Автор: k*********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 18:40, курсовая работа
Цель курсовой работы — дать определение понятий «норма права», дать классификацию норм права, охарактеризовать проблемы определения и соотношения разных классификаций, показать структуру норм права и различные точки зрения связанные с ее определением.
Задачи данной курсовой работы:
–дать понятие норм права;
–выделить признаки и виды норм права;
–дать классификацию правовых норм;
– выяснить структуру нормы права;
–проанализировать гипотезу, диспозицию и санкцию правовой нормы;
Объект исследования — нормы права, как первоэлемент системы права.
б)процессуальные нормы права не регулируют материальных отношений, а лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав. В целом процессуальные нормы носят процедурный характер и служат формой реализации норм материального права. Процессуальные нормы содержаться в основном в таких отраслях права, как гражданское процессуальное право, арбитражное процессуальное право и уголовно-процессуальное право. Имеются они и в других отраслях права.17
В зависимости от сферы действия: общефедеральные (действуют на территории всего государства); региональные (действуют на территории субъектов РФ или в пределах определенного региона, например на Крайнем Севере); нормы права местного самоуправления; локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации).18
По методу правового регулирования нормы
права подразделяются на: поощрительные
и рекомендательные, императивные и диспозитивные.
Поощрительные нормы - это предписания
о предоставлении соответствующими государственными
органами определенных видов поощрения
стимулирующие высокопроизводительный
труд и социально полезное поведение граждан
(нормативное предписание об орденах,
медалях, премиях и др.)
Рекомендательные
нормы устанавливают варианты наиболее
желательного с точки зрения государства
урегулирования общественных отношений.19
Диспозитивные нормы предписывают вариант
поведения, но при этом предоставляют
субъектам возможность в пределах законных
средств урегулировать отношения по своему
усмотрению. Диспозитивные нормы есть
в трудовом праве, а также в наибольшей
мере в гражданском праве, так как специфический
метод правового регулирования данной
отрасли базируется на автономном положении
субъектов. Императивные нормы, в них излагаются
категорические, не допускающие отступлений
и иной трактовки предписания. Императивными
являются большинство норм права, относящихся
к различным его отраслям и содержащие
властные предписания, а исходные юридические
нормы будут таковыми всегда.
По степени определенности следует различать:
бланкетные и отсылочные нормы.
Бланкетные нормы - это такие правила поведения,
действие которых основывается на содержании
специфических правил. Например: п.1. ст.
216 УКРФ «Нарушение правил безопасности
при ведении горных, строительных или
иных работ, если это повлекло по неосторожности
причинение тяжкого или средней тяжести
вреда здоровью человека...».
Отсылочные нормы непосредственно указывают
на другие нормы права как на условие своего
действия. Например: ст. 265 УК РФ «Оставление
места дорожно- транспортного происшествия
лицом, управляющим транспортным средством
и нарушившим правила дорожного движения
или эксплуатации транспортных средств,
в случае наступления последствий, предусмотренных
статьей 264 настоящего кодекса...».20
По отраслям права нормы классифицируются на: нормы государственного, административного, финансового, земельного, гражданского права, нормы уголовного права, нормы трудового права, нормы семейного права.
По признаку объема (сферы) их деятельности нормы права подразделяются на общие и специальные. Общие нормы – это предписания, охватывающие своим действием, как правило, все правовые институты той или иной отрасли (нормы уголовного права об условном осуждении, отсрочке исполнения приговора, норма гражданского права об исковой давности и др.). Эти нормы группируются в общую часть отрасли и регулируют родовые объекты. Специальные нормы – это предписания, которые относятся к отправным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений, с учетом присущих им особенностей. Специальные нормы детализируют общие предписания, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности.(например, нормы купли-продажи, дарения, подряда, капитального строительства и иных сделок в гражданском праве; нормы, предусматривающие ответственность за хулиганство, разбой, кражу и другие составы преступлений в уголовном праве, и т.д.). Тем самым они обеспечивают бесперебойную и последовательную реализацию общих норм права. Специальные нормы образуют в своей совокупности Особенную часть той или иной отрасли права.21
Также
нормы по объему действия могут быть
разграничены по кругу лиц. Здесь
так же существуют общие и специальные
нормы.
Но их особенности связаны с определенной
категорией субъектов. Так общие, охватывают
всех лиц, проживающих на данной территории,
а специальные регулятивное воздействие
распространяется лишь на определенную
категорию субъектов права, например на
ветеранов, военнослужащих. В трудовом
праве общие нормы, распространяющиеся
на всех работников, сочетаются со специалистами,
дифференцированными сначала отдельно
в отношении рабочих и служащих, а затем
еще и по особым категориям рабочих, и
по особым категориям служащих.
Нормы по объему их действия еще могут быть разграничены на общие и местные. Так общими будут нормы, распространяющиеся на лиц, независимо от того, на какой территории лица находятся или в состав какой организации они входят. Например: п.1. ст. 17 Конституции РФ «в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права...». Местными нормами называются те нормы, которые действуют в отношении лиц только в том случае, если лица находятся на определенной территории. Например: п.1. ст.98 Конституции РФ «Члены Совета Федерации и Депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий…».
В
зависимости от времени действия, юридические
нормы делятся на постоянные (содержащиеся
в законах) и временные (содержащиеся,
например, в Указе Президента о введении
чрезвычайного положения в определенном
регионе в связи со стихийным бедствием).22
Общие нормы устанавливаются на неопределенный
срок действия до их отмены. А временные
нормы устанавливаются на определенный
срок, допустим на время стихийного бедствия
или на время военного положения.
Глава 2. Структура нормы права.
2.1. Понятие структуры нормы права.
Каждая норма права имеет вполне определенное строение, то есть состоит из нескольких частей (элементов), или, иначе говоря, имеет свою структуру. В научной и учебной юридической литературе структуру нормы права иногда называют микроструктурой, сравнивая ее со структурой всей системы права, которую определяют как макроструктуру.23
Структура правовой нормы - это способ организации содержания правила поведения, находящегося в этой норме. Это правило поведения можно представить в виде структурных элементов, которые последовательно раскрывают содержание нормы права.
В
современной юридической
1.
Гипотеза - элемент нормы, указывающий
те жизненные обстоятельства, при
наличии или отсутствии
2. Диспозиция - это элемент юридической нормы, указывающий на правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений.
3.
Санкция - это логически завершающий
элемент (структурный элемент), содержащий
указание на неблагоприятные
последствия, возникающие в
Сторонники такого подхода считают, что структура правовой нормы существует объективно как неразрывная связь правила поведения (диспозиция) с условиями и пределами его применения (гипотеза) и способом охраны от нарушения (санкция).Такое деление нормы на гипотезу диспозицию и санкцию называется логической нормой. В таком случае формулу микроструктуры нормы права можно представить в виде «если – то – иначе». В данной формуле «если» представляет гипотезу, «то» - диспозицию, «иначе» - санкцию. Например: «Находясь на территории государства (или будучи гражданином государства), необходимо соблюдать законы этого государства; в противном случае государство применит к нарушителю правовых норм меры принуждения».
Достоинством
трехэлементной схемы является то,
что эта схема побуждает
Мнение правоведов разделилось на сторонников трехчленной структуры. Однако в юридической литературе имеет место критика трехчленной структуры. Во-первых, в действующих нормативных актах трудно найти статью, которая соединила бы все три элемента правовой нормы. Во-вторых, в повседневной практике, как правило, логическое толкование нормы права встречается редко. Надобность в этом возникает лишь при решении юридических споров или при подготовке и принятии нормативных актов.
В связи с этим среди юристов, занимающихся проблемами структуры правовых норм, существует и другая (вторая) позиция: норма права состоит из двух частей. Двучленное строение юридической нормы называется норма - предписание, которая состоит из гипотезы и диспозиции (или санкции). Норма-предписание состоит из целой части и полностью содержится в статье нормативного акта. Эту позицию поддерживали еще некоторые представители дореволюционной науки. Так, Н.М. Коркунов считал, что «каждая юридическая норма состоит естественно из двух элементов: из определения условий применения правила и изложения самого правила». В этом случае первый элемент называется гипотезой или предположением, второй – диспозицией или распоряжением. Каждая юридическая норма, пояснял ученый, может быть выражена в форме «если – то». Например, если у умершего несколько сыновей, то имущество делится поровну.
Однако Н.М. Коркунов не только не исключал, но и предполагал необходимость наличия санкции. Юридические нормы, отмечал он, как веления, обращенные к сознательной воле человека, «могут быть им не соблюдаемы и потому своей силы нуждаются в особых обеспечениях их действительного соблюдения». «Средства понуждения к исполнению юридических норм называются их санкцией». При этом Н.М. Коркунов не считал санкцию составной частью структуры нормы права. Она рассматривалась им как относительно самостоятельная величина (явление) по отношению к структуре права, как самостоятельно существующее «средство понуждения».
Следуя этой позиции, ряд современных авторов считают, например, что норма права состоит из двух частей: гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции.25Действительно, не во всех случаях санкцию нормы права легко найти в статье нормативного акта. Существуют такие правовые нормы, санкцию которых можно обнаружить лишь путем логического анализа, например: если взять статью гражданского кодекса, внешне здесь видны лишь два элемента по истечению срока исковой давности (гипотеза), право на иск погашается (диспозиция). Но рассуждая логически, мы приходим к выводу, что если все же судья решит дело по иску с пропущенным сроком исковой давности, то вышестоящий суд отменит это решение как незаконное, то есть применит санкцию по недействительности актов, противоречащих закону».26
Однако, следует отметить, что если норму права представить состоящей из диспозиции и санкции, то она не может применяться без учета «элементов» других статей закона (например, определяющих правоспособность). Если же норма права представлена в виде двух элементов – гипотезы и диспозиции, то в таком случае в правовой норме не отражено такое специфическое качество права, что каждая его норма обеспечивается государственным принуждением. Если предположение о двухчленном строении правовых норм и соответствует структуре ряда статей нормативных актов, то содержание многих других статей тех же актов такой структуры не имеет, и потому названному предположению нельзя придавать общетеоретическое значение.
Следует отметить, что в юридической науке наметилось сближение противоположных взглядов на структуру правовой нормы. Сторонники «трехэлементной структуры» ввели в категориальный аппарат теории права и государства понятие «нормативное предписание», или норма предписание.
Норма - предписание (или нормативное предписание) – это элементарное логически завершенное государственно-властное нормативное веление (установление), непосредственно выраженное в тексте статьи нормативного правового акта.