Понятие и структура правосознания. Роль правосознания в правотворчестве и реализации права.

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

На данном этапе развития человеческого общества тема очень даже актуальна, потому что высокий уровень правосознания является главным принципом гражданского общества. «Кризисы» политических режимов постоянно деформировали общественное правосознание. Я считаю, что прошло не так много времени с того момента как Россия встала на новый путь. Монархия осталась в прошлом. И именно на данном этапе развития необходимо правовое воспитание людей. От уровня правосознания общества зависит их дальнейший путь развития.

На протяжении длительного времени вопросы правосознания и правовой культуры интересовали ученых. Внимание заслуживают работы Е.В. Татаринцева, И.А. Ильина, Э. Леви, А.В. Малько и многих других авторов, каждый из которых со своей позиции оценивал значение правосознания и правовой культуры общества.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Понятие и структура правосознания. Роль правосознания в правотворчестве и реализации права ………………………………………………………………………5

ГЛАВА 1. понятие, значение и виды правосознания. структура и уровни правосознания.

§1.Понятие, значение и виды правосознания……………………………...5

§2. структура и уровни правосознания.… …………………………...…….9

ГЛАВА 2. Роль правосознания в правотворчестве и реализации права. Деформация правосознания

§1. Роль правосознания в правотворчестве и реализации права ………...16

§2.Деформация правосознания ………………..…………………………...20

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………...24

IV. СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….……27

Работа содержит 1 файл

курсач тгп.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Ее назначение — обосновать, защитить в убедительной и авторитетной форме научных взглядов, теорий наиболее значимые групповые, классовые правовые интересы, возвести их в ранг официальной правовой политики. Такое значение имеют в современной России идеи и теории правового государства, разделения властей, налогообложения, землепользования и т. д.

Однако  следует различать научность  и наукообразность, то есть иллюзорность, правовой идеологии. Научность любой  идеологии определяется степенью ее истинности, глубиной познания истины объекта, представленного в виде закономерностей отражаемых явлений. Правовая идеология научна тогда, когда ее идеи, гипотезы и теории, выраженные в понятиях и категориях юриспруденции, соответствуют социальному прогрессу, оказывают практическую пользу эффективному правовому регулированию в соответствии с идеалами свободы, справедливости, законности и гуманизма. Но как свидетельствует опыт истории и практической политики, каждый класс, каждый социальный слой или группа объединенных общностью коренных интересов людей стремится выразить в форме юридических понятий и категорий свои претензии на власть, собственность, привилегии и т. д. И правовая идеология, следовательно, зачастую несет в себе, наряду с общечеловеческими идеалами, груз классовых, групповых предрассудков, становясь в этом смысле иллюзорной. Отсюда наблюдается известный плюрализм политико-правовой идеологии, ее внутренне противоречивый характер. Такое значение имела, например, рабовладельческая и феодальная правовая идеология, да и современный сложный мир буржуазных воззрений на государство и право.

Правовая  идеология, в итоге, есть всегда заинтересованное отражение и закрепление в теоретической форме социальных потребностей и интересов. Она является основой и ведущим, наиболее зримым пластом правосознания. В советский период практически до 60-х годов правовая идеология рассматривалась в качестве единственного компонента в содержании правосознания. В работах А.Я. Вышинского и Н.Н. Полянского прямо выражено негативное и партийно-непримиримое отношение к правовым чувствам, эмоциям и правовой психологии в целом. Очевидно, что за такой позицией стоит коммунистическо-партийное недоверие и даже боязнь психологической науки. И только появление научных работ И.Е. Фарбера, И.Ф. Рябко, Е.В. Назаренко, Г.С. Остроумова, Е.А. Лукашевой и других исследователей пробило своеобразную брешь в научном молчании по поводу правовой психологии.

Правовая  психология — второй структурный элемент правосознания. Она представляет собою систему чувств, эмоций, настроений и переживаний, возникающих у людей под действием права, по поводу правовой действительности. Отличительные черты правовой психологии состоят в ее неустойчивости, спонтанном характере развития и эмоциональной насыщенности. Явления правовой психики общества, макро- и микро групп, а также отдельных личностей, проявляются в эмоционально-чувственном реагировании на правовую среду, в возникновении более или менее устойчивых настроений, чувств, привычек, традиций вытекающих из правового осознания действительности. Данные психические явления возникают в результате межличностного общения как продукты взаимодействия и взаимовлияния отдельных личностей и социальных общностей. Это могут быть чувства удовлетворения или неудовлетворения правосудием, состоянием законности, реализацией прав и обязанностей и т. д., а также более сложные психологические явления в виде привычек, настроений и установок, определяющих готовность реагировать на соответствующую правовую ситуацию. Поэтому представляется неудачной попытка И.Я. Дюрягина выделить в структуре правосознания кроме правовой идеологии и правовой психологии еще и третий элемент — мотивы поведения, внутреннюю установку и готовность действовать. Думается, что эти так называемые поведенческие элементы представляют собой лишь особые, более сложные явления правовой психологии и ничего абсолютно нового в идейно-психологической структуре правосознания не образуют.

Явления правовой психики несут на себе печать эмоциональной окрашенности, выражая тем самым обыденные оценки людей правовых идей и юридической практики. Это мир первичных, крайне неустойчивых и подвижных реакций людей, окрашенных их переживаниями и отношением к право вой действительности. Они проявляются на митингах и собраниях граждан, а также в их повседневном общении в виде разговорных оценок, поведенческих актов, суждений по различным юридическим вопросам. Вместе с тем в структуре социально-правовой психики имеются компоненты, обладающие известной стабильностью и консерватизмом; таковы привычки, традиции, предрассудки (нравы) и убеждения. Они создают атмосферу «живучести», национально-исторических представлений о самобытности правовой психологии у отдельных народов. Например, в поговорку превратились представления о немецком педантизме в соблюдении требований права и, наоборот, мнение о невозможности смирить натуру русскую юридическими правилами.

Все это  свидетельствует о сложности  и неоднозначности структурных  элементов правовой психологии и  ее эмпирическом характере происхождения. Эмпирика ее состоит в том, что это повседневные обычные чувства, настроения, переживания людей, реальных участников правовой жизни. И в этом смысле в научной литературе отмечается первичность явлений правовой психики по отношению к правовой идеологии. Дело в том, что «общественные настроения и чувства подвижнее, чем идеологические формы, они непосредственно связаны с системой социальных условий и отношений, более чутко фиксируют изменения в социальных отношениях, обладают большей подвижностью и мобильностью». Отсюда на уровне правовой психологии происходит первичное впечатление и оценка юридической практики и принципов законодательства, которые впоследствии рационально истолковываются и приобретают идеологическое обоснование. В реальной жизни возможен и обратный процесс, когда идеологические ценности и стандарты изначально определяют отношение личности к правовой действительности, накладывая на явления права своеобразные идеологические «клише», относя их к тем или иным уже известным идеологическим стандартам. Но во всех случаях элементы правовой психологии и идеологии оказываются взаимосвязанными и взаимопереплетенными. Мир правовых чувств и настроений неизбежно содержит в себе идеологические элементы, а идеи и теории сами формируются и усваиваются через призму чувственно-эмоционального восприятия, образуя при этом рациональную среду, основу становления явлений правовой психики. Правосознание — диалектическое единство рациональных и психологических компонентов правовой идеологии и правовой психологии.

В идеале, конечно же, желательно такое положение, когда правовая идеология своей системой идей, теорий была бы первичной, исходной для формирования явлений правовой психики, сообщая таким образом черты управляемости процессу становления правосознания. На этом предположении основывается правовоспитательная работа государства и его органов по отношению к гражданам. Провозглашая и пропагандируя систему официальных правовых идеалов, государство способствует целенаправленному формированию правовых чувств, эмоций, настроений и переживаний, в которых идеи и теории получают практическую апробацию и поддержку. В целом же следует признать определяющее и ведущее воздействие правовой идеологии на правовую психологию. Будучи теоретически осмысленной и концептуально сформированной, правовая идеология ведет за собой развитие психологии, способствуя возникновению чувств и эмоций вполне конкретной направленности.

Итак, правосознание есть форма идейно-психологического отражения и освоения правовой действительности через систему нормативно-оценочных представлений и суждений людей о природе и закономерностях правовых явлений.

Другими словами, это совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций и настроений оценочного характера, возникающих у людей под действием права и выражающих их отношение к явлениям правовой действительности3.

     Рассмотрим уровни правосознания. В зависимости от глубины отражения юридической действительности, от степени проникновения в сущность правовых явлений различают следующие уровни правосознания4:

Обыденное правосознание – массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта.

Профессиональное  правосознание – понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Эта разновидность правосознания играет наиболее существенную роль в реализации юридических норм, и от ее демократической и гуманистической адекватности зависит стиль и дух правовой практики. К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искажения, и деформации («обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм, равнодушное отношение к человеческой беде и т.д.).

Понятия, идеи, убеждения юристов формируются на основе прежде всего юридической практики и во многом под влиянием юридической науки (идеологии), которая, в свою очередь, выделяет профессиональное сознание юристов в предмет специального анализа.

Научное правосознание – идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. В современных обществах научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, законодательства, политико-конституционных отношений. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы, работающие, как правило, в специализированных НИИ юридического профиля (Институт государства и права Российской академии наук, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ), государственных и общественных фондах, центрах (Исследовательский центр частного права в Москве) и разветвленной вузовской системе – как общегражданской, так и ведомственной (Саратовская государственная академия права, Уральская юридическая академия, Академия МВД РФ и другие вузы)5. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Роль правосознания в правотворчестве и реализации права. Деформация правосознания.

§1. Роль правосознания в правотворчестве  и реализации права. 

Правосознание – совокупность действий, направленных на создание права. Однако подход к пониманию правотворчества может быть различным в зависимости от понимания права6.

Роль  правосознания в правотворческой  деятельности заключается прежде всего  в том, что сознание в форме  правовой идеологии выступает ведущей  детерминантой современного правообразования. Формирование права через специально разработанную правотворчекую процедуру предполагает четко выраженные стадии подготовки законопроектов, среди которых принципиально важное значение имеют такие, как предварительное изучение мнения граждан и правоприменителей о необходимости и характере регулирования данного вопроса, сферы общественных отношений; разработка концепции будущего нормативного акта, которая в систематизированном виде определяет цели, задачи, средства, способы и возможные результаты правового регулирования.

Понятно, что на этих стадиях правосознание играет ведущую роль – как в виде психологических ожиданий и стремлений людей в сфере права, так и в форме исповедуемых законодателем философских, социально-экономических и политических принципов и представлений о должном упорядочении той или иной сферы общественных отношений. Таким образом, правосознание дает единственно возможный для генезиса права «строительный материал» в виде помыслов, чувств, представлений различных субъектов законотворческого процесса – физических и юридических лиц – всей духовной культуры общества. 

Государство, формулируя юридические нормы, в  первую очередь должно опираться  на правосознание и правовую культуру народа, дифференцировать и стимулировать  лучшие их образцы, стремиться не к  абстрактно-оторванному от жизни  и духа страны «творчеству» закона, а объективированию в действующем праве уже интегрированных в общественное сознание эталонов и регуляторов поведения.

В последние  годы в связи с процессом демократизации в России, созданием представительных органов государственной власти, обладающих реальными полномочиями в сфере правотворчества, роль общественного мнения по вопросам юридической политики заметно возросла. Законодатель – депутатский корпус, избираемый свободными демократическими выборами на альтернативной основе, в своей деятельности стремится опереться на действительные интересы и потребности различных социальных групп, мнение которых выступает побудительными мотивами при подготовке тех или иных законопроектов-. Существенно возросло значение юридической науки в работе правообразовательного механизма, что накладывает на отечественную правовую теорию, научное правосознание большую ответственность за обоснованность и качество своих рекомендаций.

Не менее  значима роль правосознания в  нормальном функционировании правореализационной деятельности. Статус правосознания в этой сфере определяется двумя направлениями.

1. Правосознание  образует необходимый психологический  и идеологический контекст для  добровольного соблюдения субъектами  юридических норм. Развитое чувство  права и законности, интегрированности в действующий правопорядок и правовую культуру является ведущей гарантией массового соблюдения требований правовых предписаний.

2. Правосознание  выполняет важные функции в  процессе применения правовых  норм должностными лицами. Трудно  представить случай применения юридической нормы вне контекста правосознания судьи, прокурора, следователя и др. Должностные лица обязаны понять, уяснить, разобраться в смысле права, его требований и дозволений. Без развитого правосознания сделать это невозможно.

Роль  правосознания возрастает при вынесении  решения по делу. Так, при назначении наказания, в целом определении  меры уголовной ответственности  суд, руководствуясь законом и своим  правосознанием, учитывает характер и степень общественной опасности  деяния и деятеля, особенности личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие его вину (ст. 60 УК РФ).

Информация о работе Понятие и структура правосознания. Роль правосознания в правотворчестве и реализации права.