Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 09:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретический анализ понятия, раскрытие структуры правового регулирования, а также выявление по мере возможности проблем присущих правовому регулированию, а это в первую очередь совершенствование законодательства, узнать, каким было правовое регулирование в советский период и каким оно стало в постсоветский период, а также проблемы совершенствования правоприменения и повышения уровня правовой культуры субъектов права.
Юридические дозволения должны
быть выражены в законе, в других
нормативных актах. При этом они
опосредуются действующим правом поразному.
Чаще всего они прямо формулируются
в тексте нормативного акта в виде
особой разновидности регулятивных
норм — управомочивающих. Вместе с
тем наличие юридического дозволения
может вытекать из комплекса юридических
норм (таково, например, дозволение на
заключение любых сделок между гражданами,
поскольку эти сделки не запрещены,
соблюдаются все условия
Необходимо еще раз подчеркнуть главное
— дозволения приобретают юридический
характер и становятся юридическими дозволениями
тогда, когда они выражены в действующем
праве — в особых управомочивающих нормах
или же в комплексе юридических норм. Указанный
момент представляется в высшей степени
важным потому, что таким путем — и это
определяющая особенность именно юридических
дозволений — их содержание очерчивается
четкими границами, рамками, отделяющими
юридическое дозволение от произвольных
действий.
И еще один момент. Дозволение, если оно
выражено в праве и вследствие этого получило
строгие границы, все равно является самой
общей юридической формой: оно свидетельствует
лишь о разрешенности, допустимости соответствующего
поведения. Для того чтобы более конкретно
рассмотреть дозволения в их единстве
с запретами, и нужно обратиться к правовому
регулированию в целом, а отсюда — к тем
общественным отношениям, которые опосредуются
с помощью правовых средств.
Юридическое запрещение. Это необходимое,
важное юридическое средство обеспечения
организованности общественных отношений,
охраны прав и законных интересов граждан,
общественных объединений, всего общества,
создания барьера для нежелательного,
социально вредного поведения. Во многих
случаях запрещения представляют собой
переведенные на юридический язык и оснащенные
юридической санкцией моральные запреты
(таковы, как правило, юридические запреты
в области личных взаимоотношений граждан,
неприкосновенности личности, за нарушение
которых установлена уголовная и административная
ответственность). Вместе с тем есть немало
юридических запретов, непосредственно
выражающих организационную деятельность
государства в сферах государственного
управления, охраны окружающей среды и
ряде других, которые так или иначе обосновываются
в нормах морали, но не являются их близким
текстуальным воспроизведением. Есть
и такие запреты, которые вводятся в ткань
права без необходимых оснований, в силу
доминирования административных начал
в управлении, бюрократических извращений,
тоталитарной власти, что, в частности,
и придало советскому праву запретительно-ограничительные
черты.
Для юридических запретов,
как и для запретов вообще, характерна
закрепительная, фиксирующая функция:
они призваны утвердить, возвести в
ранг неприкосновенного, незыблемого
существующие господствующие порядки
и отношения. И потому с регулятивной
стороны они выражаются в юридических
обязанностях пассивного содержания,
т. е. в обязанностях воздерживаться
от совершения действий известного рода.
Таким образом, запрет в праве — юридическая
обязанность. И с этой стороны для запретов
в принципе характерно все то, что свойственно
юридическим обязанностям вообще (принципиальная
однозначность, императивная категоричность,
непререкаемость, обеспечение действенными
юридическими механизмами).
Для юридических запретов
характерно наличие момента требования:
существование юридического запрета
всегда предполагает, что есть лица,
которые вправе потребовать его
соблюдения, Такой же момент требования
свойствен и соответствующим
юридическим обязанностям.
Запреты в праве, отличающиеся юридической
общеобязательностью, как бы заряжены
юридической ответственностью — уголовной,
административной, гражданской. Сама суть,
ближайшая социальная подоплека юридической
ответственности во многих случаях и заключается
в том, чтобы утвердить в жизни, обеспечить
реальное проведение юридического запрета
в фактических жизненных отношениях. Более
того, нередко введение юридических санкций
за поведение, которое ранее не считалось
противоправным, является по сути дела
способом установления юридического запрета.
Таковы, например, установленные в свое
время санкции за покупку, продажу, обмен
или иную передачу ордена, медали, нагрудного
знака к почетному званию, определившие
новый юридически строгий запрет. Здесь
обнаруживается и другая связь: юридическая
сила запрета, степень его категоричности
обусловлены видом юридической ответственности.
Законодатель для придания юридическому
запрету большей силы и категоричности
нередко вводит более жесткие санкции,
в частности устанавливает вместо административной
ответственности уголовную (например,
за незаконное обучение каратэ). И, напротив,
социальная практика свидетельствует,
что переход по иным (гуманитарным, общесоциальным)
соображениям от более строгой ответственности
к менее строгой, как это в свое время произошло
с ответственностью за самовольную остановку
поезда стопкраном, может влечь за собой
и утрату запретом нужной строгости, объективно
обусловленной категоричности.
Наряду с юридической общеобязательностью
запреты в праве характеризуются формальной
определенностью: будучи закреплены в
нормах права, они приобретают строго
определенное содержание и четкие границы.
Формулирование в тексте нормативного
акта запрещающего нормативного положения
во всех случаях имеет существенный не
только общественнополитический, но и
юридический смысл. Ведь запрещающие нормы
наряду с нормативными положениями об
ответственности (в которых «спрятано»
запрещение) являются внешним выражением,
формой объективизации юридических запретов.
И вне запрещающих предписаний и нормативных
положений об ответственности юридических
запретов нет.
При этом, однако, не следует смешивать
формулировки «нормативное запрещение»
и «отсутствие дозволения»: вторая может
означать только юридическую непредусмотренность
(что зависит от уровня напряженности,
интенсивности в той или иной зоне правового
регулирования).
Позитивное обязывание. В позитивных
обязываниях, являющихся одним из средств
правового регулирования, выражена преимущественно
его активнодейственная, принудительнообязывающая
сторона Путем юридических обязываний
регламентируются в основном финансовая
деятельность, мероприятия по охране окружающей
среды, по технике безопасности, по обеспечению
всеобщего образования и т.д. Вместе с
тем надо не упускать из поля зрения негативную
сторону позитивных обязываний, на которых
строится административно-командное,
авторитарное управление.
В развитой юридической системе позитивные
обязывания не только «проходят» через
право, оснащаются свойствами и особенностями
юридического регулирования, но и обогащаются
принципами и ценностями правовой формы,
сложившейся преимущественно на основе
дозволительного регулирования. Это, в
частности, относится к юридической ответственности,
которая под известным углом зрения может
быть интерпретирована как юридическая
обязанность (обязанность правонарушителя
после решения компетентного органа претерпеть
меры государственно-принудительного
воздействия). Отсюда особое место правового
принуждения среди принудительных мер,
которое, если выделить в нем черты, связанные
с ценностью права, выражает достоинства
свойственных праву нормативности, определенности,
процессуального порядка применения,
начал социальной справедливости, гуманизма.
Особое место в сложном
построении правового регулирования
занимают общие юридические дозволения
и общие юридические запреты.
Сразу же нужно отметить главное: определение
«общее» применительно к запретам и дозволениям
понимается в том смысле, что соответствующее
нормативное положение является исходным
и направляющим правовым началом на данном
участке общественных отношений.
И вот что характерно.
Исторические данные (относящиеся прежде
всего к римскому частному праву)
свидетельствуют, что общие дозволения
и общие запреты стали
Подытоживая, следует заметить,
что общие дозволения и общие
запреты выражают весьма высокий
уровень нормативных обобщений.
При этом перед нами довольно любопытный
факт: внешняя объективизация общих дозволений
и общих запретов как специфических юридических
феноменов выражается при их формулировании
не в них самих, а в их «другой стороне»,
в их, так сказать, противоположности,
в исключениях из «общего»: общих дозволений
— в запретах исключениях.
Алексеев С.С. Теория государства
и права: учебное пособие. М, Проспект.
2004.С.456
Алексеев С.С. Общая теория социалистического
права. Вып. 1. М.,Феникс. 1981.С.218.
Бабаев В.К. Теория государства и права.
М,. Юристъ.2004. С.149
Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 1999. С.242.
Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. – М.: Манускрипт, 1996. – С.954.
Корельский В.М., В.Д. Перевалов
«Теория государства и права:
учебник», М.,ФЕНИКС.1998.С.560
Перевалов В.Д., Алексеев С.С. Теория государства
и права, М.: Норма, 2004, С.745.
Рассолов М.М., В.О. Лучин, Б.С. Эбзеев Теория
государства и права: Учебник для вузов,
М.,2000. Закон и право.Юнити.С.521