравственного  и культурного уровня, профессионализма государственного аппарата и др.

   В разное время приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних  этапах центр тяжести перемещается в сферу экономики, поэтому в  деятельности государства ключевое значение приобретает экономическая  функция; на других — в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется  реализации политических функций государственной  власти.

   Каждая  функция государства имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной сфере  общественной жизни. Содержание функций  показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают.

   Содержание  функций не остается неизменным, оно  изменяется под влиянием различных  факторов. Так, большим своеобразием отличаются функции государства  в периоды революционных потрясений, других радикальных социальных перемен. Тесная связь функций государства  с его сущностью и социальным назначением означает, что в содержании функций любого государств присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала.

    Традиционным  является деление функций на внутренние и внешние.3 

   3.2. Внутренние функции государства

   1. Политическая функция. В сфере политических отношений действует целая система политических институтов, учреждений, государственных и иных органов, через которые осуществляется непосредственное воздействие государственной власти, в том числе обеспечение народовластия.

   Это прежде всего представительные органы, избираемые народом и уполномоченные от его имени осуществлять государственную  власть в стране; органы местного самоуправления, посредством которых население  конкретного региона решает свои местные дела; формы непосредственного  участия народа в осуществлении  власти через референдум.

   Помимо  формирования органов государства  и участия в решении государственных  вопросов, население страны должно иметь возможность контролировать функционирование государственной власти и реализацию принятых решений. С учетом сказанного содержание политической функции в демократическом обществе составляет обеспечение народовластия. Это предполагает:

   1) реализацию волеизъявления народа  в форме законодательства (правотворчества)  и в иных государственных решениях;

   2) обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения  конкретных территорий и управление  ими;

   3) создание условий для самоорганизации  и самоуправления народа, для  формирования демократического  гражданского общества, где народу  принадлежат основные прерогативы  в управлении собственными делами;

   4) официальное представительство  общества, поскольку функция обеспечения народовластия означает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества и ответственность перед ним;

   5) защиту конституционного строя,  реализуемую специальными органами (например, Конституционным Судом), а также непосредственно народом  путем реализации права на  противодействие любой попытке  насильственного изменения или  устранения существующего конституционного  строя.

   2. Экономическая функция государства зависит от того, осуществляется она в условиях распределительной или рыночной экономики.

   В условиях распределительной экономики, господства государственной собственности  государство монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно  определяя объемы производства, товарооборота, распределение ресурсов, устанавливая строго централизованную систему управления экономикой.

   При рыночных отношениях, свободе предпринимательской  деятельности, многообразии и равенстве  всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается  преимущественно на основе саморегулирования, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства. В этих условиях государство «сбросило» с себя часть обязанностей в экономической сфере.

   Вмешательство государства в сферу экономики  в известной мере сокращается  и сводится главным образом к  следующим мерам:

   1) выработка экономической политики  в масштабе общества;

   2) управление предприятиями и организациями,  составляющими государственную собственность. Круг этих объектов должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным транспортом, связью и др.;

   3) установление правовых основ  рынка и ценовой политики, в  частности, стимулирование государственными  средствами предпринимательства  и свободного труда, обеспечение  равноправия всех форм собственности,  правовая защита собственника, принятие мер для пресечения недобросовестной конкуренции (монополизма) и охрана прав потребителя от недобросовестного производителя;

   4) регулирование внешнеэкономических  отношений в целях защиты государством  своего экономического суверенитета, безопасности, стимулирование развития  национальной экономики при реализации  внешнеторговой и иной деятельности.

   При характеристике экономической функции  государства следует иметь в  виду, что рынок — динамичное явление, постоянно меняющееся во времени, поэтому масштабы и методы его  регулирования также меняются, иначе  такое регулирование теряет свою эффективность.

   3. Социальная функция государства многообразна по содержанию и по объему деятельности. Ее содержание определяется задачами государства в социальной сфере и провозглашением многих государств в качестве социальных.

   Главным назначением этой функции является обеспечение общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении этого благополучия.

   Важную  часть социальной функции составляет социальная защита тех, кто нуждается  в государственной материальной поддержке: безработных, инвалидов, пожилых, многодетных семей, сирот, детей  в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов к этой категории добавились беженцы и  вынужденные переселенцы.

   В социальной функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало государства — снятие или смягчение социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку надлежащих условий жизни посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства.

   Другим  важным компонентом социальной функции  является обеспечение права каждого  на свободу труда, занятости населения, миграции рабочей силы, контроля за безопасностью условий труда  и соответствием их требованиям  гигиены, социального обеспечения  и страхования.

   Но  достижение полной занятости — идеальная  цель, к достижению которой стремятся  многие государства, объявившие себя социальными, однако ни одно из них этой цели не достигло. Более того, во всем мире отмечается рост безработицы. И хотя, по утверждению  специалистов, не существует универсального плана ликвидации безработицы, государство, называющее себя социальным, должно заботиться о том, чтобы реформы и иные преобразования в стране были бы сориентированы на потребности людей, и по возможности смягчать социальные последствия своей политики путем расширения социальных гарантий, поддержки наиболее уязвимых в социальном отношении слоев общества. В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, культуры, здоровья граждан, в жилищной сфере. В указанных областях социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений, учреждений культуры. Что касается управления, организации их работы, то они автономны, и вмешательство государства здесь недопустимо, в том числе посредством государственной цензуры печатных изданий, театральных постановок, кинематографической продукции и т.д.

Информация о работе Понятие, сущность и функции государства