Автор: k*********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 18:40, курсовая работа
Цель курсовой работы — дать определение понятий «норма права», дать классификацию норм права, охарактеризовать проблемы определения и соотношения разных классификаций, показать структуру норм права и различные точки зрения связанные с ее определением.
Задачи данной курсовой работы:
–дать понятие норм права;
–выделить признаки и виды норм права;
–дать классификацию правовых норм;
– выяснить структуру нормы права;
–проанализировать гипотезу, диспозицию и санкцию правовой нормы;
Объект исследования — нормы права, как первоэлемент системы права.
Нормативность. Норма права обобщает явления, выделяя в них главное и абстрагируясь от второстепенных явлений. Казалось бы, что может быть общего между действиями доверенного лица, заполняющего декларацию за налогоплательщика, и действиями руководителя организации, подписывающего финансовые документы. Общим является то, что при заполнении декларации и оформлении финансовых документов эти лица выступают представителями налогоплательщика. В первом случае это представитель физического лица, а во втором – юридического.
Норма права не персонифицирована. Это правило поведения общего характера, которое распространяется не на персонально определенное лицо, а на обозначенный круг лиц. (граждане, родители, супруги, налоговая инспекция, прокуратура, кооператив). Общий характер нормы права указывает на то, что норма права представляет собой общий, типовой вариант поведения. В отличии от обычных распоряжений по конкретным вопросам норма права адресована не отдельному лицу, а широкому кругу лиц. Действие нормы права рассчитано на неопределенное число определенных в общей форме случаев и отношений (заключение договора, передача имущества, вступление в брак, рождение ребенка и др.) и реализуется каждый раз, когда возникают предусмотренные ею обстоятельства и ситуации (возникновение конкретных прав и обязанностей, предоставление работнице отпуска по рождению ребенка и др.)9
Степень общности норм права различна. В Российской Федерации, например, наиболее общий характер имеют Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы. Они обращены ко всем без исключения гражданам России, а во многих случаях – также к иностранцам и лицам без гражданства. Менее общий характер имеют нормы права, обращенные лишь к отдельным слоям и группам населения (студентам, пенсионерам, военнослужащим, должностным лицам).10
Общеобязательный
характер. Норма права носит
Обеспеченность
государством. Данный признак нормы
права не может носить реальный характер
и реализоваться в поведении
субъектов, если она не будет обеспечена
принудительной силой государства.
Этим свойством норма права
Государственно-властный характер. Государственно-властный характер нормы права заключается в том, что выражает государственную волю. Это не пожелание и не совет как себя вести, а государственно-властное предписание определенного характера, обязательное для субъекта права независимого от его отношения к требованиям нормы права. В норме права государством определяется как можно и как запрещено поступать.
Предоставительно-
Предоставительно-обязывающий характер норм права не у всех норм права выражен одинаково. Наиболее четко он виден, прежде всего, в регулятивных нормах права (гражданских, трудовых, семейно-брачных и т.п.), в которых фиксируются как права, так и обязанности субъектов. В нормах уголовного, административного, финансового права больше делается упор на воплощение запретов и обязанностей. В декларативных и дефинитивных нормах предоставительно-обязывающий характер выражен слабо, ибо они не являются конкретными правилами поведения. Права и обязанности необязательно содержаться в одной статье нормативного акта. Нередко право закреплено в одной статье, а обязанность – совсем в другой статье этого же нормативного акта, или даже в статье другого нормативного акта.
Формальная определенность. Норма права имеет внешнюю форму выражения и определенность по содержанию. Она находит свое воплощение в нормативных актах, которые призваны упорядочивать общественные отношения. Нормы права, благодаря формальной определенности, обладают способностью точно закрепить государственною волю, выразить ее в системе субъективных прав и обязанностей, четко очертить рамки деяний субъектов.
Микросистемность.
Норма права выступает в виде
микросистемы, состоящей из таких
взаимоупорядоченных элементов, как
гипотеза, диспозиция и санкция. Каждая
правовая норма определяет правило поведения
в неразрывной связи с условиями его реализации
и мерами принуждения к соблюдению.
1.3. Виды правовой нормы.
Важное место в теории и практике действия юридических норм принадлежит их классификации. Правильность и полнота классификации зависит прежде всего, от выбора ее основания, которым выступают наиболее существенные признаки, определяющие все остальные признаки классифицируемого явления.13
По функциям в механизме правового регулирования выделяются:
1) отправные (исходные, первичные, учредительные) – определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, методы; закрепляют правовые категории и понятия; 2) нормы правила поведения – нормы непосредственного регулирования поведения людей, общественных отношений.
Отправные нормы права занимают высшую ступень в законодательстве, имеют наиболее общий характер (наиболее высокую форму абстрагирования) и играют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений. На них можно ссылаться также при решении конкретного юридического дела – если надо обосновать правоприменительный акт тем или иным принципом права, особенно если этот принцип прямо не выражен в законодательстве, либо подтвердить незыблемость какого-либо законодательного положения, либо усилить авторитетность принимаемого решения.
Отправные правовые нормы довольно неоднородны по своему характеру, содержанию и целевому назначению.
К отправным нормам права
1.нормы-принципы
– предписания, выражающие и
закрепляющие принципы права.
К таковым относятся, например,
нормы, содержащиеся в законах
о Конституционном Суде или
о Высшем Арбитражном Суде
РФ, где закрепляются принципы
независимости судей,
2.нормы–определения (дефиниции) – предписания, содержащие определение правовых понятий и категорий. Они могут содержаться в различных статьях того или иного нормативного акта, так и составлять отдельную статью. Примером могут служить нормы-определения, содержащиеся в ст.2 Федерального закона от 6 декабря 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», где закрепляются понятия «избиратель», «кандидат», «избирательное объединение» и др.;
3.нормы-цели. Они определяют цели и задачи, на достижение которых должна быть направлена деятельность, как государственных органов, так и всего государства. Примером такой нормы можно считать ст.1 Конституции РФ, указывающая на то, что наше государство является правовым;
4.нормы-расчеты. Они содержат определенные количественные показатели, расчеты. Примером таких норм может служить закон о бюджете, в котором содержаться статьи – показатели доходов и расходов, предельный размер дефицита бюджета и т.д.;
5.нормы-начала
– конституционные положения,
закрепляющие основы
6.нормы-констатации.
Они содержат определенные
Нормы-правила поведения, в отличие от исходных, - это нормы непосредственного регулирования поведения людей, общественных отношений. Они указывают на взаимные права и обязанности субъектов, условия реализации этих прав и обязанностей, виды и меру реакции государства по отношению к правонарушителям. В нормах-правилах поведения получают логическое развитие и детализацию отправные правовые нормы.
Группа норм-правил поведения подразделяется на виды по самым разным основаниям. Так как социально-юридические функции обуславливают строение права, то подразделение функций на регулятивные и охранительные предопределяет и виды юридических норм. Регулятивные (правоустановительные) нормы непосредственно направленные на урегулирование правомерного поведения путем предоставления участникам прав и возложение на них обязанностей. (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы Конституции РФ, закрепляющие права и обязанности граждан, президента правительства).14
Специфическая
особенность регулятивной юридической
нормы состоит в
Юридические нормы, по форме выражения предписания в соответствии со своими функциями (статической и динамической) делятся на управомочивающие, запрещающие и обязывающие.
Основным
юридическим средством
В нормах данного типа достаточно указать
только на содержание обязанностей. Для
этих норм характерны слова «обязан»,
«должен». Средством проведения статической
функции является такое построение правовых
связей, в соответствии с которым на лицо
возлагаются пассивные обязанности воздерживаться
от действий известного рода. Здесь субъективное
право и юридическая обязанность имеют
самостоятельное содержание (могут классифицироваться
по характеру содержанию прав и обязанностей
или по форме выражения предписания). И
поэтому наряду с обязывающими нормами,
регулятивные нормы имеют еще две разновидности
- управомочивающие и запрещающие нормы.
Управомочивающие нормы устанавливают
субъективные права с положительным содержанием,
то есть права на совершение управомоченным
тех или иных положительных действий.
При изложении данных норм употребляются
выражения «имеют право», «вправе», «может»,
«возможно» и т.п. Упровомачивающие нормы,
например, встречаются во второй главе
Конституции РФ посвященной правам и свободам
человека и гражданина. Запрещающие нормы
устанавливают обязанность не совершать
определенные действия, запрещают определенные
варианты поведения. Запреты – это государственно-властные
веления, основная цель которых предотвратить
возможное нежелательное для личности
и общества поведение. При изложении обычно
используются глаголы «воспрещается»,
«запрещается», «не допускается». К запрещающим
нормам относятся нормы уголовного права,
значительная часть норм административного
права.16
В зависимости от своего назначения нормы права делятся на:
а)нормы материального права, регулирующие экономические, идеологические и иные материальные отношения. С их помощью регулируются взаимоотношения граждан между собой и с государственными и общественными органами и организациями. Материальные нормы права регулируют деятельность государственных органов, политических партий и общественных объединений. К нормам материального права относятся, например нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного права;