Понятие личности, права и государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

право и государства-важнейшие факторы эволюции. теория права и государства-

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 128.50 Кб (Скачать)

  г) связь с государством;

  д)  волевой характер,  т.е. в праве всегда выражается воля  общества, государства, определенного класса;

  е) регулятивность, т.е. право является критерием правомерного и неправомерного, должного и возможного  поведения субъектов.

  Регулятивность  права заключается также и  в том, что государство официально устанавливает право, обеспечивает  его  исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения.

  Право, будучи нормативным выражением  государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых,  обще-социальных либо иных интересах. Большинство  составляющих право норм носит представительно-обязывающий характер.

  В правовых нормах  моделируются возможные  варианты поведения и даются  образцы решения возможных дел.

  Высшее  общественное предназначение права  заключается   в том, чтобы обеспечивать, гарантировать в нормативном  порядке свободу в обществе, утверждать справедливость,  создавать оптимальные условия для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие из общественной жизни.

  В праве заключается  большая  ценность. Ценность права – это способность права служить  целью  и средством  для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных  потребностей и интересов граждан,  общества в целом. Можно   выделить следующие основные проявления социальной ценности  права:

  – право обладает инструментальной ценностью, придавая  действиям людей организованность, устойчивость,  согласованность, обеспечивает их подконтрольность, внося  тем  самым элементы упорядоченности  и порядка в общественные отношения,  делает  их цивилизованными;

  – право оказывает воздействие  на поведение и  деятельность людей  посредством согласования их специфических  интересов, т.е. право  не  подавляет  частный  интерес, а наоборот, сообразует его с общественным интересом;

  – право является выразителем и определителем свободы личности в обществе, при этом не обозначает свободу вообще,  а определяет  границы,  меру  этой свободы;

  – право обладает способностью быть выразителем  идеи справедливости, т.е. право выступает  критерием  правильного, справедливого распределения  материальных благ,  утверждает равенство всех граждан  перед  законом;

  – право  выступает источником обновления  общества  в  соответствии с историческим ходом  общественного развития; особенно его ценность возрастает с историческим ходом общественного развития, в условиях крушения тоталитарных режимов и утверждения новых рыночных механизмов;

  – правовые подходы являются основой  и единственно возможным средством  решения проблем международного и межнационального характера.

  Для полного понимания права необходимо также рассмотреть функции  права

  3.2 Функции права

  Функции  права – это  основные  направления  правового  воздействия,  выражающие  роль права в упорядочении  общественных отношений.

  Условно можно выделить  два  критерия, которые лежат в основе классификации функций права:

  1) это внешние, в соответствии с которыми выделяют  социальные функции права – экономическую (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), политическую (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитательную (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое  педагогическое  воздействие на лиц);

  2) внутренние, которые  вытекают из самой природы права.  Это регулятивная  и охранительная функции.

  Регулятивная  функция права – это обусловленное  социальным назначением направление  правового воздействия,  выражающееся в установлении позитивных правил  поведения,  предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства,  личности.

  В рамках этой функции выделяют две  ее  разновидности: регулятивную статическую и регулятивную динамическую.

  Регулятивная  статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их  закрепления  в тех или иных правовых институтах. Решающее значение в  проведении статической  функции принадлежит институтам политических прав и свобод, которые  зафиксированы в конституции.

  Регулятивная  динамическая функция выражается в  воздействии права на общественные отношения путем  обеспечения  активного поведения субъектов  права. Она воплощена в институтах гражданского, административного, трудового права.

  Охранительная функция – это обусловленное  социальным назначением направление  правового  воздействия,  нацеленное на  охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных и личных отношений, их неприкосновенность, установление мер  юридической  защиты  и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.

  Для полного понимания права как  социального феномена необходимо рассмотреть  принципы права. 

  3.3 Принципы права

  Принципы  права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие закономерности и сущность права как специфического социального регулятора.

  Принципы  права представляют собой наиболее общие правила поведения, которые  либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

  В зависимости от сферы распространения  выделяют общеправовые, межотраслевые  и отраслевые принципы.

  Общеправовые принципы действуют во всех без исключения отраслях права.

  К ним относятся:

  а) справедливость;

  б) юридическое равенство граждан  перед законом и судом;

  в) гуманизм;

  г) демократизм;

  д) единство прав и обязанностей;

  е) сочетание убеждения и принуждения  и др.

  Межотраслевыми принципами являются также принципы, которые характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права. К ним относят: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности, принцип гласности судопроизводства и др.

  Отраслевыми называются принципы, действующие только в рамках одной отрасли. К ним относятся: в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях, принцип добровольности действий; в уголовном процессе - принципы или презумпция невиновности; в трудовом праве - принцип свободы труда и др.

  Принципы  права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в основу решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права). 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 4. Правовое государство и гражданское общества.

4.1 Понятие правового  государство

  Правовое  государство это такое государство, которое своей основной целью ставит правовую  защищенность прав и свобод личности и общества, базируясь при этом на следующих принципах:

  а) приоритета права;

  б) правовой защищенности  человека и  гражданина;

  в) разделения властей;

  г) верховенства закона;

  д) единства права  и закона;

  е) взаимной  ответственности  государства  и личности;

  ж) наличии гражданского общества;

  и) высокой правовой культуры и высокого уровня  правосознания общества;

  д) независимости судов;

  е) существование антимонополистических  структур.

  В правовом государстве деятельность всех субъектов  должна строиться  на взаимной ответственности и  правовом равенстве. Поэтому в правовом государстве  существуют следующие принципы деятельности субъектов:

  а) принцип “разрешено только то, что  прямо указано в законе” –  для государственных органов  и должностных лиц;

  б) принцип “разрешено все, что прямо  не запрещено законом” – для  остальных субъектов права, в  частности для граждан, юридических  лиц и иных субъектов хозяйствования.

  Цель  правового государствасоздание  условий для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также последовательное связывание с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотребления властью, перерождения ее в диктатуру, деспотию.

  Идея  правового государства как идеального государства, в  котором все подчиняются  закону, праву, возникла еще в  древности. Так, Платон в Диалоге  “Законы” писал: “Я  вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы  и находится под чьей-либо властью. Там же,  где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги”.

  Основные  принципы правового государства были сформулированы французским  мыслителем Ш.Л. Монтескье   в работах “О духе законов”, “Защита о духе закона”, английским философом Д. Локком в сочинении  “Два трактата о государственном правлении”, немецкими философами  И.Кантом  в труде “Метафизические начала учения  о праве”, Ф.Гегелем в работе “Философия права”.

  Главным принципом правового государства  является разделение властей в целях  недопущения произвола, диктатуры, тирании.

  Основное  требование принципа разделения властей  заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества  путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимно сдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой  системы органов и в специфических формах в виде  системы “сдержек и противовесов”.

  Система “сдержек и противовесов”, установленная в конституции, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти большую роль в системе противовесов играет Президент, который  имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя; в отношении исполнительной власти сдерживающими являются сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству; со стороны парламента запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью; для судебной власти право-ограничивающими средствами, выраженными в  конституции, процессуальном законодательстве, являются  следующие принципы: презумпция невиновности, право  на защиту, равенство граждан  перед законом и судом, гласность и состязательность процесса, отвод судей и т.п.

  Импичментэто выражение недоверия высшему  должностному лицу, отстранение его от должности, привлечение   его к  юридической ответственности.

  Так, в Конституции РК, в ст.47 п.4 закреплено, что импичмент (или отстранение  от должности) Президенту РК может быть объявлен Парламентом только в случае государственной измены.

  Основания для импичмента могут быть различными, но при этом должны быть четко закреплены в законах государства.

Информация о работе Понятие личности, права и государства