Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 23:07, контрольная работа
Для эффективного осуществления прав и свобод в реальной жизни необходим устойчивый к всевозможным нарушениям и негативным внутригосударственным воздействиям действенный механизм гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
- развитие международного сотрудничества в области прав человека;
- правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;
- подготовка ежегодного доклада о деятельности и направление его Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ;
- выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
- направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ;
- обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;
- обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд РФ для защиты прав и свобод граждан;
- принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;
-анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;
-информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в РФ;
-направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.
Кроме того, важное место в деятельности Уполномоченного занимает работа по правовому просвещению в сфере прав человека, форм и методов их защиты. Гражданам разъясняются те формы защиты, которые они могут использовать, в частности, в какие административные, судебные и другие органы они вправе обратиться.
Наверное, главным инструментом в правовом просвещении населения являются ежегодные доклады о деятельности Уполномоченного, в которых он излагает свое видение ситуации с обеспечением прав человека как по всей стране, так и в отдельных сферах жизни общества. В нем указываются правовые улучшения и достижения отчетного года, описываются проблемные стороны и недостатки существующей правовой системы, ставятся задачи на следующий год.
В докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год В. Лукин дал общую оценку соблюдения прав человека в России. Им был отмечен ряд положительных тенденций в улучшении ситуации с правами и свободами человека и гражданина в России. Так, в 2006 году началась реализация некоторых национальных проектов, которые будут способствовать решению важнейших и в то же время традиционных для нашего общества проблем в сфере реализации прав гражданами страны. Также отмечается, что политика государства в области обеспечения социальных и экономических прав российских граждан приобрела более четкую динамику. А введенный уведомительный режим регистрационного учета иностранных граждан теперь значительно упрощает процедуры, связанные с привлечением иностранной рабочей силы.
В Докладе были отмечены и другие позитивные моменты, однако не нужно забывать и о том, что нерешенных вопросов намного больше. Это признает и сам Уполномоченный. Поэтому среди задач, поставленных перед Уполномоченным на 2007 год особо стоит выделить курс на повышение эффективности работы по восстановлению прав и свобод граждан, недопущении их зависимости от политической ситуации в стране. Особую важность эта задача приобретает в связи с началом политической борьбы в очередном политическом цикле. Кроме этого, выделяются следующие задачи:
- обеспечение социальных и экономических прав человека в процессе реализации соответствующих национальных проектов;
- борьба с опасной тенденцией нарастания расовой, национальной и религиозной нетерпимостью;
- повышение осведомленности граждан о гарантированных им Конституцией и законодательством Российской Федерации правах и свободах, о способах и формах защиты этих прав;
- развитие института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ;
- разработка и внедрение эффективных методов взаимодействия с гражданами и их организациями и другие.
Обратиться за помощью в защите собственных прав к Уполномоченному может каждый. В Законе прописана процедура подачи и рассмотрения жалобы, которая не является сложной.
Согласно ст. 20 ФКЗ, получив жалобу, Уполномоченный имеет право:
«1. принять жалобу к рассмотрению; 2. разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; 3. передать жалобу государственному органу, органу МСУ или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу (а такое направление жалобы через Уполномоченного зачастую оказывается гораздо более действенным, чем в случае направления ее гражданином непосредственно); 4. отказать в принятии жалобы к рассмотрению»[5].
Важные положения содержит также статья 23 Закона. Она устанавливает права и полномочия, которыми обладает Уполномоченный при рассмотрении жалобы. Им соответствуют обязанности органов, должностных лиц и государственных служащих в их взаимодействии с Уполномоченным. Так, при проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:
1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;
2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
Следует отметить также, что при рассмотрении жалобы должны быть выслушаны обе стороны. Статья 25 ФКЗ устанавливает обязанность Уполномоченного при рассмотрении жалобы предоставить государственном органу, органу МСУ или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.
По итогам рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан направить соответствующему органу или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод (статья 27). Такое заключение должно быть рассмотрено в месячный срок, и о принятых мерах в письменной форме должно быть сообщено Уполномоченному (статья 35).
При этом в случае необходимости принятое заключение публикуется в печати.
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный имеет право (п. 1 ст. 29):
1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
5) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле[6].
Безусловно, институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации необходим и он оправдывает свое существование. Однако для такой большой страны как Россия этого недостаточно, поскольку один человек не сможет справиться с таким огромным потоком жалоб. В связи с этим в каждом регионе российской Федерации введена должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации. В Алтайском крае этот пост занимает Ю. Вислогузов.
4. ОБРАЩЕНИЕ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА КАК МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, ПРОЦЕДУРА, ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Согласно статьи 1 Закона РФ «Об обжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» «каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы»[7]. В соответствии с этим же законом эти действия (решения) представляют собой коллегиальное либо единоличное действие (решение), а также представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), по причине которых:
- нарушены права и свободы личности;
- созданы препятствия для осуществления прав и свобод;
- незаконно возложена какая-либо обязанность или гражданина незаконно привлекли к какой-либо ответственности.
Впрочем, обжалованию подлежит и бездействия вышеперечисленных лиц, повлекшее за собой нарушение прав и свобод личности.
В случае, если суд отказал в удовлетворении жалобы, гражданин может обжаловать решение суда в следующей инстанции. Если российские судебные органы отказали в удовлетворении жалобы, то тогда он может обратиться в международные органы по защите прав и свобод человека и гражданина. Одним из таких органов, куда может обратиться российский гражданин является Европейский Суд по правам человека.
В своей деятельности Европейский Суд по правам человека опирается на Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, вступившую в силу с сентября 1953 года. В юрисдикцию этого международного судебного органа входит как разбирательство споров между государствами, так и рассмотрение жалоб граждан на действия их государств, или на действия других государств-участников Конвенции, действия которых ущемили интересы гражданина. Нужно отметить, что решения Европейского Суда по правам человека обязательны к исполнению для государств-участников Конвенции, число которых на начало 2007 года составило 46 стран, в том числе и Россия. Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и главных Протоколов к ней 5 мая 1998 года.
Основная часть работы Суда заключается в рассмотрении индивидуальных жалоб граждан. В настоящий момент Европейский Суд по правам человека испытывает огромную нагрузку, ежегодно каждый судья участвует в рассмотрении более тысячи дел.
Процедура подготовки и рассмотрения дела в Европейском Суде по правам человека представлена на схеме 4.1:
Схема 4.1
Заявитель лично обращается в Секретариат Суда и письменно в произвольной форме информирует о предмете жалобы. Данное обращение может быть написано на родном языке заявителя. В Секретариате Суда жалобу рассматривают и высылают заявителю формуляр жалобы (См. Приложение 1). Затем после заполнения заявителем формуляра жалобы ее регистрируют и присваивают номер. Об этом извещают заявителя. Регистрация жалобы означает, что жалоба принята к производству, но еще не к рассмотрению. Далее Суд запрашивает документы. Когда от заявителя придут все необходимые документы, назначается судья-докладчик по данному делу, который изучает документы и определяет, соответствует ли жалоба условиям приемлемости:
Информация о работе Понятие и виды юридических гарантий человека и гражданина