Понятие нормы права

Автор: k*********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы — дать определение понятий «норма права», дать классификацию норм права, охарактеризовать проблемы определения и соотношения разных классификаций, показать структуру норм права и различные точки зрения связанные с ее определением.
Задачи данной курсовой работы:
–дать понятие норм права;
–выделить признаки и виды норм права;
–дать классификацию правовых норм;
– выяснить структуру нормы права;
–проанализировать гипотезу, диспозицию и санкцию правовой нормы;
Объект исследования — нормы права, как первоэлемент системы права.

Работа содержит 1 файл

Курсовик тгп.docx

— 72.96 Кб (Скачать)
ign="justify">     К признакам нормы права относят: нормативность; формальную определенность; общеобязательность; государственно-властный характер; предоставительно-обязывающий характер; обеспеченность государством; микросистемность.

     Нормативность. Норма права обобщает явления, выделяя  в них главное и абстрагируясь  от  второстепенных явлений. Казалось бы, что может быть общего между  действиями доверенного лица, заполняющего декларацию за налогоплательщика, и  действиями руководителя организации, подписывающего финансовые документы. Общим является то, что при заполнении декларации и оформлении финансовых документов эти лица выступают представителями  налогоплательщика. В первом случае это представитель физического  лица, а во втором – юридического.

     Норма права не персонифицирована. Это  правило поведения общего характера, которое распространяется не на персонально  определенное лицо, а на  обозначенный  круг лиц. (граждане, родители, супруги, налоговая инспекция, прокуратура, кооператив). Общий характер нормы права указывает на то, что норма права представляет собой общий, типовой вариант поведения. В отличии от обычных распоряжений по конкретным вопросам норма права адресована не отдельному лицу, а широкому кругу лиц. Действие нормы права рассчитано на неопределенное число определенных в общей форме случаев и отношений (заключение договора, передача имущества, вступление в брак, рождение ребенка и др.) и реализуется каждый раз, когда возникают предусмотренные ею обстоятельства и ситуации (возникновение конкретных прав и обязанностей, предоставление работнице отпуска по рождению ребенка и др.)9

       Степень общности норм права различна. В Российской Федерации, например, наиболее общий характер имеют Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы. Они обращены ко всем без исключения гражданам России, а во многих случаях – также к иностранцам и лицам без гражданства. Менее общий характер имеют нормы права, обращенные лишь к отдельным слоям и группам населения (студентам, пенсионерам, военнослужащим, должностным лицам).10

     Общеобязательный  характер. Норма права носит общеобязательный характер. Это правило для всех субъектов, кто вступает в круг ее действия вне зависимости от особенностей их статуса. Так, налог на доходы физического лица обязан  уплачивать и государственный служащий, и обыкновенный рабочий.

     Обеспеченность  государством. Данный признак нормы  права не может носить реальный характер и реализоваться в поведении  субъектов, если она не будет обеспечена принудительной силой государства. Этим свойством норма права отличается от иных разновидностей социальных норм. Суть обеспеченности в том, что за нарушение нормы права может  быть применено государственное  принуждение. Меры государственного принуждения, применяемые в случаях нарушения правовых норм, разнообразны: они направлены на восстановление нарушенного права либо на реализацию невыполненной обязанности, а также на наказание правонарушителя. Следует отметить, что среди мер государственного воздействия выделяются гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые и иные меры. Основной целью их применения, обусловленной характером правонарушения, могут выступать наказание правонарушителя, возмещение причиненного его противоправными действиями вреда, восстановление нарушенного права, выполнение невыполнение обязательств.11

     Государственно-властный характер. Государственно-властный характер нормы права заключается в  том, что выражает государственную волю. Это не пожелание и не совет как себя вести, а государственно-властное предписание определенного характера, обязательное для субъекта права независимого от его отношения к требованиям нормы права. В норме права государством определяется как можно и как запрещено поступать.

     Предоставительно-обязывающий характер норм права. Предоставляя права, юридическая норма одновременно возлагает на других лиц обязанности, и наоборот – возлагая обязанности, норма права одновременно представляет и права. Нельзя создать право, не создав обязанности и, наоборот, нельзя создать обязанности, не создав прав. Без права и обязанности не может быть правоотношения. Норма как правоотношения в общем виде определяет возможное поведение одной стороны будущего отношении (работник имеет право на ежегодный отпуск, автор имеет право на неприкосновенность созданного им произведения) и юридическую обязанность каких-либо действий или воздержания от действий другой стороны этого отношения (администрация обязана предоставить каждому работнику ежегодный отпуск; при использовании произведения запрещается без согласия автора вносить в это произведение изменение).12

       Предоставительно-обязывающий характер норм права не у всех норм права выражен одинаково. Наиболее четко он виден, прежде всего, в регулятивных нормах права (гражданских, трудовых, семейно-брачных и т.п.), в которых фиксируются как права, так и обязанности субъектов. В нормах уголовного, административного, финансового права больше делается упор на воплощение запретов и обязанностей. В декларативных и дефинитивных нормах предоставительно-обязывающий характер выражен слабо, ибо они не являются конкретными правилами поведения. Права и обязанности необязательно содержаться в одной статье нормативного акта. Нередко право закреплено в одной статье, а обязанность – совсем в другой статье этого же нормативного акта, или  даже в статье другого нормативного акта.

     Формальная  определенность. Норма права имеет  внешнюю форму выражения и  определенность по содержанию. Она  находит свое воплощение в нормативных  актах, которые призваны упорядочивать  общественные отношения. Нормы права, благодаря формальной определенности, обладают способностью точно закрепить  государственною волю, выразить ее в системе субъективных прав и  обязанностей, четко очертить рамки деяний субъектов.

     Микросистемность. Норма права выступает в виде микросистемы, состоящей из таких  взаимоупорядоченных элементов, как  гипотеза, диспозиция и санкция. Каждая правовая норма определяет правило поведения в неразрывной связи с условиями его реализации и мерами принуждения к соблюдению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Виды правовой нормы.

     Важное  место в теории и практике действия юридических норм принадлежит их классификации. Правильность и полнота  классификации зависит прежде всего, от выбора ее основания, которым выступают  наиболее существенные признаки, определяющие все остальные признаки классифицируемого  явления.13

     По  функциям в механизме правового  регулирования выделяются:

     1) отправные (исходные, первичные, учредительные) – определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, методы; закрепляют правовые категории и понятия; 2) нормы правила поведения – нормы непосредственного регулирования поведения людей, общественных отношений.

     Отправные нормы права занимают высшую ступень  в законодательстве, имеют наиболее общий характер (наиболее высокую  форму абстрагирования) и играют особую роль в механизме правового  регулирования общественных отношений. На них можно ссылаться также при решении конкретного юридического дела – если надо обосновать правоприменительный акт тем или иным принципом права, особенно если этот принцип прямо не выражен в законодательстве, либо подтвердить незыблемость какого-либо законодательного положения, либо усилить авторитетность принимаемого решения.

     Отправные правовые нормы довольно неоднородны  по своему характеру, содержанию и целевому назначению.

       К отправным нормам права относятся:

     1.нормы-принципы  – предписания, выражающие и  закрепляющие принципы права.  К таковым относятся, например, нормы, содержащиеся в законах  о Конституционном Суде или  о Высшем Арбитражном Суде  РФ, где закрепляются принципы  независимости судей, подчинение  их только закону;

     2.нормы–определения (дефиниции) – предписания, содержащие определение правовых понятий и категорий. Они могут содержаться в различных статьях того или иного нормативного акта, так и составлять отдельную статью. Примером могут служить нормы-определения, содержащиеся в ст.2 Федерального закона от 6 декабря 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», где закрепляются понятия «избиратель», «кандидат», «избирательное объединение» и др.;

     3.нормы-цели. Они определяют цели и задачи, на достижение которых должна  быть направлена деятельность, как государственных органов, так и всего государства. Примером такой нормы можно считать ст.1 Конституции РФ, указывающая на то, что наше государство является правовым;

     4.нормы-расчеты. Они содержат определенные количественные показатели, расчеты. Примером таких норм может служить закон о бюджете, в котором содержаться статьи – показатели доходов и расходов, предельный размер дефицита бюджета и т.д.;

     5.нормы-начала  – конституционные положения,  закрепляющие основы экономического, политического и государственного  устройства;

     6.нормы-констатации.  Они содержат определенные сведения  о нормативно правовом акте. К  таковым можно отнести ч.1 ст.1 УК РФ, в котором говориться  о предмете Кодекса. В некоторых случаях в статьях содержится декларативные, программные, социально-политические, нравственные положения, призванные обосновать необходимость соответствующего нормативно правового акта.

     Нормы-правила  поведения, в отличие от исходных, - это нормы непосредственного  регулирования поведения людей, общественных отношений. Они указывают  на взаимные права и обязанности  субъектов, условия реализации этих прав и обязанностей, виды и меру реакции государства по отношению  к правонарушителям. В нормах-правилах поведения получают логическое развитие и детализацию отправные правовые нормы.

     Группа  норм-правил поведения подразделяется на виды по самым разным основаниям. Так как социально-юридические функции обуславливают строение права, то подразделение функций на регулятивные и охранительные предопределяет и виды юридических норм.          Регулятивные (правоустановительные) нормы непосредственно направленные на урегулирование правомерного поведения путем предоставления участникам прав и возложение на них обязанностей. (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы Конституции РФ, закрепляющие права и обязанности граждан, президента правительства).14

     Специфическая особенность регулятивной юридической  нормы состоит в предоставительно-обязывающем  характере, соответственно которому она  устанавливает для участников общественных отношений (субъектов) охраняемые и  гарантируемые государством взаимные субъективные права и юридические обязанности. В результате такого целенаправленного регулятивного воздействия нормы-правила поведения на то или иное фактическое общественное отношение последнее приобретает характер правового, а его участники становятся субъектами данного правоотношения.15

     Юридические нормы, по форме выражения предписания в соответствии со своими функциями (статической и динамической) делятся на управомочивающие, запрещающие и обязывающие.

     Основным  юридическим средством поведения  динамической функции является возложение на лиц активных обязанностей - совершать  определенные положительные действия. И поэтому, нормы, устанавливающие  обязанность лица совершать определенные положительные действия, называются обязывающими. 
В нормах данного типа достаточно указать только на содержание обязанностей. Для этих норм характерны слова «обязан», «должен». Средством проведения статической функции является такое построение правовых связей, в соответствии с которым на лицо возлагаются пассивные обязанности воздерживаться от действий известного рода. Здесь субъективное право и юридическая обязанность имеют самостоятельное содержание (могут классифицироваться по характеру содержанию прав и обязанностей или по форме выражения предписания). И поэтому наряду с обязывающими нормами, регулятивные нормы имеют еще две разновидности - управомочивающие и запрещающие нормы. Управомочивающие нормы устанавливают субъективные права с положительным содержанием, то есть права на совершение управомоченным тех или иных положительных действий. При изложении данных норм употребляются выражения «имеют право», «вправе», «может», «возможно» и т.п. Упровомачивающие нормы, например, встречаются во второй главе Конституции РФ посвященной правам и свободам человека и гражданина. Запрещающие нормы устанавливают обязанность не совершать определенные действия, запрещают определенные варианты поведения. Запреты – это государственно-властные веления, основная цель которых предотвратить возможное нежелательное для личности и общества поведение. При изложении обычно используются глаголы «воспрещается», «запрещается», «не допускается». К запрещающим нормам относятся нормы уголовного права, значительная часть норм административного права.16

     В зависимости от своего назначения нормы  права делятся на:

     а)нормы  материального права, регулирующие экономические, идеологические и иные материальные отношения. С их помощью  регулируются взаимоотношения граждан  между собой и с  государственными и общественными органами и организациями. Материальные нормы права регулируют деятельность государственных органов, политических партий и общественных объединений. К нормам материального  права относятся, например нормы  конституционного, гражданского, уголовного, административного права;

Информация о работе Понятие нормы права