Понятие системы разделения властей в государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

В предлагаемой работе делается попытка рассказать, что представляет собой концепция и конституционно-правовой принцип разделения властей, каким образом этот принцип реализуется в практике.
Основными методами, используемыми в данной работе, являлись исследование научного материала по заданной теме, его позитивный и критический анализ.

Содержание

Введение…………………………………………………………. 3
1. Понятие системы разделения властей в государстве………. 5
2. Законодательная власть………………………………………. 15
3. Исполнительная власть……………………………………….. 22
4. Судебная власть……………………………………………….. 33
Заключение………………………………………………………. 39
Список используемой литературы…………………………….... 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТГП.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

       Согласно  действующей Конституции, носителем  суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный  народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне выступают – Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ и суды РФ. В РФ носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ, правосудие осуществляют суды. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, а Президент РФ оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. На самом же деле это не так. Президент РФ – является верховным представителем РФ внутри страны и в международной жизни. На него возложены задачи: охраны конституции, суверенитета и т. д. В этих целях он наделён необходимыми полномочиями и прерогативами. Но государственную работу вершит не один Президент. Её осуществляют все ветви власти и эти власти не должны мешать друг другу.

       Президент РФ обеспечивает координацию и согласованность  деятельности всех органов власти. Президент РФ действует не как  указующая инстанция, а совместно  с другими ветвями власти, принимая участие в деятельности каждой из них, однако это не распространяется на отправление правосудия. В сфере взаимодействия с парламентом Президенту принадлежат значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает её, в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует законы. Президент РФ обладает широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя правительства, принимает решения об отставке правительства, играет важнейшую роль в формировании и деятельности исполнительной власти.

       Механизм, заложенный в Конституции РФ для  разрешения возможного конфликта между  законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент – арбитр в споре между властями – может, во всяком случае теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной при посредстве Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает очень широким арсеналом средств воздействия на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, наблюдающий со стороны за соблюдением правил политической игры её участниками, он сам участвует в этой политической игре, что не может не сказаться на функционировании властей. И всё же, если Президент остаётся в рамках конституционной законности, окончательное и решающее слово в споре властей принадлежит не ему, а народу России.

       Действующая Конституция РФ, делает акцент на укрепление, прежде всего исполнительной власти. Этому способствовало и то обстоятельство, что она принималась по горячим следам октябрьских событий 1993 г. Авторы стремились найти такие конституционно-правовые гарантии, которые исключили бы повторение подобных событий.

         В России, как впрочем, и в большинстве стран мира не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку, отказывая в одобрении его политики или предложенных им решений. Но это вовсе не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в силу специальный механизм ответственности, который иногда, по аналогии с англо-американской практикой, называют импичментом. Президент РФ может быть привлечён к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным Судом РФ. Решение об отрешении Президента РФ от должности принимается Советом Федерации квалифицированным большинством в 2/3 голосов членов этой палаты парламента. Выборы нового Президента проводятся не позднее, чем в трёхмесячный срок. До избрания нового главы государства его обязанности временно исполняет Председатель Правительства РФ. Однако его полномочия носят несколько более ограниченный характер. В частности он не может распустить Государственную Думу, назначить референдум или начать процедуру пересмотра Конституции.

       Описанный в Конституции механизм, несомненно, отличается большой сложностью. Но принятие столь важного для судеб государства решения предполагает соблюдение всех возможных правовых гарантий, которые даёт участие в процедуре высших судебных инстанций страны. Тем не менее, решающее слово принадлежит палатам парламента.

         Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остаётся механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несёт политическую ответственность за свои действия.

       Таким образом, из всего вышеизложенного  можно сделать вывод, что какими бы ни были разными варианты механизма действия принципа разделения властей теория в основе определяет следующее его содержание:

       «Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

       Исполнительная  власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

       Судебная  власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто  бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может  присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и, прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей».2

       Таким образом, разграничение единой государственной  власти на три относительно самостоятельные  и независимые отрасли предотвращает  возможные злоупотребления властью  и возникновение тоталитарного  управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.

         Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплён и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Однако, необходимый для его полной реализации механизм сдержек и противовесов, позволяющий сбалансировать различные ветви власти и поставить эффективный заслон на пути к узурпации власти, ещё находящейся в начальной стадии формирования. Его создание – одна из важных гарантий демократического развития России. 

       2. Законодательная власть

       Законодательная (представительная) власть – это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля над аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.3

       Как видно из определения, законодательные органы формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

       Законодательная власть, исходя из принципа разделения властей, является наиболее важной, и ее органы занимают главенствующее положение в механизме государства. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

       Общегосударственный представительный орган может иметь различные названия, но за ним утвердилось обобщенное название «парламент» (фр. раг1ег «говорить»).

       Современный парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль над деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц.

       Парламент, как правило, включает в себя две  палаты: верхнюю и нижнюю. Однако существуют и однопалатные парламенты, которые в большинстве своем образованы в государствах с однородным национальным составом населения или небольших по территории (Дания, Финляндия, Польша).

       Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридической позиции это понятие гораздо сложнее.

       Руководит парламентом председатель, который представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутри парламентских органов и т.д.

       Двухпалатная  структура парламента позволяет  предотвратить принятие поспешных  решений нижней палатой. Как правило, срок полномочий верхней палаты более  длителен, чем нижней, ее депутаты имеют  более высокий возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. В большинстве стран досрочному роспуску подлежат только нижние палаты.

       Палаты  парламента имеют разные названия, поэтому для обобщения их принято  называть верхней и нижней. При этом нижняя палата состоит из депутатов, избранных населением, а верхняя — из представителей субъектов федерации

       При парламентах и каждой палате образуются и действуют постоянные, временные и смешанные комитеты и комиссии, которые осуществляют свою деятельность по различным направлениям: бюджетно-финансовая политика, международные дела, здравоохранение, социальная политика, борьба с преступностью, оборона страны и др. Они могут обладать правом законодательной инициативы, контроля над правительством и аппаратом государственного управления.

       Порядок работы парламента, как и других высших государственных органов, определяется его регламентом, в котором также  закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие, утверждение и опубликование.

Информация о работе Понятие системы разделения властей в государстве