Понятие правопорядка и законности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть законность и правопорядок.
Задачами данной работы является раскрытие и изучение следующих аспектов:
- понятие законности как метода осуществления государственного регулирования;
- понятие правопорядка и общественного порядка, их соотношение;
- соотношение законности и правопорядка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие правопорядка и общественного порядка………………..5
1.1.Правопорядок и общественный порядок…………………………5
Глава 2.Понятие законности………………………………………………….9
2.1.Законность: понятие и содержание……………………………....9
2.2.Гарантии законности…………………………………………….17
Глава 3.Соотношение законности и правопорядка…………………….....19
Заключение…………………………………………………………………...21
Список литературы…………………………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТГиП (Автосохраненный).doc

— 111.50 Кб (Скачать)

только о законах. По мнению ряда ученых, понимание законности как исполнение всех нормативных правовых актов, всех норм права объективно принижает значение и престиж закона в системе законодательства государства. Закон обладает такими свойствами, которые присущи только ему и сообщают закону высшую юридическую силу и высшую ступень в иерархии актов. Поэтому и проф. М.С. Строгович, и проф. Н.В.. Витрук полагают, что законность - это требование исполнения закона и только закона.(10,275стр.)

     В конституции РФ закреплены принципы законности, утверждающие всеобщность требования соблюдения законов и основанных на них подзаконных нормативных актов, верховенство и единство актов, равенство граждан перед законом и судом и вытекающую из него неотвратимость юридической ответственности любого лица за совершенное правонарушение. Эти принципы пронизывают все стороны жизни, содержание и действие права, начиная с его формирования в процессе правотворчества и заканчивая применением и другими видами реализации права.

      Сущность  многогранного понятия законности заключена в следующих принципах:

1.единство законности – в стране существует единый, одинаковый режим соблюдения и исполнения требований закона;

2.верховенство  закона – применением не только непосредственно к законам, но и к другим нормативным правовым актам;

3.целесообразность – выбор наиболее оптимального варианта норм права, но при этом не правильное применение закона в целях целесообразности недопустимо;

4.реальность  – исполнимость требований закона.

Суть принципа верховенства правового закона состоит  в том, что

государственные решения должны быть основаны на согласии свободного

гражданского  общества. Следовательно, они призваны защищать

фундаментальные права и свободы граждан, являясь  при этом объектами

оценки независимых  судов. Наряду с этим в правосознании  формируется

представление о правовой законности как требовании правомерного

поведения всех без исключения участников общественных отношений. С

точки зрения соотношения  личности, общества и государства  правовая

законность  исходит из приоритета прав человека перед интересами

государства. Правовой закон при таком подходе рассматривается  как

одинаковая, равная мера свободы для правящих и подвластных.

      Основная  цель и задача правовой законности – охрана

конституционных прав и свобод человека и гражданина. Механизм

правозаконности предполагает не только провозглашение необходимости

защиты прав и свобод человека и гражданина, но и нормативное закрепление

их гарантий. Многие положения теории правозаконности  сфокусированы

именно на личности – индивид, являясь базовой единицей частной и

общественной  жизни, имеет неотчуждаемые, фундаментальные  права: на

гражданство, уважение и защиту чести и личного достоинства,

неприкосновенность  жилища, правосудие и т. д. Государство  обязано не

только регулировать процесс реализации этих прав, но и обеспечивать их

охрану и  защиту.(2, 332,333 стр.)

      Таким образом, законность как режим действия права в обществе уравнивает все  социальные слои общества по отношению к закону.

      Значение  законности в современном обществе очень велико.

Понимание ее выражается не только в выполнение обществом требований законодательных актов, но и стремление привести их в соответствие с правовыми идеалами, представленными в виде международно признанных стандартов. Кроме того, исследователи права считают актуальным понимание законности как соблюдение права государственными органами и должностными лицами.

      В обществе должны существовать объективные  условия, с помощью которых обеспечивается соблюдение режима законности. Эти  факторы называются гарантиями законности, которые бывают общими и специальными.

      К общим гарантиям относятся:

1.экономические  – достаточный уровень экономического  развития государства: чем он  выше, тем выше уровень законности  в обществе;

2.политические  – легитимность власти, степень  демократизации общества и др. Законность не может существовать в обществе, где отсутствует соответствующие политические условия;

3.культурные  – уровень нравственного развития  общества, свобода его развития, правосознание каждого субъекта  правоотношений.

    Специальные гарантия подразделяются на два вида:

1.специально  – организационные – практическая  деятельность правоохранительных  органов;

2.специально  – юридические – правовые  средства, с помощью которых осуществляется  законность в обществе; профилактика  с целью предупреждения правонарушений; конкретные меры, направленные на предупреждение правонарушений.

    Таким образом, для достижения законности в обществе необходимо

выполнение комплекса  мер, направленных на совершенствование  личностных факторов (отношение субъектов к праву), факторов внешней среды (экономическая обстановка, политические условия, деятельность правоохранительных органов), факторов характеризующую конкретную ситуацию (ряд обстоятельств, в которых оказалась личности). Только при условии выполнения этих взаимосвязанных действий по обеспечению законности можно говорить о достижении положительного результата. (8, 23-25 стр.)

Вместе с  этим нужны и специальные юридические гарантии законности и прочного правопорядка. Среди них, прежде всего:

  • закрепление основ общественного и государственного строя,

основных прав и свобод, обязанностей граждан, порядка  организации и

деятельности  органов государственной власти в конституции страны – основном законе государства;

  • полное соответствие текущего законодательства нормам и

принципам конституции, верховенство закона по отношению ко всем иным

государственным актам, всеобщность требований соблюдения законов, в том

числе подзаконность  государственного управления;

  • равенство всех граждан перед законом и судом, право граждан на

обращение в  суд при нарушении их конституционных  прав и свобод

административными органами; умение каждого защищать свои права и

законные интересы, выполнение гражданами своих юридических  обязанностей;

  • высокий уровень правосознания и правовой культуры населения;
  • четкая правовая регламентация нормотворческой деятельности

государственных органов, распространение законности на область

законодательствования, своевременная кодификация и  упорядочение всех

нормативно-правовых актов, устранение противоречий между этими актами

и пробелов в  законодательстве, ясность и доступность  нормативно-правового

материала;

  • демократические принципы судопроизводства, осуществление

правосудия  только судом, независимость суда и  подчинение только закону,

признание правосудия высшей юридической гарантией законности и

неприкосновенности  личности, ее прав и свобод, а также  действие

презумпции  невиновности, право обвиняемого  на защиту с момента

задержания;

  • централизованный прокурорский надзор за все общим

соблюдением законов, единством их понимания и применения на всей

территории  страны, за неотвратимостью ответственности  в каждом случае

виновного нарушения  правопорядка, за справедливостью, обоснованностью

и законностью  наказания, за соблюдением требований законности в

управлении  и охране правопорядка. (2, 335-336 стр.)

     Требованиями  законности являются:

1.Верховенство  закона в отношении других  нормативно - правовых актов

2.Издание нормативно - правовых актов лишь полномочными  органами и в пределах своей  компетенции.

3.Ссвоевременность  обновления законодательства в соответствии с потребностями развития общества

4.Обеспечение  прав и свобод гражданина и  человека, провозглашенных международными  актами.

5.Надзор за  точным и неуклонным соблюдением  и исполнением законов.

6.Пресечение  любого беззакония и произвола.

    К принципам  законности относятся:

1.Единство законности  в масштабах всего государства.  Этот принцип означает борьбу  с волокитой, единообразное понимание  и исполнение законов государства,  недопустимость посягательства  на общие интересы путем абсолютизации особенных и т.д.

2.Обязательность  соблюдения законности для всех  без исключения. Перед законом  все должны быть равны.

3.Неразрывная  связь законности с общей культурой  населения. Чем выше его культурный  уровень, тем прочнее законность. Сами же законы должны быть доведены до сведения всех граждан. Именно поэтому в Конституции РФ было записано: «законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются».

4.Связь законности и целесообразности. Этот принцип означает, что законы государства должны быть оптимальными, то есть не только выражать и воплощать волю общества, но и соответствовать потребностям общественного развития. Целесообразность должна пониматься и как наиболее рациональные действия должностных лиц, осуществляющих свои полномочия в пределах закона и на основе законов.

5.Контроль со  стороны общества за законностью.  Он осуществляется в разнообразных  формах и призван обеспечить  незыблемость законов, охрану прав и законных интересов граждан. (1, 72 стр.)

     При рассмотрении законности в качестве особого социально – правового явления общественной жизни, относительно самостоятельного элемента механизма государственно – правового регулирования, законность в правовом государстве можно рассматривать как режим (состояние) соответствия общественных отношений законам и подзаконным актам. Они не должны противоречить нормам права, издаются в интересах всего общества и осуществляются всеми участниками правоотношений.

     На  первый взгляд вышеприведенная дефиниция  ведет к отождествлению законности и правопорядка, но это лишь на первый взгляд.

     Как известно, каждому явлению могут  быть присущи различные состояния, определяемые совокупностью его  особых свойств, признаков. Это относится  и к общественным отношениям, урегулированным  правом. Им свойственны, в частности, такие состояния, как соответствие законам государства (т.е. законосообразность, юридическая правомерность) и упорядоченность, согласованность, системность. Первое состояние отражается понятием «законность», второе, связанное с первым как следствие с причиной, - понятием «правопорядок». Родовая общность обоих параметров общественного отношения указывает на тесную связь, родственность законности и правопорядка, а видовые отличия свидетельствуют об их не тождественности, несводимости друг к другу.

     Не  исключается, разумеется, и иные определения феномена «законность», акцентирующее либо ее функциональные, «ролевые» аспекты (метод социально – политического управления, осуществление задач и функций государства, охраны субъективных прав и свобод граждан), либо идеологические (принцип правосознания, правовой культуры, правовой идеологии), либо политические (обеспечение государственного суверенитета, непосредственной и представительной демократии, разделения властей). Право на существование имеют все теоретические представления.

Информация о работе Понятие правопорядка и законности