Понятие и структура правосознания на примере современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 02:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в проведении комплексного анализа категории правосознания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать понятие правосознания.
2. Охарактеризовать правовую психологию и изучить составляющие правовой идеологии.
3. Изучить особенности современного российского правосознания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………......3
1. Понятие и структура правосознания…………………………………………………..5
1.1 Понятие правосознания…………………………….……………………………….5
1.2 Правовая идеология и правовая психология как структурные элементы правосознания……………………………………………………………………………………...10
2. Правосознание в современной России……………………………………………….15
2.1 Проблемы формирования правосознания в современной России……………..15
2.2 Пути повышения правосознания граждан России…………………………..…..21
Заключение…………………………………………………………………………………25
Список использованной литературы……………………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

Курсовая.Правосознание.docx

— 73.37 Кб (Скачать)

Кроме того, Лукьянова Е.А. подчеркивает, что усиление указного права в последнее время свидетельствует о том, «насколько глубоки в нашем правосознании исторические корни и живучи национальные стереотипы поведения15».

Другая проблема российского правосознания заключается в том, что в сознании российских граждан законодательству, позитивному праву отводится лишь теоретическая роль, а основная роль отводится воле тех или иных должностных лиц. Как следствие, чрезвычайно широко распространено соблюдение различных подзаконных актов, ведомственных инструкций, даже если они противоречат законам, так называемое телефонное право. Это характерно и для современной России, и, как пишет Степин В.С., для советского периода16.

Но истоки этой проблемы уходят еще дальше в прошлое. Существует мнение, что особенность российского  правосознания заключается в  том, что россияне имеют специфическое  понятие о равенстве граждан, и могут признавать неравенство  справедливым.

Так, один из проповедников монархического государства и монархического правосознания, И.А. Ильин, утверждал одним из принципов государства принцип неравенства. Он полагает, что люди не равны по своей природе и уравнять их никогда не удастся. Также он высказывает мнение, что провозглашаемое республиканцами равенство неприемлемо для России, т.к. «монархическое правосознание склоняется к признанию того, что люди и перед лицом Божиим, и от природы разнокачественны, разноценны и потому естественно должны быть не равны в своих правах»17.

Еще одна особенность российского  правосознания проявляется в  соотношении общества и индивида. Для российского общества характерна соборность, в отличие от западного, где господствует идеал индивидуализма. В 21 в. эта особенность проявляется не столь явно, как в 19-20 вв., но, тем не менее, она до сих пор сохраняется.

В связи с вышеизложенной идеей соборности находятся и стереотипы российского правосознания в отношении проблемы частной собственности. Как известно, в западной идеологии неприкосновенность частной собственности признается краеугольным камнем правопорядка. В России же исторически сложилась совершенно другая ситуация, т.к. традиционно лишь небольшие слои населения заботились этим вопросом.

Реформаторы 90-х годов  упустили из виду именно эти особенности российского правосознания. Не было учтено, что российская правовая культура традиционно базируется на солидарности, ответственности, обязанностях по отношению к обществу, группе, коллективу, а право собственности традиционно не играет той роли, которая ему присуща в западной системе. Как пишет В.В.Сорокин, «персоноцентристский тип правовой культуры возможен в обществе, обладающем высокой степенью стабильности и высоким уровнем общей культуры, а также при более или менее справедливой системе распределения материальных благ»18. Искусственное же его насаждение в России в краткие сроки и без корректировки правосознания, без соответствующего механизма социальной поддержки и адаптации привело к глубокому экономическому и социальному расслоению российского общества. Произошли сдвиги  в системе ценностных ориентаций  граждан, появились негативные явления в правовой сфере. Среди таких негативных явлений можно назвать социальную напряженность, низкую правовую активность, правовой нигилизм.

Заметим, что многие специалисты считают разумным рассматривать правовой нигилизм как характерную особенность российского правосознания. Еще Б.А. Кистяковский писал: «широкими кругами нашего общества право до сих пор не признавалось и не признается самостоятельной силой, регулирующей, направляющей, созидающей различные формы личной и общественной жизни, каковой оно является по своему подлинному существу»19.

В связи с этим у российских граждан сформировалось неуважительное, а порой и негативное отношение к государственной власти. Такое отношение обусловлено, во-первых, неспособностью правоохранительных органов государства преодолеть многочисленные нарушения законности, в том числе посягательства на собственность граждан, а во-вторых, тем фактом, что многие из таких нарушений были в той или иной степени инициированы и самими государственными органами (речь идет об особенностях приватизации, обесценении сбережений граждан и т.п.).

Сафонов В.Г. по этому поводу высказывает мнение, что не низкий уровень правосознания вместе с рядом других факторов тормозит процесс построения любого правового государства, а напротив, либеральная идеология с ее переоценкой роли частной собственности и недооценкой роли государственного (в том числе правового) регулирования умножает число маргинальных личностей, психологически неустойчивых, надломленных, утративших какие-либо ценностные ориентации, т.е. оказывает отрицательное воздействие на формирование высокого уровня правосознания граждан20.

Приведенные выше особенности  правосознания российских граждан являются, по большому счету, мнением, гипотезами, явившимися результатом исследований и наблюдений, проведенных отдельными учеными-правоведами и культуроведами, политологами. Но лишь постольку, поскольку такое мнение существует, правовая мысль уже должна с ним считаться, поскольку оно тоже в определенной степени формирует общественное правосознание21.

Представляют интерес  взгляды на правосознание современного правоведа Сорокина В.В., который  считает главной проблемой российского  правосознания отсутствие творческого воспитания своего собственного и неповторимого правосознания, укорененного в сознании и психологии российского народа, в его традициях22.

Таким образом, в правосознании российских граждан были сформированы следующие специфические особенности:

    • традиционное отношение к главе государства на основании авторитета личности, а не просто как к субъекту права;
    • признание за позитивным правом теоретической роли, а за должностными лицами – практической;
    • соотношение общества и индивида на основе соборности;
    • специфическое  отношение к частной собственности;
    • неверные представления о праве (например, лишь как о средстве наказания и разрешения конфликтов), отождествление права с законом23;
    • неуважительное отношение к праву  и т.д.

Данные особенности сформировались под воздействием условий, которые  были перечислены выше, и они вступают в противоречие с правовыми основами государства. Построение правового демократического государства, как известно, сопряжено с процессом формирования гражданского общества, что невозможно в таких условиях. Потому специфика правосознания российских граждан должна быть учтена при разработке направлений государственной политики России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Пути повышения правосознания российских граждан.

Правосознание граждан современной  России крайне неоднородно и деформировано. В сложившихся условиях необходимо повышение уровня правосознания  российских граждан. Данным вопросом озабочены  не только теоретики права, философы, но и Правительство РФ.

Среди основ формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан можно выделить социальный мир, гражданское согласие, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека.

Одной из важнейших элементов работы по искоренению нигилизма, социальной апатии и других негативных явлений являются активные меры по правовому воспитанию граждан.

Воспитание правосознания  тесно взаимосвязано с началами нравственности, демократического сознания всех граждан, с процессом повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. Однако актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии. Очевидно, что демократия, законность, права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных и правовых формах означает такой вариант поведения лица, в которых реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталось бы с уважением интересов других людей, общества, государства24.

Воспитание правосознания, как известно, начинается с усвоения нравственных ценностей в семье, школе, в духовном общении. В правовом воспитании большая роль принадлежит художественной литературе и средствам массовой информации, и оно ограничивается не формированием позитивного отношения к праву и закону, а правовой активностью личности и формированием правовой культуры личности. Правовая культура личности выражается в овладении ею основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры.

В теории и методике правового  воспитания выделяется иерархия целей  в деятельности, направленной на формирование комплекса специфических качеств  личности в правовой сфере жизнедеятельности, которая состоит из 3 элементов:

1. формирование системы  правовых знаний;

2. формирование правовой  убежденности;

3. формирование мотивов  и привычек правомерного социально  активного поведения.

Исходя из этого, под  правовым воспитанием понимается формирование установки на согласование своих ожиданий, устремлений с интересами и ожиданиями общества. А также убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом. Правовое воспитание призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями, интересами и ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в нашей правовой системе.

Развитие правового сознания гражданина, общества способствует преодолению  отсталых взглядов, отклоняющегося поведения  людей, предотвращению случаев произвола  и насилия над личностью. Внесение научно-обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью  являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское  общество и правовое государство25.

В связи с рассматриваемым вопросом следует заметить, что 4 мая 2011 г. Президентом РФ был утвержден следующий правовой документ: «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан».

В «Основах» определены принципы, основные направления и содержание государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания российских граждан, а также поставлены главные задачи в этой сфере - формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиций безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности, а также преодоление правового нигилизма в обществе.

В главе 12 «Основ» обозначены факторы, влияющие на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения. На основе этого сформулированы цели государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, а именно:

    • формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;
    • повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомлённости и юридической грамотности;
    • создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;
    • внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.

Также в данных Основах  предусмотрены следующие направления  государственной политики:

    • правовое просвещение и правовое информирование граждан;
    • развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения;
    • совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных кадров в области права;
    • преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан;
    • совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов;
    • совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи.

Вышеперечисленными методами государство пытается решить проблему повышения правосознания российских граждан.

В свою очередь, я считаю, что данный документ отражает современные реалии российского правосознания. После проведения политических мер по намеченным направлениям должна произойти реализация поставленных целей. Но делать выводы о конкретных результатах государственной политики в сфере правового воспитания граждан будет целесообразно только по происшествии более длительного срока времени.

Заключение.

В данной работе мы выяснили, что правосознание, как совокупность представлений и знаний о существующих ранее и действующих в настоящее время взглядах на сущность права, правовых нормах, правовых идеях, правовых отношениях и их субъектах, а также представлений и тенденции их дальнейшего развития, достаточно сильно влияет на общественную жизнь и поведение людей. Это объясняется тем, что правосознание является одним из средств воздействия на общественные отношения, и потому включается в механизм правового регулирования на всех его стадиях.

Также мы дали характеристику таким структурным элементам  правосознания, как правовая психология и правовая идеология, в свою очередь, рассмотрели их структуру и выделили общие и различные черты. Мы пришли к выводу, что в единстве эти две сферы правосознания всесторонне отражают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь общества.

Кроме этого, мы выяснили, какие специфические особенности присущи российскому правосознанию и в силу каких причин. Также в данной работе были намечены пути правового воспитания граждан, как важнейшего элемента работы по искоренению нигилизма, социальной апатии и других негативных явлений. В данной работе рассмотрены направления государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан и цели этой политики.

Информация о работе Понятие и структура правосознания на примере современной России