Понятие структура и виды правосознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, отражающая право и связанные с ним явления. В правосознании отражается не только действующее право, но и его история, а также правовые явления других обществ. Это идеи, представления о праве - о действительном и желаемом.
С точки зрения носителей правосознания, его субъектного состава выделяют индивидуальное, групповое правосознание и правосознание общества в целом.

Работа содержит 1 файл

ТГП курсовая №2.docx

— 60.10 Кб (Скачать)

Однако в некоторых  исторических условиях может формироваться  и дефектное правосознание, приобретающее характеристику правового нигилизма – одного из видов деформации.

Эта характеристика действительно отражает дефекты  правосознания - не только противопоставление духа и буквы закона, целесообразности и законности, но и более глубокие деформации: отрицание правовой системы  и даже необходимости таковой, неподчинение конкретному закону, неуважение к  правоохранительным органам, утверждение, что цель оправдывает средства и  т. п.

Зачастую  дефекты правосознания возникают  из-за массового незнания и непонимания закона. Особенно опасно, когда такая ситуация возникает в среде работников средств массовой информации, тиражирующих свое невежество. Так, например, в одной из солидных газет объяснялось, что уже само судебное разбирательство бросает тень на участников разбирательства «и должно побуждать их уйти с высоких должностей», игнорируется приговор суда, презумпция невиновности - все это для таких журналистов «темный лес». Раз разбирательство - значит, виноват. Но так ведь и в 30-е годы считалось - «органы не ошибаются», арестован - значит виноват. Теперь уже достаточно «судебного разбирательства».

Абсолютное  отрицание, формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка - это «менты», когда тюремная жизнь овеевается романтикой, ореолом из блатных песен, когда появляются герои - «воры в законе», авторитеты преступного мира.

Правосознание может формироваться еще в  детстве, когда, например, мать пугает расшалившегося ребенка милиционером, вместо того чтобы внушать ему  мысль, что милиционер - это его  защитник, помощник.

Поэтому так важно формировать, используя  и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный  образ защитника правопорядка, а  не опускаться до массовой дискредитации  фигуры полицейского. Надо отдать должное американскому кино, где, как правило, полицейский - это защитник вдов и сирот, обиженных и умаленных, принципиальный борец с мафией, иными преступниками.

Так, например, во многих американских кинокартинах герои-полицейские - это лица негритянского  происхождения, и этим также снимаются нелепые расовые, националистические, шовинистические представления9.

 

2.2 Виды  деформации правосознания

 

К основным видам деформации правосознания  относятся:

1. правовой  инфантилизм – это несформированность и недостижимость правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке;

2. правовой  фетишизм – это гипертрофированное  представление о роли юридических  средств в решении тех или  иных задач. Она связана с  переоценкой возможностей права, убеждением - достаточно принять хороший закон, и все проблемы общества будут решены;

3. правовой нигилизм –  это отрицание социальной ценности  права, осознанное игнорирование требований закона, резкая критика к требованиям уважения и соблюдения права;

4. перерождение правосознания  – это крайняя степень искажения  правосознания включая преступный умысел и связанное с нарушением закона10.

В основе и первого, и второго лежат  причины и исторически сложившиеся  условия:

– слабость российских юридических традиций;

– нестабильность общества и переходная государственность;

– непрофессионализм  и неквалифицированная работа в  структурах власти и правоохранительных органах;

– произвол чиновников и всплеск преступности.

Рассмотрим подробнее  один из видов деформации правосознания  – правовой нигилизм.

Правовой  нигилизм - это, во-первых, характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, это та идеологическая и психологическая часть правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права.

Правовой  нигилизм противостоит в правосознании  требованиям законности, своему антиподу. Законность в правосознании как раз и реализуется в идеалах соблюдения и уважения права, в укреплении правопорядка, в понимании культурной и духовной ценности права.

Но, во-вторых, правовой нигилизм и его антипод - законность - это не только сфера  духовной жизни общества, сфера правового  сознания. Это еще и характеристика определенного реального состояния общества. Это состояние общества - уже не психологическая, а социальная характеристика.

Причем  правовой нигилизм может достигать  таких уровней и силы, что влечет за собой разрушение правовой системы - и правотворческих, и правоприменительных ее сегментов. Причины правового нигилизма самые разные. От вполне обоснованных протестов против тех или иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще, как не нужного социального института.

Так, в  России одной из идеологических причин правового нигилизма явилось утверждение об «отмирании» права. И хотя это положение базировалось на общих представлениях о безгосударственной организации общества при коммунистическом его устройстве, о совершенной распределительной системе, где блага будут распределяться «по потребностям» и не понадобится равный масштаб права для неравных людей, все равно вульгаризированное понимание «отмирания права» вело к производству, к временным характеристикам существования права, к деформациям правосознания.

И не надо думать, что гипотеза об отмирании  права имела в правосознании  чисто теоретическое значение. В 1962 году в стране, в параллель  с представлением о построении коммунизма, пышно расцвели и идеи о решающей роли общественности в борьбе с правонарушениями. Отдавались «на поруки» преступники, вовсю работали товарищеские суды с их некомпетентностью и произволом. В итоге произошло умаление права, расцвели коррупция и иные противоправные акции, сформировалось нигилистическое отношение к праву - словом, все то антисоциальное состояние, которое до сих пор «расхлебывает» российское общество.

Слово «нигилист» использовалось в России еще в  середине XIX века. Обозначало оно тех, кто критически относился к крепостному праву, уродливым самодержавным властям и порядкам. Нигилизм как отрицание, неприятие быта и особенно нравов тогдашней России получил воплощение в художественной литературе, которая выделила и обозначила новый социальный тип в российском обществе, нигилиста - провозвестника будущих аскетичных и фанатичных революционеров-народников, большевиков.

Но со временем — спустя сто с лишним лет — нигилизм, нигилисты исчезли  из словарного фонда политического  языка и были заменены в середине XX века на такие наименования соответствующих  социальных типов как диссиденты, шестидесятники. Именно они как новая социальная группа выступили провозвестниками уже других действенных персон истории - реформаторов 80-90 годов XX века.

И только применительно к правовой сфере  сохранилось понятие правового  нигилизма, характеризующее, как отмечалось, с одной стороны определенное состояние общества, а с другой личностные установки некоторых  граждан, социальных групп.

Правовому нигилизму в обществе способствует и этический нигилизм - пренебрежение  нравственными ценностями, традициями, полезными бытовыми привычками. Оба  эти нигилизма развиваются параллельно (коэволюционно) и могут действительно  привести общество к полной деградации. Взаимодействие правового и этического нигилизма только начинает разрабатываться в современной теории права и пока можно сделать только самые общие теоретико-правовые выводы.

Так же можно  выделить формы правового нигилизма:

1. прямое  умышленное нарушение действующих  правовых предписаний;

2. издание противоречивых  НПА, подмена законности политической  или практической целесообразностью;

3. несогласованные действия  представительных и исполнительных  государственных органов на всех уровнях;

4. нарушение прав человека, особенно права на жизнь, честь,  достоинство, жилище, имущество.

Таким образом, для борьбы с правовым нигилизмом необходимо соблюдать следующие меры:

- повышение правосознания через систему юридического всеобучения;

- обеспечение  системности законодательства, т.е.  своевременное устранение из него противоречий и пробелов;

- своевременное  совершенствование действующего  законодательства;

- совершенствование  деятельности и структуры правотворческих  и правоприменительных органов (улучшение эффективности процедуры деятельности, контроля за исполнением решений, совершенствование юридической деятельности и т.д.)11.

1 10, стр.25-26 Туманов, В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе / В.А.Туманов. – М.: Государство и право, 1993. – 258с.

2 5, стр.115-119 Лазарев, В Общая теория права и государства /В. Лазарев. - М.: Юрист, 1994. – 169с.

3 8, стр.254-257 Нерсесянц, В.С. Проблемы общей теории права и государства / В.С. Нерсесянц. - М.: Юрист, 1999. – 384с.

4 11, стр.102-105 Хропанюк, В. Н. Теория государства и права /В.Н.Хропанюк.- М.: Отечество, 1993. – 401с.

5 9, стр.159-163 Спиридонов, Л.И. Теория государства и права /Л.И. Спиридонов. - М.: Теис, 2000. – 254с.

6 2,стр.59-61 Бабаев, В.К. Общая теория права /В.К.Бабаев. – Нижний Новгород: Юрист,1993. – 488с.

7 5,стр. 156-158 Лазарев, В Общая теория права и государства /В. Лазарев. - М.: Юрист, 1994. – 169с.

8 12, стр. 185 Юридический словарь. Том 2. – М.: Государственное издание юридической литературы, 1956. – 200с.

9 7, стр.147-151 Марченко, М.Н. Теория государства и права: курс лекций / М.Н.Марченко. - М.: ТЕИС, 1996. – 352с.

10 12, стр.256 Юридический словарь. Том 2. – М.: Государственное издание юридической литературы, 1956. – 200с.

11 10, стр.59, 126-130 Туманов, В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе / В.А.Туманов. – М.: Государство и право, 1993. – 258с.


Информация о работе Понятие структура и виды правосознания