Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 23:14, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть тему «презумпции и фикции в праве».
Задачи работы:
• Рассмотреть понятие и значение презумпций;
• рассмотреть классификацию правовых презумпций;
• рассмотреть понятие и значение фикций в праве;
• рассмотреть систему юридических фикций в современном российском праве, а также их практическое применение
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и значение презумпций……………………………………….5
1.1. Понятие и признаки презумпций……………………………………………5
1.2 Значение и метод построения презумпций………………………………...8
1.3. Классификация правовых презумпций …………………………………...10
Глава 2. Понятие и значение фикций в праве………………………………….14
2.1. Понятие и значение и задачи, решаемые применением фикций ……….14
2.2. Система юридических фикций в современном российском праве………19
2.3. Практическое значение презумпций и фикций в российском праве……22
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы ……………………………………………………………...
Когда
утверждается, что договор заключен
или расторгнут при определенных
условиях, то делается логический вывод
о том, что данное последствие
обязательно наступает при
2.2. Система юридических фикций в современном российском праве
Что же входит в систему юридических фикций?8
По мнению О.А. Курсовой, нормотворческие фикции можно классифицировать по ряду оснований.
Так, в зависимости от принадлежности к материальным и процессуальным отраслям автором выделяются фикции материальных отраслей права (в основном служат целям преодоления состояния неопределенности) и фикции процессуальных отраслей (кроме того, выполняют некоторые другие функции, отражающие специфику именно процессуальной отрасли, например: преодоление процессуальной недисциплинированности участников судопроизводства).
По отраслям права фикции делятся на конституционные, административные, гражданские и т.д. По источнику различаются конституционные фикции; фикции, содержащиеся в законах; фикции подзаконных актов (в том числе ведомственных и локальных).
По способу выражения фикции могут быть сформулированы в виде суждений (отрицательных или утвердительных), а также в виде неопровержимых предположений. На наш взгляд, такая классификация не совсем корректна. Например, первый и второй критерии можно объединить в один - по отраслям права.
Суть юридических фикций адекватно отражена в классификации, предложенной К.К. Панько. В частности, исследователь выделяет следующие группы:
1) традиционные фикции, предусмотренные действующим законодательством и изучаемые правовой наукой (например, институт снятия или погашения судимости);
2)
фикции в праве при
3)
любые фикции, в том числе и
не включенные в систему
Помимо указанной классификации фикций целесообразным произвести подразделение фикций по степени соответствия между общественными отношениями как содержанием и правом как формой их опосредования.
По данному критерию автор выделяет фикции – антипод закона и фикции, имманентные закону. Относительно первого вида фикций необходимо отметить, что их сущность заключается в искажении содержания закона, выразившемся в отсутствии социальных связей между поведением субъекта и требованием закона, между индивидуальными притязаниями субъекта и общественно необходимыми требованиями правовых норм.
Эта сторона понятия юридической фикции совершенно не разработана в правовой науке. Все современные авторы рассматривают юридическую фикцию как прием законодательной техники. Что же касается фикций второго вида, то они вносят в правовое регулирование достаточную устойчивость, способствуют охране прав граждан, делают систему права более простой и экономичной, способствуют стабильности правопорядка, вносят качественную определенность в правовые институты.
Рассмотренный выше комплекс теоретических вопросов, касающихся системы фикций в праве, вызывает необходимость более частной их классификации по следующим основаниям:
Речь, прежде всего, идет о фикциях в конституционном, административном, уголовном, гражданском и других отраслях права, которые подразделяются на: фикции отраслей материального права; фикции отраслей процессуального права.
Фикции первого подвида, как отмечалось, в основном служат целям преодоления состояния неопределенности. Практическое значение процессуальных фикций предопределено их воздействием на судопроизводство.
Они сокращают ход и объем законодательного материала, облегчают процесс установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. В целом фикции являются мерами, обеспечивающими процессуальную экономию юридических средств и сил судей, а также лиц, участвующих при отправлении правосудия по конкретным категориям дел.
3. По соответствию потребностям общества: негативные фикции; позитивные фикции.
4. По характеру воздействия: социально одобряемые. Таких фикций подавляющее большинство. Применение фикций в некоторых случаях, например, в гражданском судопроизводстве ставит другую сторону в привилегированное положение.
Социально
не одобряемые. Это фикции, негативно влияющие
на тех или иных участников правоотношений.
Юридическая фикция со времен римского права прочно вошла в правовую традицию как юридико-технический прием. Широко используется она и в российском праве.
И тут никак нельзя согласиться с некоторыми исследователями, утверждающими, что фикции исчерпали себя тем, что позволили римскому праву преодолеть свой консерватизм.
Если мы откажемся от фикций, то придется навсегда забыть о таких правовых категориях, как юридическое лицо, представительство, снятие судимости, бездокументарные ценные бумаги и т.д.9 Фикции используются во всех без исключения отраслях права. Достаточно сказать, что более половины норм гражданского процесса построено на фикциях.
В чем же причина такого повсеместного распространения фикций в праве? Это легко объясняется тем, что любое законодательство (а особенно в романо-германской правовой системе), будучи консервативной системой взаимосвязанных понятий и категорий, не всегда успевает за потребностями жизни, за вновь возникающими явлениями.
Другая
причина - следование принципу экономичности
в законотворческой деятельности. Гораздо
проще придать условный правовой
режим объекту, для которого это
не свойственно, чем создавать усложненные
правовые конструкции, при помощи которых
регулирование будет иметь
Фикции вызваны в свет необходимостью удовлетворять новым потребностям имеющимися правовыми средствами. И отказаться от них, не дав ничего взамен, значит ввергнуть весь отлаженный механизм правового регулирования в хаос.
Система фикций во многом повторяет систему презумпций. Единственное, на что следует обратить внимание так это деление фикций в зависимости от способа их выражения.
На этом основании выделяют фикции, выраженные в виде простых суждений и в виде предположений. Ярким примером последних является презумпция знания закона.
Если
проанализировать данное предположение
(о знании закона всеми гражданами),
то наталкиваешься на очень интересный
вывод - презумпция знания закона вовсе
никакая не презумпция, а самая
настоящая фикция. Действительно, сложно
представить себе не то, чтобы простого
человека, но даже юриста, который с
гордостью мог бы заявить, что
знает все без исключения законы
своего государства. Но этого и не
требуется. Достаточно, что каждому
предоставляется возможность
Соотношение понятий "презумпция" и "фикция" в праве Эти две юридические категории порой так близко подходят друг к другу, что их практически невозможно различить. Иногда, как мы видим, законодатель сознательно смешивает и путает эти два понятия.
Плохо это или хорошо поступает законодатель поступает, изначально вводя нас в заблуждение? Об этом трудно судить, поскольку к фикциям отношение всегда было более настороженное, чем к презумпциям. Так повелось еще со времен великого насмешника Цицерона, который обвинил юристов в преднамеренной и неприкрытой лжи.
Презумпции же всегда пользовались, так сказать, большими симпатиями юристов и людей, достаточно далеких от юриспруденции. Более того, порой высказывались мнения, что у фикций и презумпций вообще нет ничего общего, что это совершенно различные явления.
Другая крайность - смешение фикций и "неопровержимых" презумпций в одну категорию.
Попробуем более или менее объективно подойти к проблеме разграничения двух смежных понятий.
Несомненно у презумпций и фикций очень много общего. Это плоды юридического мышления, искусственные явления, создаваемые в процессе нормотворчества и правоприменения.
Но, в случае презумпции, мы имеем дело с предположениями, причем предположениями вероятными, которые всегда м.б. опровергнуты. Фикции же - это изначально ложные положения, которые никогда не м.б. опровергнуты, поскольку в этом просто нет смысла. Кроме того, они всегда выражены императивно, тогда как презумпции м.б. как императивными, так и диспозитивными.
Сложность разграничения, как уже было отмечено, заключается обычно еще и в том, что в основе фикции может лежать предположение. Но если это предположение заведомо неистинное, то перед нами фикция, если же оно вероятно, то это презумпция.
Еще в дореволюционной юридической литературе предпринимались попытки четко разграничить такие юридические конструкции, как фикция и презумпция, однако до сих пор не найдено общепризнанных критериев, позволяющих это сделать.
Возможно выделить три вопроса, рассмотрение которых позволит нам наиболее детально раскрыть исследуемые категории:
1. понятие
2. содержание
3. структура
В рамках первого необходимо выбрать категорию, через которую возможно определить рассматриваемые понятия. Наиболее целесообразным будет использовать в качестве родового понятие «суждение». Все иные категории необоснованно сужают объем рассматриваемых явлений юридической действительности.
В рамках второго вопроса необходимо выявить основы существования презумпций и фикций.
Применительно к презумпциям мы можем говорить о вероятностной и политической основах, фикции же обладают лишь вторым из приведенных свойств. Связано это с тем, что презумпции вызваны к жизни необходимостью восполнения неизвестного факта, фикции - отрицанием известного.
И,
наконец, основываясь на, выявленных
в рамках предыдущего вопроса, сущностных
характеристиках
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, фикция во всех значениях есть положение, не соответствующее действительности, заведомо ложное; для юридической же фикции, помимо прочего, характерно закрепление ее в нормативном материале.
Таким образом, презумпции и фикции в гражданском праве являются форпостом гражданско-правовых принципов.