Понятие, признаки гражданства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ понятия и принципов гражданства по действующему российскому законодательству.
Для достижения поставленной при написании работы выполнялись следующие задачи:
• проанализировать историю возникновения и развития института гражданства в России;
• раскрыть основные этапы развития законодательства о российском гражданстве;

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ............................................................................................................3
Глава 1. Становление института гражданства в РФ
и его правовое регулирова-ние..................................................................5
1.1. Этапы развития российского законодательства о гражданстве...................5
1.2. Правовая основа гражданства на современном этапе...................................9
1.3. Международно-правовое регулирование вопросов гражданства..............13
Глава 2. Общая характеристика понятия гражданства................................16
2.1. Соотношение понятий «подданство» и «гражданст-во».............................16
2.2. Понятие и основные черты гражданства......................................................18
2.3. Значение гражданства....................................................................................22
Глава 3. Характеристика принципов гражданства.......................................24
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ....................................................................................................32
СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.....35

Работа содержит 1 файл

Гражданство РФ - основные характеристики 2011.doc

— 186.00 Кб (Скачать)


3

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3

 

Глава 1. Становление института гражданства в РФ

и его правовое регулирование..................................................................5

1.1. Этапы развития российского законодательства о гражданстве...................5

1.2. Правовая основа гражданства на современном этапе...................................9

1.3. Международно-правовое регулирование вопросов гражданства..............13

 

Глава 2. Общая характеристика понятия гражданства................................16

2.1. Соотношение понятий «подданство» и «гражданство».............................16

2.2. Понятие и основные черты гражданства......................................................18

2.3. Значение гражданства....................................................................................22

 

Глава 3. Характеристика принципов гражданства.......................................24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................32

СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.....35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

В правовом государстве большое значение приобретает проблема конституционного закрепления основ взаимоотношений лица и государства, приоритет гражданского общества, определение прав человека и их гарантированность.

Права человека отражают сущность общественного и политического строя, социальное положение всех слоев и групп населения. Наличие и реальность осуществления прав и свобод лица является важным критерием оценки деятельности любого государства и свидетельствует о его демократическом характере.

Совокупность важнейших прав, свобод и обязанностей, которые нуждаются в правовом регулировании и защите государства, называют правовым статусом лица. Следовательно, правовой статус лица — это закрепленная в праве совокупность прав, свобод и обязанностей граждан, которые определяют положение лица в обществе и государстве. Центральное место в правовом статусе лица принадлежит основам правового положения гражданина, потому что они провозглашены Конституцией России и определяют важнейшие права, свободы и обязанности, которые вытекают из принадлежности к гражданству России.

В связи с провозглашением человека, его прав и свобод высшей ценностью, существенно возрос интерес к гражданству. Права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание находятся в прямой зависимости с гражданством.

Гражданство представляет собой один из основных элементов правового статуса человека. В институте гражданства синтезированы наиболее существенные связи и отношения, которые существуют между гражданином и государством. Объем прав, свобод и обязанностей любого человека зависит напрямую от гражданства.

Гражданство служит тем юридическим основанием, в силу которого лицо обладает в полном объеме всеми правами и свободами, выполняет обязанности, установленные конституцией и другими законами, отвечает за их нарушение, а также пользуется защитой государства, где бы это лицо ни находилось, в том числе и за пределами государства, гражданином которого оно является.

Таким образом, исследование вопросов гражданства является весьма актуальной задачей, как с теоретической, так и с практической точек зрения, поскольку эти вопросы тесно связаны с обеспечением прав, свобод и обязанностей граждан.

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, ФЗ «О гражданстве РФ», а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными и правовыми актами Российской Федерации.

Целью настоящей работы является анализ понятия и принципов гражданства по действующему российскому законодательству.

Для достижения поставленной при написании работы выполнялись следующие задачи:

      проанализировать историю возникновения и развития института гражданства в России;

      раскрыть основные этапы развития законодательства о российском гражданстве;

      изучить юридическую природу и содержание понятия гражданства;

      сформулировать понятие и основные черты гражданства;

      рассмотреть принципы гражданства и их связь с содержанием этого института, раскрыть их содержание.

Объектом изучения является совокупность правовых отношений, связанных с гражданством.

Предмет исследования составляет институт гражданства в процессе его становления, развития и функционирования, его понятие и основные черты; конституционно-правовые особенности основополагающих принципов гражданства.

Глава 1.

Становление института гражданства в РФ

и его правове регулирование

 

1.1. Этапы развития российского законодательства о гражданстве

Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте. Для этого важно проследить динамику развития правового регулирования различных сторон отношений гражданства.

Вследствие того, что до 1917 г. отношения народа и Российского государства представляли собой отношения господина и вернослужащих, наиболее интересным представляется период развития законодательства начиная с советского периода, как периода в который предприняты попытки оформить отношения между гражданином и государством как свободные, а, следовательно, имеющие демократический оттенок.

В. Я. Кикоть[1] предлагает следующую классификацию этапов развития законодательства о гражданстве:

— Первый этап — либеральный — март 1917 г.—1923 г.

началом первого этапа в развитии законодательства о гражданстве допустимо считать март 1917 г., когда состоялось фактическое объявление гражданами, в связи с делегированием им права выбирать и быть избранными. Временное правительство отмечало, что в свободной стране все граждане должны быть равны перед законом и что совесть народа не может мириться с ограничениями прав отдельных граждан в зависимости от их веры и происхождения, все установленные действующими узаконениями ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности, отменялись.

Изданные в период с 1917 г. по 1923 г. нормативные акты ликвидировали институт российского подданства и создали институт гражданства, сохранившего право дискриминации отдельных лиц путем насильственного лишения гражданства и условия приема в гражданство РСФСР иностранных граждан в зависимости от их социальной принадлежности.

Оценивая советское законодательство о гражданстве 1917—1923 гг., советские исследователи отмечали обычно следующие его черты:

а) Ликвидация института российского подданства и создание качественно нового советского гражданства;

б) Принцип интернациональной классовой солидарности, солидарности трудящихся всех наций;

в) Советское законодательство о гражданстве отражало полное равноправие полов, отменив существовавшее в царской России правило, согласно которому жена обязательно следует гражданству мужа.

г) Законы не содержали ограничений прав натурализованных по сравнению с правами всех прочих граждан, тогда как в ряде других стран в тот период натурализованные на определенный срок, а в некоторых случаях и навсегда ограничивались в политических правах и пр.

д) Советское законодательство было более демократичным в ряде отношений, чем аналогичное законодательство многих зарубежных стран.

— Второй этап — формальный — октябрь 1924 г.—август 1938 г.

Положение о союзном гражданстве от 29 октября 1924 г.[2], ст. 1 которого провозгласила, что гражданин одной из союзных республик, входящих в состав Союза ССР, является тем самым гражданином Союза ССР и имеет все права и несет все обязанности, установленные для граждан как Конституцией и законодательством Союза ССР, так и Конституцией и законодательством союзной республики, на территории которой он проживает, установив тем самым единое союзное гражданство для граждан союзных республик, заложило основу важнейшего института государственного права СССР. Положение 1924 г. не решило всех вопросов гражданства нового государства, но оно стало первым кодифицированным актом о гражданстве и началом второго этапа в развитии законодательства о гражданстве.

До принятия Конституции СССР 1936 г. определенные категории иностранцев пользовались всеми политическими правами граждан СССР. Это было записано в республиканских и союзных законах о гражданстве. Новый союзный Закон о гражданстве СССР ничего не говорил о политических правах иностранцев. Таким образом, иностранцы в СССР, к каким бы социальным категориям они ни принадлежали, уже не пользовались политическими правами. Отныне иностранец мог получить такие права лишь после того, как он станет гражданином СССР.

Прежние законы о гражданстве устанавливали, что каждый проживающий в СССР, кто не имел таких доказательств или чья принадлежность к гражданству иностранного государства не была доказана помимо него, считался гражданином СССР.

— Третий этап — институциональный — август 1938 г.—ноябрь 1991 г. Ознаменован принятием нормативного акта, имеющего статус закона – Закон «О гражданстве СССР» 1938 г.

Первый Закон «О гражданстве СССР» 1938 г.[3] внес полную ясность в этот вопрос. Отсутствие доказательства иностранного гражданства не делало человека гражданином СССР. Наконец, новый закон знаменателен еще и тем, что в нем впервые употреблен термин «советское гражданство», тогда как в прежних законодательных актах говорилось о гражданстве СССР, гражданстве РСФСР, союзном гражданстве, гражданстве союзных республик.

Через 40 лет после принятия первого закона о гражданстве был принят второй закон — Закон СССР «О гражданстве СССР» 1978 г., основанный на Конституции СССР 1977 г. В Законе устанавливалось, что «гражданство СССР является равным для всех советских граждан независимо от оснований его приобретения»[4].

При определении гражданства вместо формулы «принадлежность лица к государству» все чаще стала использоваться формула «правовая связь лица с определенным государством».

Закон «О гражданстве СССР», принятый 23 мая 1990 г.[5], можно характеризовать как начало демократизации правового регулирования института гражданства, в частности, было введено запрещение лишения человека гражданства.

Закон о гражданстве 1990 г. был «продуктом» соответствующей эпохи — так называемой перестройки. В нем проявились либеральные черты данного периода, ослабление политической диктатуры.

— Четвертый этап — демократический — ноябрь 1991 г.—май 2002 г. Российское законодательство о гражданстве начало свое развитие с Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации».

— Пятый этап — неолиберальный — май 2002 г. Принятие Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» обусловлено необходимостью сочетания государственных интересов и прав личности при решении вопросов гражданства; характером взаимоотношений с независимыми государствами; важностью дальнейшего укрепления российской государственности с учетом реалий и особенностей социально-экономического развития России.

Принятие Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[6] было обусловлено, прежде всего, несоответствием Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» 1991 г. и отдельных норм Конституции Российской Федерации, необходимостью дальнейшего укрепления российской государственности с учетом реалий и особенностей социально-экономического развития России, сбалансированного сочетания государственных интересов и прав личности при решении вопросов гражданства, а также характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами.

Действующий Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» решил многие проблемы и фактически вывел на новый уровень законодательного решения вопросов.

Более подробно положения указанного закона в сравнении с ранее действовавшим законодательством будут рассмотрены в следующей части настоящей работы – «Правовая основа гражданства на современном этапе».

 

1.2. Правовая основа гражданства на современном этапе

Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ.

До этого Закона на территории Российской Федерации, как уже отмечалось в предыдущем разделе работы, действовал Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации"[7].

Законодательство о гражданстве характеризуется относительной стабильностью, серьезные изменения здесь происходят достаточно редко. Поэтому принятие Закона о гражданстве от 31 мая 2002 г. отражает некий новый этап в развитии института гражданства в России. В связи с этим интересен сравнительный анализ некоторых положений Закона 2002 года и ранее действующего, рассмотрение некоторых новелл Закона 2002 года.

Информация о работе Понятие, признаки гражданства