Понятие, признаки гражданства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ понятия и принципов гражданства по действующему российскому законодательству.
Для достижения поставленной при написании работы выполнялись следующие задачи:
• проанализировать историю возникновения и развития института гражданства в России;
• раскрыть основные этапы развития законодательства о российском гражданстве;

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ............................................................................................................3
Глава 1. Становление института гражданства в РФ
и его правовое регулирова-ние..................................................................5
1.1. Этапы развития российского законодательства о гражданстве...................5
1.2. Правовая основа гражданства на современном этапе...................................9
1.3. Международно-правовое регулирование вопросов гражданства..............13
Глава 2. Общая характеристика понятия гражданства................................16
2.1. Соотношение понятий «подданство» и «гражданст-во».............................16
2.2. Понятие и основные черты гражданства......................................................18
2.3. Значение гражданства....................................................................................22
Глава 3. Характеристика принципов гражданства.......................................24
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ....................................................................................................32
СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.....35

Работа содержит 1 файл

Гражданство РФ - основные характеристики 2011.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

Принцип равного гражданства выражается в равенстве правовых статусов граждан, включая и равенство их прав в вопросах гражданства. Принцип равного гражданства означает, что все граждане равны независимо от оснований приобретения гражданства. Отечественное законодательство не устанавливает каких-либо различий в правовом статусе лиц, ставших гражданами Росси по рождению, усыновлению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве и другим различным основанием. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства. В Российской Федерации отсутствует деление граждан на "природных", т.е. получивших гражданство в силу рождения и "натурализованных", т.е. принятых в гражданство. Для всех установлен единый статус российского гражданина[29]. Принцип равного гражданства подразумевает и недопустимость ограничений прав граждан относительно вопросов гражданства по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 1 ст. 4).

Принцип равного гражданства соответствует пункту 2 ст. 5 Европейской Конвенции о гражданстве 1997 года, в котором установлено: "Каждое государство-участник руководствуется принципом не дискриминации между своими гражданами, будь то граждане по рождению или лица, приобретшие свое гражданство в последний период".

Конкретным проявлением этого принципа является полное равноправие женщин и мужчин при решении вопросов о российском гражданстве. Заключение или расторжение брака гражданина России с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству, не влечет за собой изменения гражданства.

В Конституции и Законе о гражданстве определены и иные принципы российского гражданства: недопустимость лишения гражданина Российской Федерации своего гражданства или права изменить его; возможность иметь двойное гражданство; сохранение российского гражданства за лицами, проживающими за пределами России; защита и покровительство граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами.

Еще одним важным принципом является то, что гражданин не может быть лишен гражданства.

Лишение - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не пред­усматривающее в качестве условия согласие гражданина.

Лишение гражданства широко практиковалось советским государством на протяжении всей истории его развития, выступало как средство борьбы с инакомыслием, непризнания за советскими гражданами права проживать за границей.

В Законе о гражданстве 1991 года впервые в отечественной истории было зафиксировано правило о том, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства (п. 2 ст. 1). С 1993 года это правило стало конституционной нормой. В ч. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации закрепляется, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства.

Запрет на применение лишения гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связей между человеком и государством, образующим отношения гражданства и предполагающего недопустимость расторжения этой связи как одной, так и другой стороной без взаимного согласия.

Это положение полностью соответствует ст. 15 Всеобщей декларации прав человека.

Оно гарантирует право человека на гражданство, свободное осуществление гражданами своих прав и свобод без боязни утратить гражданство, например за инакомыслие или длительное проживание за границей.

Закон о гражданстве особо оговаривает, что проживание гражданина России за ее пределами не прекращает его гражданства и что российские граждане за границей пользуются защитой и покровительством Российской Федерации. В то же время, согласно ст. 61 Конституции, гражданин России не может быть выслан за пределы страны, а также выдан (это касается преступников) другому государству ни по каким основаниям. Этому конституционному положению противоречила норма ст. 1 (ч. 3) Закона о гражданстве 1991 года, исходя из которой возможна выдача российского гражданина другому государству на основании закона или международного договора Российской Федерации. В данной части указанная норма Закона фактически утратила силу, так как Конституция - правовой акт высшей юридической силы - решила вопрос иначе. Закон о гражданстве 2002 года повторил конституционную норму в качестве одного из принципов.

Вместе с тем Конституция гарантирует право изменить свое гражданство. Это право может быть реализовано путем выхода из российского гражданства или выбора гражданства (оптации). Изменение гражданства осуществляется только на основе добровольного волеизъявления лица, но не может быть односторонней акцией, так как гражданство характеризуется взаимной ответственностью государства и личности и регламентируется законом.

Закон о гражданстве указывает на основания, по которым может быть отказано в выходе из гражданства. Это касается граждан, проживающих или намеревающихся поселиться в стране, не связанной с Россией договорными обязательствами о правовой помощи, но имеющих либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из законов.

Закон одновременно определяет случаи, когда выход из гражданства не допускается: после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания, а также если гражданин привлечен в качестве обвиняемого либо обязан отбыть наказание на основе вступившего в законную силу приговора суда[30].

Предусмотренные Законом о гражданстве основания, препятствующие изменению гражданства, лишь на время откладывают возможность реализации данного права и соответствуют положениям ч. 3 ст. 55 Конституции о допустимости ограничения федеральным законом прав и свобод только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны.

Еще один принцип гражданства - принцип поощрения приобретения российского гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации

Решение этой проблемы имеет значение для обеспечения равенства всех лиц, проживающих в конкретном государстве, ибо деление людей на граждан и не граждан нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Безражданство, как и многогражданство, как правило, возникает вследствие несовпадения принципов приобретения и прекращения гражданства в различных странах. В советский период понятия лица без гражданства довольно длительный период не существовало, поскольку в законодательстве лица, не являющиеся советскими гражданами и по разным причинам не могущие доказать своей принадлежности к гражданству другого государства, не отграничивались от советских граждан. Так, согласно ст. 3 Положения о союзном гражданстве 1924 г. каждое лицо, находившееся на территории Союза ССР, признавалось гражданином Союза ССР, поскольку не будет им доказано, что оно является иностранным гражданином. Аналогичные статьи содержались и в Положениях о гражданстве Союза ССР 1930 и 1931 годов

Впервые понятие "лицо без гражданства" было введено в советское законодательство Законом о гражданстве СССР 1938 г. В нем указывалось (ст.8), что лица, проживающие на территории СССР, не являющиеся в силу указанного Закона гражданами СССР и не имеющие доказательств своей принадлежности к иностранному гражданству, считаются лицами без гражданства. Аналогичные статьи содержались и в последующих законах о гражданстве СССР 1978 г. (ст.9) и 1990 г. (ст. 12).

Проблема без гражданства имеет особое значение, прежде всего потому, что лица без гражданства ни в одном государстве не обладают всей полнотой политических и гражданских прав. Таким образом, их общая правоспособность всегда в какой-то степени ограничена.

Российская Федерация заинтересована в упорядочении правового статуса лиц без гражданства, проживающих на территории России. В ч. 6 ст. 4 Закона "О гражданстве Российской Федерации" 2002 г. закреплено, что Российская Федерация поощряет приобретение ее гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. В Законе 2002 г. содержаться ряд статей направленных на дальнейшее сокращение безгражданства.

Говоря о принципах нужно отметить, что закон 2002 года предусматривает предоставление защиты и покро­вительства гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами (ст.7). Но в законе не дается определения, что такое защита и что такое покровительство и какое различие между этими двумя категориями.

Согласно ч. 2 ст. 61 Конституции Российской Федерации Россия принимает на себя обязательство защиты своих граждан и покровительства им за пределами государства, гарантируя такую защиту и покровительство как постоянно проживающим за границей российским гражданам, так и временно там пребывающим (в служебной командировке, туристической поездке, в гостях по приглашению, у родственников и др.).

В целом следует признать, что действующее законодательство о гражданстве определило основные принципы гражданства, которые в целом соответствуют общепринятым международным принципам.

 

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог работе, посвященной теме «Гражданство Российской Федерации: основные характеристики» следует сделать следующие выводы.

Гражданство представляет собой один из основных элементов правового статуса человека. В институте гражданства синтезированы наиболее существенные политико-правовые, социальные, морально-нравственные и психологические связи и отношения, которые существуют между гражданином и государством. Объем прав, свобод и обязанностей любого человека зависит от гражданства[31].

Гражданство служит тем юридическим основанием, в силу которого лицо обладает в полном объеме всеми правами и свободами, выполняет обязанности, установленные конституцией и другими законами, отвечает за их нарушение, а также пользуется защитой государства, где бы это лицо ни находилось, в том числе за пределами государства, гражданином которого оно является.

Под гражданством понимается устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Именно с российским гражданством связаны наличие и реализация многих конституционных политических прав и свобод.

Гражданство обладает следующими основными чертами:

- гражданство- это правовая связь лица и государства;
- юридические права и обязанности между субъектами правоотношений носят взаимный характер: государство вправе требовать от лица уважение и соблюдение своих законов, но в то же время обязано осуществлять защиту этого лица, как на своей территории, так и за ее пределами; лицо же, в свою очередь, имеет право требовать от государства обеспечения такой защиты, но в то же самое время оно обязано соблюдать его законы;
- гражданство — это политическая связь лица и государева, так как предполагает ту или иную степень участия лица в управлении делами государства и общества: участие в выборах, референдумах, уплату налогов и др.;
- устойчивость такой связи предполагает наличие потенциальной возможности ее разрыва (лицо вправе выйти из гражданства на основании своего волеизъявления и по основаниям предусмотренным законодательством).

Существование гражданства обусловлено государственной организацией общества и неразрывно связано с государством. Государственная власть и население связаны единством территории. В государственно-организованном обществе существует потребность юридического закрепления того факта, что в политическом отношении большинство населения государства живет на его территории. Постоянное проживание на территории государства — наиболее типичный и прочный вид фактической связи лица с государством. Наличие такой связи и закрепляется юридически — институтом гражданства.

Социальную основу гражданства составляет фактическая принадлежность лица к государственно-организованному обществу, в рамках которого осуществляется государственная власть, или, другими словами, принадлежность к государству. Эта принадлежность индивида к государству выступает в юридической форме, получает политико-правовое выражение в институте гражданства, нормы которого определяют основания и порядок приобретения, прекращения гражданства и т.д.

Институт гражданства выполняет двойную функцию, представляя собой средство защиты прав индивида и институт защиты прав и интересов государства.

Институт гражданства является одним из элементов суверенитета российского государства в целом. Согласно ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Базируясь на общепризнанных нормах права, российское законодательство закрепляет основные принципы российского гражданства. К ним относятся:

      единое гражданство Российской Федерации;

      равное гражданство Российской Федерации независимо от оснований приобретения;

      обладание гражданином Российской Федерации на ее территории всеми правами и свободами и несение им равных обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

      невозможность лишения российского гражданства или права изменить его;

      защита и покровительство граждан Российской Федерации за ее пределами;

      невозможность высылки за пределы Российской Федерации или выдачи другому государству гражданина Российской Федерации.

 


СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Информация о работе Понятие, признаки гражданства