Понятие и структура правосознания. Роль правосознания в правотворчестве и реализации права.

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

На данном этапе развития человеческого общества тема очень даже актуальна, потому что высокий уровень правосознания является главным принципом гражданского общества. «Кризисы» политических режимов постоянно деформировали общественное правосознание. Я считаю, что прошло не так много времени с того момента как Россия встала на новый путь. Монархия осталась в прошлом. И именно на данном этапе развития необходимо правовое воспитание людей. От уровня правосознания общества зависит их дальнейший путь развития.

На протяжении длительного времени вопросы правосознания и правовой культуры интересовали ученых. Внимание заслуживают работы Е.В. Татаринцева, И.А. Ильина, Э. Леви, А.В. Малько и многих других авторов, каждый из которых со своей позиции оценивал значение правосознания и правовой культуры общества.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Понятие и структура правосознания. Роль правосознания в правотворчестве и реализации права ………………………………………………………………………5

ГЛАВА 1. понятие, значение и виды правосознания. структура и уровни правосознания.

§1.Понятие, значение и виды правосознания……………………………...5

§2. структура и уровни правосознания.… …………………………...…….9

ГЛАВА 2. Роль правосознания в правотворчестве и реализации права. Деформация правосознания

§1. Роль правосознания в правотворчестве и реализации права ………...16

§2.Деформация правосознания ………………..…………………………...20

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………...24

IV. СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….……27

Работа содержит 1 файл

курсач тгп.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

При восполнении  «пробелов в праве», когда возникает  необходимость применения аналогии права (ст. 6 ГПК РФ), правосознание судьи служит ориентиром для отыскания нужного закона, сходного по смыслу и предмету регулирования, или помогает в оценке общих начал и принципов законодательства.

Таким образом, правосознание как бы пронизывает  весь механизм правового регулирования  и правового воздействия на общественные отношения: оно не только предшествует созданию юридических норм, но и «сопровождает» их на всем протяжении действия норм и даже после отмены. От специфики правосознания общества, уровня его зрелости во многом зависят сила права, эффективность всего правового регулирования7.

Одним из интересных для меня источником права является судебный  
прецедент – источник права, в наибольшей мере раскрывающий своеобразие англосаксонской правовой системы8.

Перед вами - попытка описать в общих  чертах процесс правового мышления в области прецедентного права, а также в области интерпретации статутов и конституций. Важно понять, что механизм правового мышления не таков, каким он кажется со стороны. Видимость такова: закон есть система известных правил, применяемых судьёй; такие претензии, впрочем, неоднократно подвергались критике. В определенном смысле, правовые нормы никогда не бывают вполне прозрачными и бесспорными; если бы от норм требовалось быть таковыми еще до их установления, человеческое общество вообще не смогло бы существовать. Механизм правового мышления предполагает различие точек зрения и неоднозначность выражений. Он призван обеспечить участие самого общества в устранении возникающих неопределенностей: для этого существует суд, к услугам которого прибегают, когда расхождение во взглядах достигает высшей степени остроты. Столкнувшись с серьезными спорными вопросами, суд может предпринять первый шаг в том направлении, которое ранее не считалось возможным. Такой механизм необходим для сохранения мира и общественного порядка в человеческом обществе.

Образцом  правового мышления является рассуждение  с использованием прецедентов. Ход  мысли - от прецедента к прецеденту. Это трехшаговый процесс, в котором положение, бывшее описательным для первого случая, далее становится нормой права и применяется к следующей аналогичной ситуации. Шаги следующие: между ситуациями усматривается аналогия; определяется правовая норма, присущая первой ситуации; затем данная правовая норма применяется ко второй ситуации. Такой ход мышления правомерен, однако он обладает характеристиками, которые при определенных обстоятельствах превращаются в уязвимые места9.

Деформации  подвержены все без исключения сферы  правового сознания. Она вторгается в область правовых знаний, которыми граждане располагают, разрушает их установки, чувства, убеждения в правовой области, проникает в содержание правового мировоззрения, в саму ткань их правовой идеологии. 
 
 
 

§2.Деформация правосознания. 

   Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан. Однако в современных условиях участились случаи деформации правосознания. Наиболее мягкая форма искажения правосознания – правовой инфантилизм – заключается в несформированности, недостаточности правовых знаний и установок. Вторая форма – правовой нигилизм, т.е. осознанное игнорирование требований законов, исключая, однако, преступный умысел. И третья форма – феномен  и его перерождение, т.е. игнорирование права, других социальных норм и общественной морали, другими словами – “беспредел”.

     Термин «нигилизм» произошел от латинского слова «nihil», которое означает «ничто», «ничего». Как социальное явление нигилизм характеризуется:

     а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;

     б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;

     в) не сопряжен с позитивной программой;

     г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.

     В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственным и т.п.

     Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость права, его возможности, общественную полезность10.

     Проф. Н.И. Матузов выделяет следующие  формы правового нигилизма:

     а) умышленное нарушение законов и  иных нормативно-правовых актов;

     б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

     в) издание противоречивых правовых актов;

     г) подмена законности целесообразностью;

     д) конфронтация представительных и исполнительных структур;

     е) нарушение прав человека;

     ж) теоретическая форма правового  нигилизма (в научной сфере, в  работах юристов, философов и  др.).

     Проф. В.А. Туманов говорит, во-первых, о  пассивной и активной формах правового  нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.

     Во-вторых, проф. В.А. Туманов разделяет правовой нигилизм:

     а) на высоком этаже общественного  сознания (в виде идеологических течений и теоретических доктрин);

     б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных установок, стойких предубеждений и стереотипов);

     в) ведомственный. Последний проявляется  в том, что нередко подзаконные акты становятся «надзаконными», юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии.

     Правовой  нигилизм - это патология правового  сознания, обусловленная определенным состоянием общества. Поэтому пути борьбы с ним должны быть разнообразны11. Это:

     а) реформы социально-экономического характера;

     б) изменение содержания правового  регулирования, максимальное приближение юридических норм к интересам различных слоев населения;

     в) подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера судебной деятельности, так и путем воспитания уважения к суду;

     г) улучшение правоприменительной  практики;

     д) теоретическая работа в этом направлении, и др.

     Все это, в принципе, представляет собой  не что иное, как процесс улучшения состояния правовой культуры общества, ее обогащения.

     В литературе справедливо отмечается, что «от правового нигилизма  надо отличать конструктивную критику права, с одной стороны, а с другой - стремиться избегать юридического фетишизма, то есть возведения в абсолют роли права и других правовых средств» (Н.Л. Гранат).

           В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление - правовой идеализм или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.

     Существуют  и другие виды деформаций правосознания:

     · правовой фетишизм - это преувеличение, абсолютизация роли и значения правового  регулирования в жизни общества;

     · перерождение правосознания – это  такая форма его деформации, которая  проявляется в осознанном игнорировании и отрицании закона и сопровождается наличием у носителей умысла на совершение правонарушений. Перерожденное правосознание проявляется в различных формах и, прежде всего, в виде умышленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, сопровождающихся совершением преступлений и иных правонарушений.

     Перерожденческое  правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п. Основной формой перерождения правосознания  индивидов является совершение ими различных преступлений.

     Количество  совершаемых в РФ преступлений –  лучший показатель деформации правосознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III.Заключение.

    

        Вся история культурного человечества свидетельствует о том, что право и государство периодически вступают в состояние глубокого кризиса. Причина этих кризисов состоит в том, что человечество, строя правопорядок, теряет из вида единую, безусловную цель политического единения и превращает его в орудие для условных, малых заданий и частных вожделений; отсюда вырождение правовой и государственной жизни — безыдейность власти и умаление ее авторитета, отсутствие солидарности между гражданами и классами, гражданская война внутри государств и постоянные вспышки открытых войн между народами. По своему объективному назначению право есть орудие порядка, мира и братства; в осуществлении же оно слишком часто прикрывает собою ложь и насилие, тягание и раздор, бунт и войну. Люди объединяются на основах права как бы лишь для того, чтобы осуществить внеправовое разъединение; двое устанавливают солидарность, чтобы восстать на третьего; братство служит вражде; под видом порядка тлеет и зреет новая распря; мир оказывается перемирием, а перемирие готовит войну и, подготовив, уступает ей свое место. Кризис наступает тогда, когда история начинает подводить итоги целому периоду, наполненному такими своекорыстными посягательствами, беспринципными блужданиями и беспомощными взрывами. Тогда как бы внезапно обнаруживается, что право и государство получили неверное содержание и недостойную форму, что они утратили свое единое назначение, а может быть, и всякую цель, что они сделались орудием зла, а не добра, что они нуждаются в глубоком обновлении и возрождении. И почувствовав беду, но не поняв ее значения и ее корней, человечество начинает выбираться из нее с тою же инстинктивною слепотою и духовною беспомощностью, с которою оно позволило ей настигнуть себя и подавить. А слепота и беспомощность приводят его опять к паллиативам, к внешнему упорядочению жизни, к новым опасностям, недугам и разложениям.

Для того, чтобы право и государство  действительно вступили на путь обновления и возрождения, необходимо верно  осознать их природу, их цель, их основу и затем сделать осознанное предметом  воли и жизненного действия. В основании  лечения должно лежать верное понимание здорового организма и его недугов. Установить такое верное понимание правового и политического общения есть задача философии права: разрешить эту задачу значит создать учение о здоровом и верном нормальном правосознании.

      Учение  о нормальном правосознании столь  же необходимо человечеству, сколько  учение о теоретической очевидности, о совести, об эстетическом вкусе  и об аксиомах религиозного опыта. Предметом  такого учения является некоторое, объективно верное и безусловно ценное состояние человеческой души, которое в строении своем имеет не только познавательный, но и чувствующий и волевой характер. Это есть не только верно знающее, но я верно чувствующее, и верно желающее душевное состояние; и именно предметная верность и духовная цельность его придают ему ту жизненную мощь и ту безусловную ценность, которые позволяют назвать его здоровым и верным правосознанием. Знание, чувствование и воление обусловлены здесь взаимно: только любовь может породить верное знание и сильную волю; только воля может помочь знанию в его порыве к предмету и к зрелой форме, помочь любви в ее жизненном созидании; только знание может сообщить предметность любви и воле. Патриотизм должен питать мысль ученого юриста и волю гражданина; наука  права  должна светить гражданину и патриоту; волевое самоутверждение должно вести патриота и ученого. Тогда ученый будет иметь доступ к подлинному правовому и государственному опыту; тогда патриот сделает свое чувство предметно  осмысленным и плодотворным; тогда  гражданин построит свой  волевой  акт на ясном разумении и страстном чувстве. Вот почему нормальное правосознание есть объект познания, доступный только предметной философии: здесь познать значит испытать предмет; испытать предмет значит полюбить его; полюбить значит утвердить в себе волю к нему; и все это вместе значит вступить на путь непосредственного осуществления того, что стало познанным, любимым и желанным. Таков путь (метод) во всяком философствовании; таков он и в философии права, и в исследовании нормального правосознания12. 

 

IV. СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

1.Список  нормативных правовых актов             

      1.  Конституция Российской Федерации. «Российская газета» от 12 декабря 1993 г.                   

Информация о работе Понятие и структура правосознания. Роль правосознания в правотворчестве и реализации права.