Понятие правопорядка и законности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть законность и правопорядок.
Задачами данной работы является раскрытие и изучение следующих аспектов:
- понятие законности как метода осуществления государственного регулирования;
- понятие правопорядка и общественного порядка, их соотношение;
- соотношение законности и правопорядка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие правопорядка и общественного порядка………………..5
1.1.Правопорядок и общественный порядок…………………………5
Глава 2.Понятие законности………………………………………………….9
2.1.Законность: понятие и содержание……………………………....9
2.2.Гарантии законности…………………………………………….17
Глава 3.Соотношение законности и правопорядка…………………….....19
Заключение…………………………………………………………………...21
Список литературы…………………………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТГиП (Автосохраненный).doc

— 111.50 Кб (Скачать)

     Однако  только понимание законности как  особого режима, состояния (совокупности определенных реально существующих свойств) социально – политических отношений, урегулированных соответствующими нормативными правовыми  актами,  позволяет усматривать в этом феномене специфически правовое явление, ни сводимое не к законодательству, ни к общему представлению о норме права, ни к юридической значимой деятельности.

     Законность (как и правомерность) опирается  на весьма тонкий механизм регулирования, свойственный правовым отношениям. В них обладающий правом субъект лично заинтересован в исполнении юридической обязанности другой стороной, в ее правомерном поведении. Конечно законность должна обеспечиваться возможностью применения механизма государственного принуждения, однако следует учитывать, что последнее осуществляется также людьми, выполняющими соответствующие обязанности, на реализации которых кто – то имеет право настаивать – в использовании этого права «кто – то» оказывается лично заинтересованным. В то же время государство не в состояние поставить надсмотрщика около каждого обязанного лица. Таким образом, законность не может опираться только на принуждение (физического или психологического свойства). Ее истоки – интересы и потребности людей, а конкретнее – права субъектов правоотношений, использование которых всегда зависит от исполнения другими участниками этих отношений юридических обязанностей. (3, 315-316стр.)

 

        

2.2. Гарантии  законности

     Под гарантиями законности понимается обусловленная закономерностями общественного развития система условий, средств, факторов, обеспечивающих процесс реализации законности.

     Принято выделять общие и специальные гарантии:

1.К общим гарантиям относятся, как правило, объективные условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование (экономические, политические, идеологические, нравственно-духовные условия и средства). При этом обычно учитываются условия и средства,

которые способствуют благоприятному развитию законности, например степень организованности в экономической сфере, устойчивость экономического развития, денежной системы, низкий уровень инфляции, максимальная занятость населения и трудоустройство или сильная государственная власть, пользующаяся поддержкой общества, обеспечивающая стабильное развитие последнего, и др.

2.К специальным гарантиям относятся собственно юридические условия и средства. Среди них наиболее важные:

     а) состояние законодательства, в том  числе полнота его, стабильность, уровень юридической техники, используемые средства правового регулирования;

     б) средства обнаружения правонарушений;

     в) средства предупреждения и пресечения правонарушений;

     г) эффективность мер юридической  ответственности и защиты прав и  свобод граждан;

     д) качественная работа правоохранительных органов, а также органов судебной защиты;

     е) высокий уровень контроля и надзора  за реализацией нормативных правовых актов;

     ж) развитое правосознание и высокая  правовая культура населения и общества в целом.

     К специальным гарантиям также можно отнести:

1)систему организационных гарантий, обеспечивающих укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав личности, создание надлежащих условий для работы юрисдикционных и правоохранительных органов;

2)средства, обеспечивающие контроль за законностью, например, административный порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных судами (мировыми судьями), другими органами и должностными лицами;

3)исковое производство рассмотрения судами гражданских, трудовых и иных споров. Если суд установит, что нарушены права гражданина, то он вправе отменить незаконное решение или иной индивидуальный юридический акт;

4)судебный контроль за законностью правовых актов. При этом в суд можно обжаловать как действия, так и бездействие государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления и др.;

5)конституционный контроль, который способствует укреплению законности, в том числе конституционной. (10,276-277стр.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 3.Соотношение законности и правопорядка

      Тот относительно стабильный порядок, который  складывается в обществе под воздействием различных социальных норм (в том  числе правовых) и является основой  существования всякого социума, именуется общественным порядком. Ее важнейшей составной частью является сфера, урегулированная юридическими нормами – законами и подзаконными актами – это правопорядок.

     Законность  и правопорядок находятся между  собой в неразрывной связи. Правопорядок без законности существовать не может, при этом поддерживать и укреплять правопорядок можно только законными средствами. Взаимосвязь рассматриваемых категорий полностью проявляется в единстве необходимых для их существования предпосылок и условий – гарантий законности и правопорядка:

     1)Материальные гарантия – такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ, их интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке;

     2)Политические гарантия законности и правопорядка – все элементы политической системы общества (государство, его органы, общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы) поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития;

     3)Юридические гарантии законности и правопорядка – деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка, а также совокупность особых правовых средств, направленная на обеспечение законности и правопорядка: юридическая ответственность, правовое принуждение, поощрение;

     4)Нравственные гарантия законности и правопорядка – благоприятная морально – психологическая обстановка, а которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений;  уровень их духовности и культуры;  чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. (7, 255-256стр.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В ходе изучения темы законность и правопорядок выяснилось, что законность есть ничто иное, как сфера свободное волеизъявление личностей, в которой они осуществляют определенные действия, не запрещенные правовыми нормами. А правопорядок в свою очередь есть результат действия законности, реализованной свободы участников правоотношений. Чтобы в нашем обществе нормально существовали законность, и правопорядок нужно, чтобы в деятельности государства осуществлялся принцип разделения властей, в общественной жизни реально воплощалась справедливость, гуманизм, равенство всех перед законом, чтобы интересы субъектов права находились под надежной охраной государства. И может быть самое главное, чтобы государство отвечало перед своими гражданами за нарушение их законных интересов, а граждане, в свою очередь, несли бы ответственность перед государством за совершенные правонарушения. Все эти факторы и образуют правовую основу реальной демократии, концентрируют в себе все положительные свойства правового регулирования общественных отношений, которые так необходимы нашему обществу в настоящее время.

                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

  1. Теория  государства и права, Москва –  «юриспруденция», 2005.-72с., 
  2. Абдулаев М.И.Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 – 410с.
  3. Аврутин Ю.Е. Государство и право. Теория и практика. Москва: «ЮНИТИ-ДАНА»,2007.-479с
  4. Акмалова А.А., Капицын В.М. Теория государства и права, учебное пособие – Москва 2006.-184с
  5. Бошно С.В. Теория права и государства. Москва:МГОУ,2001.-133с
  6. Бошно С.В. правоведение. Основы права и государства. Москва:МГОУ, 2007 -356с
  7. Иванов А.А., Иванов В.П.Теория государства и права. Москва:ЮНИТИ-ДАНА,2007.-303с.
  8. Маилян С.С., Эриашвили Н.Д., Петров И.В. и др., Правоведение. Учебник-Москва: ЮНТИ-ДАНА, 2008.-319с.
  9. Малахов В.П. Философия права: формы теоретического мышления о праве Москва: ЮНТИ-ДАНА, 2009.-263с.
  10. Морозова Л.А., Теория государства и права. М.: Юрист, 2002. — 414с.
  11. Хесина Н.М., Административно-правовое обеспечения режима законности и правопорядка в Российской Федерации, Москва 2004-144с.

Информация о работе Понятие правопорядка и законности