Понятие реализации норм права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Норма права — одно из основополагающих понятий для всех тех доктрин права (независимо от различий в типах правопонимания), которые трактуют право нормативно, т.е. понимают и определяют право в целом через норму, считают, что право как таковое состоит из норм1.

Норму права определяют как исходный элемент, первичную клеточку права.

Работа содержит 1 файл

ред.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

2.3 Акты применения норм права 

     По  результатам правоприменения выносится  акт применения права - официальный  акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права.

     Все правовые акты можно поделить на две  большие группы - нормативные и  индивидуальные. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-властный характер.

     Акты  применения права имеют общие  черты с нормативно-правовыми  актами:

     а) представляют собой письменные акты-документы;

     б) исходят от государства;

     в) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).

     В то же время они существенно различаются: если нормативно-правовые акты содержат государственно-властные предписания  общего характера, то содержанием правоприменительных  актов являются индивидуальные (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания21.

    Акты  применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона. Его претворение в жизнь. Они  представляют собой необходимый  и важнейший элемент правовой системы государства.

    Акт применения является одним из видов  правовых актов, который характеризуется  определенными специфическими чертами. Во-первых, акт применения исходит  от компетентных органов, поэтому и  сам носит государственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается государством в его реализации. Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто при данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями и какими и т.д. В-третьих, акт применения права имеет определенную установленную законом форму22.

     Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления" и  используется как для характеристики действия соответствующего органа, так  и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности23.

Правоприменительные акты, условно,  можно разделить  на группы:

    а) "собственнические" акты управления;

    б) властные акты в области применения права;

    в) акты прямого осуществления центрального руководства;

    г) координационные  акты;

    д) ориентировочные  индивидуальные акты.

    Такая классификация носит локальный  характер и не может представить всю систему правоприменительных актов органов государственного управления в целом. В основу единой классификации должны быть положены все четыре правила деления объема понятия:

    а) наличие  одного и того же основания;

    б) равенство  объема членов классификации объему классифицируемого класса;

    в) необходимость  взаимного исключения друг другом отдельных  членов классификации;

    г) логическая непрерывность деления на классы.

    Также в основу разделения актов на виды могут быть положены самые различные признаки. К числу таких признаков можно отнести:

    а) цель правоприменительного акта;

    б) сферу  использования;

    в) характер регулируемых отношений;

    г) характер отражения содержания нормы права  в содержании правоприменительного акта;

    д) степень  отражения нормативного веления в содержании правоприменительного акта;

    е) орган, издающий правоприменительный акт;

    ж) способ принятия акта;

    з) особенности  содержания акта;

    и) форма  выражения.

    Акты  применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:

  • по форме можно выделить: указы, приговоры, решения, постановления, приказы и т.д.
  • по субъектам их издающим различаются: акты государственных органов и общественных организаций; акты органов власти и исполнительно-распорядительных органов; акты высших органов власти и управления и местных органов; акты органов правосудия, прокуратуры, надзора и контроля; единоличные и коллегиальные.
  • в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты следует подразделять на регулятивные и правоохранительные.
  • Такие акты выполняют различные функции в механизме правового регулирования.
  • Регулятивные акты направлены на конкретизацию правомочий, на положительные действия управомоченных субъектов, а также конкретизацию юридических обязанностей.

    Правоохранительные  акты обеспечивают главным образом  регулятивные отношения, направленные на охрану прав, свобод и интересов  различных субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить правонарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо выражают меру государственного принуждения24.

    Акт применения права — официальный правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юридическому делу, и обеспечиваемый мерами государственных гарантий и санкций. Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица.

    В этой главе рассмотрены особенности содержания форм реализации права.

      Соблюдение, использование, исполнение - это три  формы  реализации норм права,  в   ходе   которых   юридические  нормы претворяются   в   жизнь   непосредственно   действиями   самих    субъектов общественных   отношений, которые  принято   называть   формами    непосредственной реализации права. Применение норм права традиционно понимается как властная индивидуально-правовая деятельность, которая направлена на решение юридических дел. Яркий пример правоприменения - деятельность судов.

      По  результатам правоприменения выносится  акт применения права - официальный  акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      В курсовой работе «Понятие и формы  реализации норм права» рассмотрено: 1) понятие и признаки норм права; 2) определение понятия реализации норм права; 3) формы реализации норм права: общая характеристика; 4) использование, исполнение и соблюдение норм права; 5)применение норм права; 6) акты применения права.

      Норма права – это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить. Она обладает следующими признаками: норма права устанавливается или санкционируется государством; реализация правовой нормы в необходимых случаях обеспечивается мерами государственного принуждения; норма права имеет предоставительно-обязывающий характер; нормы права выступают государственным регулятором типовых общественных отношений.

      Реализация  норм права определяется как претворение  права в жизнь, реальное воплощение содержания юридических норм в фактическом поведении субъектов. Реализация правовых  норм  -  это такое поведение субъектов права, которое полностью согласуется с предписаниями правовых норм и исходит из них (правомерное поведение), практическая деятельность  по приобретению, использованию  прав  и  выполнению  юридических  обязанностей.

           По разным основаниям выделяются разные формы реализации правовых норм. По характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием  правовой нормы, следует выделит четыре формы: соблюдение, исполнение, использование и применение права. По субъекту реализации права можно выделить две формы: индивидуальная и коллективная. По внешнему проявлению выделяют активную и пассивную формы реализации права.

      Соблюдение, использование, исполнение - это три  формы  реализации норм права,  в   ходе   которых   юридические нормы

претворяются   в   жизнь   непосредственно   действиями   самих    субъектов

общественных   отношений, которые  принято   называть   формами    непосредственной реализации права. В таких формах реализуется многие нормы права, но не все. Есть не мало случаев, когда  соблюдение,  исполнение  и  использование оказывается недостаточными для  обеспечения  полной  реализации  юридических норм  и  требуются  вмешательства  в  этот  процесс  компетентных   органов. Например,  начисление пенсии, зачисление на работу,  выполнение  обязанности военной службы и др.

     Применение норм права традиционно понимается как властная индивидуально-правовая деятельность, которая направлена на решение юридических дел. Применение права, как определенный процесс, распадается на ряд стадий.

     В качестве основных можно выделить три  стадии:

     1) установление фактических обстоятельств дела;

     2) формирование юридической основы дела;

      3) решение дела.

      По  результатам правоприменения выносится  акт применения права - официальный  акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права. 
 
 
 
 

СПИСКОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

I. Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации [в ред. Федерального конституционного закона от 30 декабря 2008 г. N6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ ] // Российская газета. – 1993. – 25 декабря; 2009. – 21 января.

2. Федеральный  закон от 27 декабря 1991 года N2124-1 «О средствах массовой информации» [в ред. Федерального закона от 16.10.2006 N 160-ФЗ] // Российская газета. – 2007. – 28 ноября.

3. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. N 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Российская газета. – 2007. – 24 мая. 
 

II. Книги 

1.Хачатуров Р. Л. Общая теория юридической ответственности / Хачатуров Р. Л., Липинский Д. А. – С.Пб.: Юридический центр Пресс, 2007. – 950с.

2.Нерсесянц  В.С. Общая теория права и государства: учебник. – М.: Норма, 2004. – 552с.

3. Комаров  С.А., А.В.Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Норма, 2000. – 299с.

4. Хропанюк В.Н.Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений /под. ред. В. Г. Стрекозова. – М.: Омега - Л, 2008. – 384с.

5. Рассолов М. М. Проблемы теории государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М.М. Рассолов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. — 431с.

6.Матузов  Н.И. Актуальные проблемы Теории  Права. – Саратов: Сарат. гос. академии права, 2003.— 512с.

7.Лазарев  В. В., Липень С. В. Теория государства и права. — М.: Спарк, 2000. — 511 с.

8. Венгеров  А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528с.

9. Решетов  Ю.С. Реализация норм советского  права: системный анализ. – Казань: КГУ, 1999. – 158с.

10. Корельский В.М. Теория государства и права. – М.: Норма, 2000. – 570с.

11. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М.: Зерцало, 2001. – 167с.

12. Тарасова В.В. Акты судебного толкования правовых норм. – Саратов: Сарат. гос. акад. права, 2002. – 152с.

13.Манов Г.Н. Теория государства и права. – М.: БЕК, 2003. – 382с.

Информация о работе Понятие реализации норм права