Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:28, курсовая работа
право и государства-важнейшие факторы эволюции. теория права и государства-
г) связь с государством;
д) волевой характер, т.е. в праве всегда выражается воля общества, государства, определенного класса;
е) регулятивность, т.е. право является критерием правомерного и неправомерного, должного и возможного поведения субъектов.
Регулятивность права заключается также и в том, что государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения.
Право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых, обще-социальных либо иных интересах. Большинство составляющих право норм носит представительно-обязывающий характер.
В правовых нормах моделируются возможные варианты поведения и даются образцы решения возможных дел.
Высшее общественное предназначение права заключается в том, чтобы обеспечивать, гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие из общественной жизни.
В праве заключается большая ценность. Ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом. Можно выделить следующие основные проявления социальной ценности права:
–
право обладает инструментальной ценностью,
придавая действиям людей
– право оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов, т.е. право не подавляет частный интерес, а наоборот, сообразует его с общественным интересом;
– право является выразителем и определителем свободы личности в обществе, при этом не обозначает свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы;
– право обладает способностью быть выразителем идеи справедливости, т.е. право выступает критерием правильного, справедливого распределения материальных благ, утверждает равенство всех граждан перед законом;
– право выступает источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития; особенно его ценность возрастает с историческим ходом общественного развития, в условиях крушения тоталитарных режимов и утверждения новых рыночных механизмов;
–
правовые подходы являются основой
и единственно возможным
Для
полного понимания права
3.2 Функции права
Функции права – это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.
Условно можно выделить два критерия, которые лежат в основе классификации функций права:
1) это внешние, в соответствии с которыми выделяют социальные функции права – экономическую (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), политическую (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитательную (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц);
2) внутренние, которые вытекают из самой природы права. Это регулятивная и охранительная функции.
Регулятивная
функция права – это
В рамках этой функции выделяют две ее разновидности: регулятивную статическую и регулятивную динамическую.
Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам политических прав и свобод, которые зафиксированы в конституции.
Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем обеспечения активного поведения субъектов права. Она воплощена в институтах гражданского, административного, трудового права.
Охранительная функция – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных и личных отношений, их неприкосновенность, установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.
Для полного понимания права как социального феномена необходимо рассмотреть принципы права.
3.3 Принципы права
Принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие закономерности и сущность права как специфического социального регулятора.
Принципы права представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.
В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.
Общеправовые принципы действуют во всех без исключения отраслях права.
К ним относятся:
а) справедливость;
б) юридическое равенство граждан перед законом и судом;
в) гуманизм;
г) демократизм;
д) единство прав и обязанностей;
е)
сочетание убеждения и
Межотраслевыми принципами являются также принципы, которые характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права. К ним относят: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности, принцип гласности судопроизводства и др.
Отраслевыми называются принципы, действующие только в рамках одной отрасли. К ним относятся: в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях, принцип добровольности действий; в уголовном процессе - принципы или презумпция невиновности; в трудовом праве - принцип свободы труда и др.
Принципы
права участвуют в
Глава 4. Правовое государство и гражданское общества.
4.1 Понятие правового государство
Правовое государство – это такое государство, которое своей основной целью ставит правовую защищенность прав и свобод личности и общества, базируясь при этом на следующих принципах:
а) приоритета права;
б) правовой защищенности человека и гражданина;
в) разделения властей;
г) верховенства закона;
д) единства права и закона;
е) взаимной ответственности государства и личности;
ж) наличии гражданского общества;
и) высокой правовой культуры и высокого уровня правосознания общества;
д) независимости судов;
е)
существование
В правовом государстве деятельность всех субъектов должна строиться на взаимной ответственности и правовом равенстве. Поэтому в правовом государстве существуют следующие принципы деятельности субъектов:
а) принцип “разрешено только то, что прямо указано в законе” – для государственных органов и должностных лиц;
б) принцип “разрешено все, что прямо не запрещено законом” – для остальных субъектов права, в частности для граждан, юридических лиц и иных субъектов хозяйствования.
Цель правового государства – создание условий для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также последовательное связывание с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотребления властью, перерождения ее в диктатуру, деспотию.
Идея
правового государства как
Основные принципы правового государства были сформулированы французским мыслителем Ш.Л. Монтескье в работах “О духе законов”, “Защита о духе закона”, английским философом Д. Локком в сочинении “Два трактата о государственном правлении”, немецкими философами И.Кантом в труде “Метафизические начала учения о праве”, Ф.Гегелем в работе “Философия права”.
Главным
принципом правового
Основное требование принципа разделения властей заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимно сдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах в виде системы “сдержек и противовесов”.
Система “сдержек и противовесов”, установленная в конституции, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти большую роль в системе противовесов играет Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя; в отношении исполнительной власти сдерживающими являются сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству; со стороны парламента запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью; для судебной власти право-ограничивающими средствами, выраженными в конституции, процессуальном законодательстве, являются следующие принципы: презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласность и состязательность процесса, отвод судей и т.п.
Импичмент – это выражение недоверия высшему должностному лицу, отстранение его от должности, привлечение его к юридической ответственности.
Так, в Конституции РК, в ст.47 п.4 закреплено, что импичмент (или отстранение от должности) Президенту РК может быть объявлен Парламентом только в случае государственной измены.
Основания для импичмента могут быть различными, но при этом должны быть четко закреплены в законах государства.