Понятие правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 09:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоретический анализ понятия, раскрытие структуры правового регулирования, а также выявление по мере возможности проблем присущих правовому регулированию, а это в первую очередь совершенствование законодательства, узнать, каким было правовое регулирование в советский период и каким оно стало в постсоветский период, а также проблемы совершенствования правоприменения и повышения уровня правовой культуры субъектов права.

Работа содержит 1 файл

пр.регулирование.docx

— 40.43 Кб (Скачать)

И наконец, С. С. Алексеев обращает на само правовое регулирование, на уровень  его напряженности, интенсивности. Правовое регулирование, пишет он, имеет  особенности, связанные не только с  тем, к какой отрасли права  оно относится, выражаются ли в нем  централизованные или децентрализованные начала, каково состояние социальной среды, массовидного поведения и  т. д., но и с тем, охватываются ли правом данные отношения, а если да, то какова его детализированность, императивность, жесткость, насыщенность. Все это и может быть названо напряженностью, интенсивностью регулирования. В соответствии с таким признаком в общественных отношениях могут быть выделены зоны интенсивного и неинтенсивного правового регулирования.

В зонах неинтенсивного правового  регулирования Алексеев выделяет два  качественно различных случая:

а) случай существования  таких участков общественной жизни, которые требуют правового регулирования, которые реально, фактически еще  не урегулированы или недостаточно урегулированы в правовом порядке;

б) случай, когда общественные отношения таковы, что они и  не нуждаются в интенсивном правовом регулировании (что характерно для  сугубо личных, семейных отношений, где, по меткому выражению одного из отечественных правоведов, закон нередко скромно молчит). 
Чрезвычайно интенсивное или недостаточно интенсивное правовое регулирование может наступить в силу субъективных причин, прежде всего в силу излишней или, напротив, недостаточной законодательной деятельности компетентных органов, ошибочных в этой области решений. Но в то же время надо учитывать, что степень интенсивности правового регулирования зависит от его предмета, других факторов. Есть общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании, но в «мягком», преимущественно диспозитивном (это присуще правовому опосредованию отношений в гражданскоправовых сделках). Есть такие сферы, в которых без досконального, дословного законодательного закрепления чего-либо просто не обойтись. Примером может служить уголовное право с его принципом (нет преступления, нет наказания без прямого указания на то в законе». 
   Советским правоведом Н.Г. Александровым выдвинута идея «механизма» воздействия права на общественную жизнь. В своих работах он определил основные звенья правового воздействия на условия общественной жизни и те правовые категории, которые фиксируют внутренние взаимосвязи и работу данного механизма. Специфическими чертами, формами воздействия права как системы норм на общественные отношения он считал установление:

1) запретов на совершение  определенных действий;

2) правоспособности или  правового статуса граждан и  юридических лиц; 

3) компетенции органов  государственной власти, управления, правосудия;

4) правовой взаимосвязи  между участниками общественных  отношений. 

В соответствии с данными  формами правового воздействия  выделялись и их проявления:

а) правовые запреты;

б) правоспособность или  правовой статус;

в) правовая компетенция;

г) правовые отношения.

Наиболее значимой для  разработки этой проблемы стала монография С.С. Алексеева «Механизм правового  регулирования в социалистическом государстве», в которой подчеркивалось, что категория «механизм правового  регулирования» выработана в теории для отображения момента движения, функционирования правовой формы. В  настоящее время понятие «механизм» употребляется в правоведении и  под другим углом зрения: «механизм  правотворчества», «механизм трудового  воспитания», «юридический механизм управления»  и т.д. Общим же является то, что  термин «механизм» понимается всеми  как способ функционирования, система  средств воздействия. Механизм правового  регулирования выражает деятельную сторону процесса перевода нормативности  права в упорядоченность общественных отношений. При этом правовое регулирование  представляет собой длящийся процесс, который распадается на стадии, на каждой из которых работают особые юридические средства, в совокупности составляющие механизм правового регулирования. 
Правовое регулирование включает следующие стадии: 
   1) издание нормы права и ее общее воздействие (регламентация общественных отношений);

2) возникновение субъективных  прав и субъективных юридических  обязанностей; 
 3) реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, воплощение их в конкретном, фактическом поведении участников общественного отношения;

4) применение права. Для  реализации норм права в фактическом  поведении субъектов необходимо  издание актов применения права.  Это факультативная стадия правового  регулирования, которая может  существовать между 1й и 2й  или 2й и 3й стадиями. 
В соответствии с перечисленными стадиями правового регулирования выделяются четыре основных элемента его механизма:

а) норма права;

 б) правоотношение;

в) акты реализации прав и  обязанностей;

г) акты применения права.

Норма права представляет собой исходную юридическую базу для правового регулирования, так  как в ней заложена модель нужного  поведения, сформулированная в ее диспозиции. От вида нормы права (запрещающая, управомочивающая, обязывающая, рекомендательная) зависит  характер поведения субъектов права.

Правоотношение является главным средством, которое позволяет  определить, кто и как будет  выполнять требования нормы права. В нем общая модель поведения  конкретизируется применительно к  субъектам, фиксируются их субъективные права и субъективные юридические обязанности.

Акты реализации прав и  обязанностей — это фактическое  поведение субъектов. Здесь действие механизма правового регулирования  заканчивается, так как обеспечивается то фактическое, реальное поведение  субъектов, тот результат, на который  была направлена воля законодателя. 
Акты применения права представляют собой властные веления компетентных органов, которые обеспечивают возникновение правоотношений, проводят требования норм права в жизнь, гарантируют осуществление прав и обязанностей и т.д.

В зависимости от того, какие  элементы механизма правового регулирования  последовательно используются, можно  говорить о простом и сложном процессе регулирования.

Простое регулирование есть процесс, в котором используется один государственный властный акт, а именно нормативный акт, индивидуализацию же прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым этот акт обращен.

Сложное регулирование есть процесс, в котором используются два акта государственно-властного характера, одним из которых является нормативный акт, а другим — акт применения нормы права. 
Однако независимо от того, каков процесс правового регулирования — простой или сложный, цель у него всегда одна: упрочить определенным образом общественные отношения, содействовать их развитию, так как непосредственным результатом правового регулирования является правомерное поведение граждан.

Процесс реализации права  осуществляется определенными методами и способами.

 

           1.2. Методы и способы правового регулирования

 
   Методы правового регулирования — это приемы юридического воздействия, их сочетания, характеризующие использование в данной области общественных отношений того или иного комплекса юридических средств. 
   Рассматривая методы правового регулирования в качестве реальных юридических явлений, обретающих свою жизнь в рамках отраслей права, вместе с тем необходимо указать на некоторые первичные, исходные методы, которые представляют собой выделенные логическим путем простейшие приемы регулирования, определяющие главное в правовом статусе субъектов, в их исходных юридических позициях: 
— централизованное, императивное регулирование (метод субординации), при котором регулирование сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах. Юридическая энергия поступает на данный участок правовой действительности только сверху, от государственных органов, и сообразно этому положение субъектов характеризуется отношениями субординации, прямого подчинения;

— децентрализованное, диапозитивное  регулирование (метод координации), при котором правовое регулирование  определяется преимущественно снизу, на его ход и процесс влияет активность участников регулируемых общественных отношений. Их правомерные действия являются индивидуальным, автономным источником юридической энергии, и  сообразно этому положение субъектов  характеризуется отношениями координации, приданием конститутивного юридического значения их правомерному поведению.

В отраслях права эти первичные  методы в зависимости от характера  регулируемых отношений и других социальных факторов выступают в  различных вариациях, сочетаниях, хотя, как правило, и с преобладанием  одного из них. В наиболее чистом виде указанные первичные методы выражаются в публичном, прежде всего в административном, праве (централизованное регулирование  — метод субординации) и в частном, прежде всего в гражданском, праве (децентрализованное регулирование — метод координации).

Однако и здесь, как  и в иных отраслях, отраслевые методы не могут быть сведены к простейшим приемам. Представляя собой сложное, многогранное правовое явление, каждый отраслевой метод выражает особый юридический  режим регулирования и состоит  в специфическом комплексе приемов  и средств регулирования, который  существует только в конкретном нормативном  материале и тесно связан с  соответствующей группой общественных отношений — предметом правового  регулирования. 
Под способами правового регулирования следует понимать те пути юридического воздействия, которые выражены в юридических нормах, в других элементах правовой системы. Основными способами правового регулирования являются:

а) дозволение — предоставление лицам права на свои собственные активные действия;

б) запрещение — возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода;

в) позитивное связывание —  возложение на лиц обязанности к  активному поведению (что-то сделать, передать, уплатить и т. д.). 
   Все перечисленные способы так или иначе связаны с субъективными правами. Причем если при дозволении субъективное право (включая право требования, обеспечивающее активные действия самого носителя субъективного права) образует содержание данного способа правового регулирования, то при позитивном обязывании и запрещении право требования принадлежит другим лицам; его смысл состоит в том, чтобы обеспечивать исполнение активной (обязывание) или пассивной (запрещение) юридической обязанности.

Из элементов правовой действительности (норм, правоотношений и др.), выражающих способы регулирования, образуется сама плоть отраслевых методов. 

Причем от первичных особенностей последних — централизованного  и децентрализованного регулирования  — во многом зависит и комбинация способов, которая характерна для той или иной отрасли права. 
Для отраслевых методов, где доминирует централизованное регулирование (административное право, финансовое право и др.), относящихся в основном к публичному праву, в комбинации указанных трех способов превалируют обязывание и запрещение; в отраслевых же методах, выражающих диспозитивное начало (гражданское право, семейное право, трудовое право и др.), относящихся в основном к частному праву, превалирует дозволение. 
Для более конкретизированной характеристики способов правового регулирования остановимся подробнее на каждом из них. 
Юридическое дозволение. Это ключевой элемент правового регулирования, определяющее правовое средство, призванное обеспечить социальную свободу и активность человека, коллективов, общественных объединений, осуществление реальных прав человека, действительную демократию, творчество и созидательную деятельность людей. Именно этому элементу правового регулирования в российском обществе в современных условиях придается все большее значение.

Юридические дозволения, как  и дозволения вообще, имеют, если можно  так сказать, предоставительное  предназначение: они призваны дать простор, возможность для «собственного», преимущественно по усмотрению, по интересу, поведения участников общественных отношений. С юридической стороны  они выражаются поэтому в субъективных правах на собственное активное поведение.

Следовательно, дозволение в праве — это (поскольку речь не идет об общих дозволениях) субъективное юридическое право, и ему свойственно  все то, что присуще субъективным юридическим правам (наличие известного «юридического плюса»; момент усмотрения; мера юридических возможностей). В  то же время для юридического дозволения в строгом смысле этого слова  характерна не просто мера возможного поведения, а преимущественно такая  мера, которая состоит в возможности  выбрать вариант своего собственного поведения, проявить активность, реализовать свой интерес.

Конечно, субъективное право, которое сводится только к одному праву требования (что характерно для относительных правоотношений типа обязательств в гражданском  праве), тоже выражает своего рода дозволение, и оно тоже научно интерпретируется через понятие «дозволенное поведение». Но право требования ограничено лишь юридической областью, оно, пожалуй, в большей мере связано с позитивными  обязываниями, представляя собой  необходимый элемент в юридических  механизмах, обеспечивающих их надлежащее исполнение. И вообще здесь мало того, что выражено в богатом по содержанию понятии дозволения. Глубокий социальный смысл дозволений в социальном регулировании состоит в том, что они дают возможности, открывают простор для свободного, активного поведения самому носителю дозволения.

Информация о работе Понятие правового регулирования