Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:28, курсовая работа
Правосознание - это одна из форм общественного сознания, отражающая право и связанные с ним явления. В правосознании отражается не только действующее право, но и его история, а также правовые явления других обществ. Это идеи, представления о праве - о действительном и желаемом.
С точки зрения носителей правосознания, его субъектного состава выделяют индивидуальное, групповое правосознание и правосознание общества в целом.
Однако в некоторых исторических условиях может формироваться и дефектное правосознание, приобретающее характеристику правового нигилизма – одного из видов деформации.
Эта характеристика действительно отражает дефекты правосознания - не только противопоставление духа и буквы закона, целесообразности и законности, но и более глубокие деформации: отрицание правовой системы и даже необходимости таковой, неподчинение конкретному закону, неуважение к правоохранительным органам, утверждение, что цель оправдывает средства и т. п.
Зачастую
дефекты правосознания
Абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка - это «менты», когда тюремная жизнь овеевается романтикой, ореолом из блатных песен, когда появляются герои - «воры в законе», авторитеты преступного мира.
Правосознание может формироваться еще в детстве, когда, например, мать пугает расшалившегося ребенка милиционером, вместо того чтобы внушать ему мысль, что милиционер - это его защитник, помощник.
Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского. Надо отдать должное американскому кино, где, как правило, полицейский - это защитник вдов и сирот, обиженных и умаленных, принципиальный борец с мафией, иными преступниками.
Так, например, во многих американских кинокартинах герои-полицейские - это лица негритянского происхождения, и этим также снимаются нелепые расовые, националистические, шовинистические представления9.
2.2 Виды деформации правосознания
К основным видам деформации правосознания относятся:
1. правовой
инфантилизм – это несформирова
2. правовой
фетишизм – это
3. правовой нигилизм –
это отрицание социальной
4. перерождение правосознания
– это крайняя степень
В основе
и первого, и второго лежат
причины и исторически
– слабость российских юридических традиций;
– нестабильность общества и переходная государственность;
– непрофессионализм и неквалифицированная работа в структурах власти и правоохранительных органах;
– произвол чиновников и всплеск преступности.
Рассмотрим подробнее один из видов деформации правосознания – правовой нигилизм.
Правовой нигилизм - это, во-первых, характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, это та идеологическая и психологическая часть правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права.
Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности, своему антиподу. Законность в правосознании как раз и реализуется в идеалах соблюдения и уважения права, в укреплении правопорядка, в понимании культурной и духовной ценности права.
Но, во-вторых, правовой нигилизм и его антипод - законность - это не только сфера духовной жизни общества, сфера правового сознания. Это еще и характеристика определенного реального состояния общества. Это состояние общества - уже не психологическая, а социальная характеристика.
Причем правовой нигилизм может достигать таких уровней и силы, что влечет за собой разрушение правовой системы - и правотворческих, и правоприменительных ее сегментов. Причины правового нигилизма самые разные. От вполне обоснованных протестов против тех или иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще, как не нужного социального института.
Так, в России одной из идеологических причин правового нигилизма явилось утверждение об «отмирании» права. И хотя это положение базировалось на общих представлениях о безгосударственной организации общества при коммунистическом его устройстве, о совершенной распределительной системе, где блага будут распределяться «по потребностям» и не понадобится равный масштаб права для неравных людей, все равно вульгаризированное понимание «отмирания права» вело к производству, к временным характеристикам существования права, к деформациям правосознания.
И не надо думать, что гипотеза об отмирании права имела в правосознании чисто теоретическое значение. В 1962 году в стране, в параллель с представлением о построении коммунизма, пышно расцвели и идеи о решающей роли общественности в борьбе с правонарушениями. Отдавались «на поруки» преступники, вовсю работали товарищеские суды с их некомпетентностью и произволом. В итоге произошло умаление права, расцвели коррупция и иные противоправные акции, сформировалось нигилистическое отношение к праву - словом, все то антисоциальное состояние, которое до сих пор «расхлебывает» российское общество.
Слово «нигилист» использовалось в России еще в середине XIX века. Обозначало оно тех, кто критически относился к крепостному праву, уродливым самодержавным властям и порядкам. Нигилизм как отрицание, неприятие быта и особенно нравов тогдашней России получил воплощение в художественной литературе, которая выделила и обозначила новый социальный тип в российском обществе, нигилиста - провозвестника будущих аскетичных и фанатичных революционеров-народников, большевиков.
Но со временем — спустя сто с лишним лет — нигилизм, нигилисты исчезли из словарного фонда политического языка и были заменены в середине XX века на такие наименования соответствующих социальных типов как диссиденты, шестидесятники. Именно они как новая социальная группа выступили провозвестниками уже других действенных персон истории - реформаторов 80-90 годов XX века.
И только применительно к правовой сфере сохранилось понятие правового нигилизма, характеризующее, как отмечалось, с одной стороны определенное состояние общества, а с другой личностные установки некоторых граждан, социальных групп.
Правовому
нигилизму в обществе способствует
и этический нигилизм - пренебрежение
нравственными ценностями, традициями,
полезными бытовыми привычками. Оба
эти нигилизма развиваются
Так же можно выделить формы правового нигилизма:
1. прямое
умышленное нарушение
2. издание противоречивых
НПА, подмена законности
3. несогласованные действия
представительных и
4. нарушение прав человека,
особенно права на жизнь,
Таким образом, для борьбы с правовым нигилизмом необходимо соблюдать следующие меры:
- повышение правосознания через систему юридического всеобучения;
- обеспечение системности законодательства, т.е. своевременное устранение из него противоречий и пробелов;
- своевременное
совершенствование
- совершенствование
деятельности и структуры
1 10, стр.25-26 Туманов, В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе / В.А.Туманов. – М.: Государство и право, 1993. – 258с.
2 5, стр.115-119 Лазарев, В Общая теория права и государства /В. Лазарев. - М.: Юрист, 1994. – 169с.
3 8, стр.254-257 Нерсесянц, В.С. Проблемы общей теории права и государства / В.С. Нерсесянц. - М.: Юрист, 1999. – 384с.
4 11, стр.102-105 Хропанюк, В. Н. Теория государства и права /В.Н.Хропанюк.- М.: Отечество, 1993. – 401с.
5 9, стр.159-163 Спиридонов, Л.И. Теория государства и права /Л.И. Спиридонов. - М.: Теис, 2000. – 254с.
6 2,стр.59-61 Бабаев, В.К. Общая теория права /В.К.Бабаев. – Нижний Новгород: Юрист,1993. – 488с.
7 5,стр. 156-158 Лазарев, В Общая теория права и государства /В. Лазарев. - М.: Юрист, 1994. – 169с.
8 12, стр. 185 Юридический словарь. Том 2. – М.: Государственное издание юридической литературы, 1956. – 200с.
9 7, стр.147-151 Марченко, М.Н. Теория государства и права: курс лекций / М.Н.Марченко. - М.: ТЕИС, 1996. – 352с.
10 12, стр.256 Юридический словарь. Том 2. – М.: Государственное издание юридической литературы, 1956. – 200с.
11 10, стр.59, 126-130 Туманов, В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе / В.А.Туманов. – М.: Государство и право, 1993. – 258с.