Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 22:27, курсовая работа
Норма права — одно из основополагающих понятий для всех тех доктрин права (независимо от различий в типах правопонимания), которые трактуют право нормативно, т.е. понимают и определяют право в целом через норму, считают, что право как таковое состоит из норм1.
Норму права определяют как исходный элемент, первичную клеточку права.
2.3
Акты применения
норм права
По
результатам правоприменения
Все правовые акты можно поделить на две большие группы - нормативные и индивидуальные. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-властный характер.
Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами:
а) представляют собой письменные акты-документы;
б) исходят от государства;
в) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).
В
то же время они существенно
Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона. Его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важнейший элемент правовой системы государства.
Акт
применения является одним из видов
правовых актов, который характеризуется
определенными специфическими чертами.
Во-первых, акт применения исходит
от компетентных органов, поэтому и
сам носит государственно-
Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления" и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности23.
Правоприменительные акты, условно, можно разделить на группы:
а) "собственнические" акты управления;
б) властные акты в области применения права;
в) акты
прямого осуществления
г) координационные акты;
д) ориентировочные индивидуальные акты.
Такая классификация носит локальный характер и не может представить всю систему правоприменительных актов органов государственного управления в целом. В основу единой классификации должны быть положены все четыре правила деления объема понятия:
а) наличие одного и того же основания;
б) равенство объема членов классификации объему классифицируемого класса;
в) необходимость взаимного исключения друг другом отдельных членов классификации;
г) логическая непрерывность деления на классы.
Также в основу разделения актов на виды могут быть положены самые различные признаки. К числу таких признаков можно отнести:
а) цель правоприменительного акта;
б) сферу использования;
в) характер регулируемых отношений;
г) характер отражения содержания нормы права в содержании правоприменительного акта;
д) степень отражения нормативного веления в содержании правоприменительного акта;
е) орган, издающий правоприменительный акт;
ж) способ принятия акта;
з) особенности содержания акта;
и) форма выражения.
Акты применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:
Правоохранительные акты обеспечивают главным образом регулятивные отношения, направленные на охрану прав, свобод и интересов различных субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить правонарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо выражают меру государственного принуждения24.
Акт применения права — официальный правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юридическому делу, и обеспечиваемый мерами государственных гарантий и санкций. Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица.
В этой главе рассмотрены особенности содержания форм реализации права.
Соблюдение, использование, исполнение - это три формы реализации норм права, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, которые принято называть формами непосредственной реализации права. Применение норм права традиционно понимается как властная индивидуально-правовая деятельность, которая направлена на решение юридических дел. Яркий пример правоприменения - деятельность судов.
По
результатам правоприменения
Заключение
В курсовой работе «Понятие и формы реализации норм права» рассмотрено: 1) понятие и признаки норм права; 2) определение понятия реализации норм права; 3) формы реализации норм права: общая характеристика; 4) использование, исполнение и соблюдение норм права; 5)применение норм права; 6) акты применения права.
Норма права – это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить. Она обладает следующими признаками: норма права устанавливается или санкционируется государством; реализация правовой нормы в необходимых случаях обеспечивается мерами государственного принуждения; норма права имеет предоставительно-обязывающий характер; нормы права выступают государственным регулятором типовых общественных отношений.
Реализация норм права определяется как претворение права в жизнь, реальное воплощение содержания юридических норм в фактическом поведении субъектов. Реализация правовых норм - это такое поведение субъектов права, которое полностью согласуется с предписаниями правовых норм и исходит из них (правомерное поведение), практическая деятельность по приобретению, использованию прав и выполнению юридических обязанностей.
По разным основаниям выделяются разные формы реализации правовых норм. По характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием правовой нормы, следует выделит четыре формы: соблюдение, исполнение, использование и применение права. По субъекту реализации права можно выделить две формы: индивидуальная и коллективная. По внешнему проявлению выделяют активную и пассивную формы реализации права.
Соблюдение, использование, исполнение - это три формы реализации норм права, в ходе которых юридические нормы
претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов
общественных отношений, которые принято называть формами непосредственной реализации права. В таких формах реализуется многие нормы права, но не все. Есть не мало случаев, когда соблюдение, исполнение и использование оказывается недостаточными для обеспечения полной реализации юридических норм и требуются вмешательства в этот процесс компетентных органов. Например, начисление пенсии, зачисление на работу, выполнение обязанности военной службы и др.
Применение норм права традиционно понимается как властная индивидуально-правовая деятельность, которая направлена на решение юридических дел. Применение права, как определенный процесс, распадается на ряд стадий.
В качестве основных можно выделить три стадии:
1) установление фактических обстоятельств дела;
2) формирование юридической основы дела;
3) решение дела.
По
результатам правоприменения
СПИСКОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации [в ред. Федерального конституционного закона от 30 декабря 2008 г. N6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ ] // Российская газета. – 1993. – 25 декабря; 2009. – 21 января.
3. Приказ
Министерства юстиции Российской Федерации
от 4 мая 2007 г. N 88 «Об утверждении Разъяснений
о применении Правил подготовки нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной
власти и их государственной регистрации»
// Российская газета. – 2007. – 24 мая.
II.
Книги
1.Хачатуров Р. Л. Общая теория юридической ответственности / Хачатуров Р. Л., Липинский Д. А. – С.Пб.: Юридический центр Пресс, 2007. – 950с.
2.Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник. – М.: Норма, 2004. – 552с.
3. Комаров
С.А., А.В.Малько А.В. Теория
4. Хропанюк В.Н.Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений /под. ред. В. Г. Стрекозова. – М.: Омега - Л, 2008. – 384с.
5. Рассолов М. М. Проблемы теории государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М.М. Рассолов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. — 431с.
6.Матузов
Н.И. Актуальные проблемы
7.Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. — М.: Спарк, 2000. — 511 с.
8. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528с.
9. Решетов
Ю.С. Реализация норм
10. Корельский В.М. Теория государства и права. – М.: Норма, 2000. – 570с.
11. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М.: Зерцало, 2001. – 167с.
12. Тарасова В.В. Акты судебного толкования правовых норм. – Саратов: Сарат. гос. акад. права, 2002. – 152с.
13.Манов Г.Н. Теория государства и права. – М.: БЕК, 2003. – 382с.