Понятие системы разделения властей в государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

В предлагаемой работе делается попытка рассказать, что представляет собой концепция и конституционно-правовой принцип разделения властей, каким образом этот принцип реализуется в практике.
Основными методами, используемыми в данной работе, являлись исследование научного материала по заданной теме, его позитивный и критический анализ.

Содержание

Введение…………………………………………………………. 3
1. Понятие системы разделения властей в государстве………. 5
2. Законодательная власть………………………………………. 15
3. Исполнительная власть……………………………………….. 22
4. Судебная власть……………………………………………….. 33
Заключение………………………………………………………. 39
Список используемой литературы…………………………….... 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТГП.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

       Полномочия  монарха зависят от формы правления  государства.

       Вся полнота государственной власти сосредотачивается в руках монарха при абсолютной монархии. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Фактически никаких ограничений его власти нет.

       В конституционной (дуалистической) монархии полномочия монарха в отличие от предыдущего случая ограничены законом (Конституцией).

       Исполнительная  власть здесь принадлежит монарху, который может осуществлять ее сам  или через назначаемое им правительство. Монарх подбирает и назначает  министров, возглавляя правительство (правда всегда имеется пост премьер-министра).

       Правительство за свою деятельность несет полную ответственность перед монархом.

       В странах с парламентской монархией глава государства, как правило, лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Глава государства формально наделен широкими полномочиями, но на деле не имеет почти никакой власти. Монарх при данной форме правления “царствует, но не правит”. Он подписывает (и не может отказаться от этого) все акты, которые ему передают парламент и правительство.

       Президент глава исполнительной власти, обладающий широкими административными полномочиями в отношении своего правительственного аппарата.7

       Президент служит носителем и гарантом государственного суверенитета. Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности

       Президент является главой государства в большинстве  современных государств. Он избирается либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной процедуры.

       Президент в большинстве случаев обладает возможностью формировать совещательный  орган (правительство) и включать в  него по своему желанию тех или  иных руководителей министерств и ведомств.

       Глава государства обладает различными полномочиями, но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы  государства.

       В некоторых странах президенту принадлежит вся полнота исполнительной власти. Такая ситуация складывается при авторитарных политических режимах, где отсутствует или слабо развито разделение властей.

       В классических президентских республиках президент является центральной политической фигурой, здесь в его руках сосредоточена вся исполнительная власть, так как он, являясь главой государства, еще и возглавляет правительство. Президент сам назначает министров и отправляет в отставку. Правительство находится в полном его подчинении.

       В полупрезидентской республике правительство формируется парламентом, однако, у президента здесь имеются значительные полномочия в области исполнительной власти.

       В парламентской республике президент, являясь главой государства, фактической властью не обладает. Он избирается, как правило, не населением, а коллегией выборщиков, состоящей преимущественно из парламентариев. Правительство здесь ему не подотчетно, оно формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность.

       3.2. Правительство

       Правительство – это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной.

       Правительства имеют разные названия: кабинет, кабинет министров, совет министров, государственный совет, федеральное правительство и др.

       В состав правительства обычно входят: глава правительства (премьер-министр, председатель совета или кабинета министров, первый министр, канцлер и т.д.), его заместители и члены правительства (министры, секретари, статс-секретари), возглавляющие отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты).

       Правительство осуществляет административную, или  исполнительно-распорядительную деятельность в стране. Под его руководством находятся государственный аппарат, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.

       Существуют  однопартийные и коалиционные правительства. Однопартийное правительство состоит из представителей одной партии, а коалиционное – из двух и более. В странах с нестабильной политической ситуацией создается беспартийное правительство.

       В зависимости от государственного устройства правительство может быть единым (в унитарном государстве) либо федеральным, действующим наряду с правительствами республик и автономий (в федеративном государстве).8

       Смысл деятельности исполнительной ветви власти – фактически реализовать те положения принятых парламентом законов, которые нуждаются в принудительном исполнении или вмешательстве в их исполнение в иной форме органов публичной власти.9

       Основной  задачей правительства является исполнение законов. Однако на этом его  полномочия не исчерпываются. В компетенции  правительства входит и издание правовых актов (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны для исполнения. Правительство осуществляет свою деятельность через органы государственной администрации – министерства, ведомства, агентства, комиссии и т.д.

       Нужно сказать, что в разных странах  перечень министерств и других центральных государственных учреждений различен. Однако все они призваны обеспечивать безопасность страны, поддержание общественного порядка, эффективное и оптимальное управление основными и наиболее важными сторонами жизни общества. Управление министерствами и ведомствами осуществляется по принципу единоначалия. Министр всегда имеет помощников, личных сотрудников, которые и составляют штат министерства, но не входят в состав правительства.

       Внутри  министерств создаются дирекции, управления, департаменты, отделы. Ими  руководят назначаемые министром начальники. Группы управлений и отделов курируют заместители министра.  

       3.3.Органы  исполнительной власти 

       Российской  Федерации

       Структура федеральных органов исполнительной власти России:

    • Президент Российской федерации,
    • Правительство Российской Федерации,
    • Федеральные министерства,
    • Государственные комитеты Российской Федерации,
    • Федеральные комиссии России Федеральные службы России,
    • Российские агентства,
    • Федеральные надзоры России,
    • Иные федеральные органы исполнительной власти.

       Я хочу подробно остановиться на первых двух пунктах, считая их наиболее важными.  
 
 
 
 

       3.3.1. Президент Российской  Федерации.

       Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

       В установленном Конституцией РФ порядке  Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости  и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Он издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

       Президент Российской Федерации назначает:

  • председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы);
  • заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (по предложению Председателя Правительства).
  • Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства.

       Кроме того, Президент Российской Федерации назначает:

  • полномочных представителей Президента Российской Федерации;
  • высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания);
  • судей федеральных судов (кроме Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного).

       Президент формирует:

  • Администрацию Президента Российской Федерации;
  • Совет Безопасности Российской Федерации (и возглавляет его).

       Президент представляет кандидатуры:

  • Государственной Думе – на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • Совету Федерации – на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также Генерального прокурора Российской Федерации.

       А также:

  • утверждает военную доктрину Российской Федерации;
  • вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы;
  • назначает выборы Государственной Думы; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
  • назначает референдум;
  • является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации;
  • вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение;
  • решает вопросы гражданства, предоставления политического убежища; награждения; присвоения почетных званий и высших воинских званий; помилования.
 
 

       3.3.2. Правительство РФ

       Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.

       Функции Правительства Российской Федерации (статья 114 Конституции РФ):

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

       Порядок деятельности Правительства определяется Федеральным конституционным законом "О Правительстве РФ"

       Председатель  Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Если Дума трижды отклоняет предложенные Президентом кандидатуры – Президент назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает новые выборы. Члены Правительства назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Президент может отправить Правительство в отставку по собственной инициативе, по инициативе самого Правительства, или по инициативе Государственной Думы. Решение об отставке Правительства во всех случаях принимается Президентом. В случае двукратного вынесения Думой вотума недоверия Правительству Президент обязан либо отправить Правительство в отставку, либо распустить Государственную Думу.

Информация о работе Понятие системы разделения властей в государстве