Понятие и виды юридических гарантий человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 23:07, контрольная работа

Описание работы

Для эффективного осуществления прав и свобод в реальной жизни необходим устойчивый к всевозможным нарушениям и негативным внутригосударственным воздействиям действенный механизм гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Работа содержит 1 файл

контрольна по конст. праву.doc

— 794.50 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

 

Юридический факультет

 

 

Кафедра Конституционного и международного права

 

 

 

 

Контрольная работа по

 

конституционному праву

 

 

Вариант № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

2 курса 361 группы

заочного отделения ЮФ

Судомойкина Анастасия

Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2007

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ГАРАНТИЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 

Для эффективного осуществления прав и свобод в реальной жизни необходим устойчивый к всевозможным нарушениям и негативным внутригосударственным воздействиям действенный механизм гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Гарантированность прав и свобод – это особый внешний механизм ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усиления своего присутствия во всех сферах человеческой жизни.

Гарантии прав и свобод представляют собой совокупность средств, способов и процедур, создающих условия, при которых личность может реально защищать и отстаивать на законном основании предусмотренные Конституцией, законодательными актами и текущим законодательством свои права и интересы, признаваемые, соблюдаемые всем обществом и защищаемые государством.

Среди гарантий прав и свобод человека и гражданина выделяют:

- социально-экономические гарантии, которые предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие свободное использование прав и свобод;

- политические гарантии, то есть соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключение дестабилизации в обществе*, должный уровень политической культуры;

- юридические гарантии, которые охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина.

К юридическим гарантиям относится конституционное закрепление общего принципа гарантии права и конкретных гарантий каждого права.

Юридические гарантии предполагают юридическую ответственность государства и его органов власти и управления, местного самоуправления за нарушение прав и законных интересов личности, а также повышение значимости и уровня реализации права, повышение правовой культуры общества.

Среди юридических гарантий выделяют:

1)                     основополагающие конституционные принципы, например, принцип, провозглашающий человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту – обязанностью государства;

2)                     общие конституционные нормы-гарантии;

3)                     судебные гарантии.

Принцип, закрепленный в статье 2 Конституции РФ является фундаментом правового регулирования прав и свобод человека и гражданина, взаимоотношений личности и государства.

Продолжением этого принципа-гарантии в системе других конституционных принципов являются другие принципы, содержащиеся в главе 1 Конституции РФ. Из них можно назвать провозглашение России демократическим правовым государством с республиканской формой правления (статья 1), полновластие многонационального народа России (статья 3), верховенство Конституции РФ и Федеральных законов на всей территории РФ (статья 4), разделение властей (статья 10), принципы, гарантирующие единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (часть 1 статьи 8), признание и равноправие всех форм собственности: частной, государственной, муниципальной и других форм, в том числе право собственности на землю и природные ресурсы (часть 2 статьи 8, статья 9), признание и гарантированность местного самоуправления (статья 12), политическое и идеологическое многообразие (статья 13), социальный и светский характер государства (статьи 7 и 14), утверждение приоритета принципов и норм международного права над внутригосударственными (статья 15) и другие.

Отличительной характеристикой всех перечисленных выше принципов-гарантий главы 1 Конституции РФ является наличие предполагаемой конституционной ответственности государства в лице государственных органов власти и их должностных лиц, в том числе и Президента РФ, перед личностью и  обществом в целом, а также международно-правовой ответственности перед мировым сообществом за нарушение или ненадлежащее обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории страны. Именно поэтому принципы конституционного строя РФ считаются конституционными нормами-гарантиями прав человека и гражданина.

Общие конституционные нормы-гарантии содержатся в главе 2  и других конституционных нормах, к числу которых относятся, например, часть 1 статьи 17 Конституции РФ, в соответствии с которой в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Общей конституционной гарантией обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина являются их неотчуждаемость и принадлежность каждому от рождения (часть 2 статьи 17), а также недопустимость нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении собственных прав и свобод (часть 3 статьи 17). Сюда же относится положение Конституции РФ, закрепляющее конституционный статус Президента РФ как главы государства, гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (статья 80).

Также к общим конституционным нормам-гарантиям относятся: признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими (статья 18 Конституции РФ), а также равенство всех перед законом и судом и гарантирование государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, запрет на любые формы ограничения прав граждан по каким бы то ни было признакам и различиям (статья 19 Конституции РФ).

Эти нормы-гарантии являются составной частью характеристики конституционного статуса личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СУДЕБНЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ЗНАЧЕНИЕ

 

Судебные гарантии относятся к особой группе юридических гарантий. Они применяются при осуществлении:

- гражданского судопроизводства;

- административного судопроизводства;

- уголовного судопроизводства;

- конституционного судопроизводства.

Эти гарантии обеспечивают защиту прав и свобод личности и найти их можно во второй главе Конституции РФ. Статья 45 Конституции РФ дает гарантию защиты прав и свобод человека и гражданина, давая тем самым возможность защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. В статье 46 « каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»[1]. Тут же упоминается о том, что за защитой собственных прав и свобод можно обратиться не только в соответствующий российский суд, но и в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и гражданина. В статье 47 говорится о праве выбора суда и судьи, которому дело подсудно по закону, и о праве рассмотрения дела судом присяжных. Однако, как это не парадоксально,  но последнее право в нашей стране несколько ограничено, поскольку суды присяжных существуют не во всех субъектах Федерации. Статья 48 содержит гарантию права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатной. В статье 49 раскрывается принцип презумпции невиновности, дающий гарантию, что признать человека виновным может только суд и никто более, что человек не обязан доказывать свою невиновность, и он будет считаться невиновным, пока не докажут обратное. Статья 50 содержит гарантию невозможности быть осужденным дважды за одно и то же преступление, гарантию использования в судопроизводстве только тех документов, которые получены в соответствии с федеральным законом., и гарантию о праве пересмотра приговора в вышестоящем суде. В этом и заключается, на наш взгляд, существенная особенность судебных гарантий. Если чуть раньше мы рассматривали гарантии, которые обеспечивают существование и принадлежность каждому прав и свобод как таковых, то судебные гарантии дают возможность восстановить эти права и свободы, если они все-таки были нарушены.

Суды всех уровней несмотря на имеющиеся недостатки являются эффективным правовым средством защиты и обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Защищая конституционные свободы, суд ставит себя в положение посредника между государством и личностью, между различными физическими и юридическими лицами. Но посредническая роль может быть эффективной только в том случае, если опирается на уважение и доверие с двух сторон и если реальны независимость, профессионализм, неподкупность судебного аппарата. Судебная система должна обеспечить законность и обоснованность решений, возможность исправления судебных ошибок, строгое соблюдение процессуальных правил на всех уровнях. И главное – приговоры и решения судов, вошедшие в законную силу, должны безотказно исполняться, не допуская никаких отклонений из соображения целесообразности. «Одна из конституционных свобод – равенство всех перед судом является основой правового государства»[2].

Однако в реальной правоприменительной практике конституционные принципы зачастую нарушаются. Не соблюдаются и конституционные, уголовно-процессуальные и иные гарантии прав личности, сказывается политическое влияние на судебную власть. В конечном счете это неизбежно ведет к нарушению Конституции, неэффективности конституционных норм-гарантий прав и свобод граждан, юридических лиц, различных организаций и другим отрицательным последствиям.

Поэтому в настоящий момент обеспечение конституционных гарантий прав и свобод граждан в первую очередь связан с созданием сильной, доступной для граждан и независимой от кого-либо судебной власти.

Особую роль в укреплении судебной власти и всей российской судебной системы, а также в обеспечении конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина, режима законности играют Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды республик как основные звенья в системе обеспечения прав и свобод личности. В их основные задачи входит разрешать дела по жалобам на нарушение конституционных прав, проверять конституционность применяемых законов.

Не менее эффективным, на наш взгляд, средством по обеспечению действенности юридических гарантий, в том числе и судебных, является институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОЛНОМОЧИЯ, РОЛЬ

 

Согласно определению международной ассоциации юристов народный защитник – «омбудсмен» - это «служба, предусмотренная Конституцией или актом законодательной власти, возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которая ответственна перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия, представлять доклады»[3]. В России роль такого народного правозащитника выполняет Уполномоченный по правам человека.

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят 26 декабря 1997 года. Он определил порядок назначения на должность и освобождение от должности Уполномоченного, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Согласно п. 1 статьи 1 Закона «должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами»[4].

И несмотря на то, что Уполномоченный по правам человека в РФ назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой, при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п. 1 статьи 2).

Суть деятельности Уполномоченного, на наш взгляд, заключается в том, что он дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Своими действиями он должен лишь совершенствовать работу государственных органов, указывать на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием каких-либо органов и должностных лиц, содействовать реализации прав граждан перед лицом бюрократических структур.

Если подробнее анализировать значение деятельности Уполномоченного в реализации прав и свобод человека и гражданина в российской Федерации, то можно выделить следующие основные функции:

     - рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;

     - анализ законодательства РФ в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

Информация о работе Понятие и виды юридических гарантий человека и гражданина