Понятие и структура правосознания на примере современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 02:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в проведении комплексного анализа категории правосознания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать понятие правосознания.
2. Охарактеризовать правовую психологию и изучить составляющие правовой идеологии.
3. Изучить особенности современного российского правосознания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………......3
1. Понятие и структура правосознания…………………………………………………..5
1.1 Понятие правосознания…………………………….……………………………….5
1.2 Правовая идеология и правовая психология как структурные элементы правосознания……………………………………………………………………………………...10
2. Правосознание в современной России……………………………………………….15
2.1 Проблемы формирования правосознания в современной России……………..15
2.2 Пути повышения правосознания граждан России…………………………..…..21
Заключение…………………………………………………………………………………25
Список использованной литературы……………………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

Курсовая.Правосознание.docx

— 73.37 Кб (Скачать)

   

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ  РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ПРАВА

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Теория  государства и права»

Понятие и структура правосознания (на примере современной России)

 

 

Студент

гр. БЮП-11-03                    ____________       Сергиенко Э.Э.

Руководитель

доцент                                  ____________      Овчинников С.Н.

 

 

Владивосток 2012

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………………......3

1.   Понятие и структура правосознания…………………………………………………..5

    1.1 Понятие правосознания…………………………….……………………………….5

    1.2 Правовая идеология и правовая психология как структурные элементы правосознания……………………………………………………………………………………...10

2.   Правосознание в современной России……………………………………………….15

      2.1 Проблемы формирования правосознания в современной России……………..15

     2.2 Пути повышения правосознания граждан России…………………………..…..21

Заключение…………………………………………………………………………………25

Список использованной литературы……………………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Состояние правосознания  любого общества является важным показателем степени зрелости конкретной исторической системы права. Как известно, между эффективностью преобразований в государстве и обществе и уровнем правосознания граждан существует прямая зависимость. Это объясняется тем, что именно от уровня правосознания зависит то, насколько активно и осознанно будут участвовать в процессе данных преобразований все социальные группы.

Успешное решение задач в экономической, политической, социальной и других сферах жизни общества невозможно без повышения уровня правосознания каждой личности. Кроме того, необходимо воспитание у граждан глубокого уважения к закону, а также формирование готовности непосредственно и активно участвовать в претворении положений правовых норм в реальность.

Исходя из этого, можно  рассматривать правовое сознание как одну из важнейших предпосылок и условий для формирования у каждой личности готовности к активному и юридически значимому поведению. В свою очередь, уровень развития правосознания общества служит показателем становления правового государства и одним из его важнейших признаков.

Как известно, в настоящее время идет процесс построения правового государства в России.  И в этом процессе значительную роль играет именно правосознание российских граждан, которое в настоящее время находится в крайне неоднородном и тяжелом состоянии.

Всем вышесказанным и  объясняется актуальность выбранной  мною темы.

Заметим, что данная тема на протяжении многих лет привлекала к себе пристальное внимание многих правоведов. Например, стоит отметить таких ученых, как Алексеев С.С., Комаров С.А., Лазарев В.В., Малько А.В., Марченко М.Н., Матузов Н.И., Перевалов В.Д., Погребной И.М., Хропанюк В.Н. и многих других.

Кроме того, представляют интерес труды многих представителей философской и политико-правовой мысли, посвященные проблеме правосознания. В этом ряду можно особо выделить следующих деятелей: И.А. Ильин, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, B.C. Соловьев и т.д.

Таким образом, в настоящее время тема, посвященная проблеме правосознания, является достаточно хорошо изученной, несмотря на то, что по многим вопросам ученые так и не приходят к единому мнению.

Цель работы заключается в проведении комплексного анализа категории правосознания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

1. Проанализировать понятие правосознания.

2. Охарактеризовать правовую психологию и изучить составляющие правовой идеологии.

3. Изучить особенности современного российского правосознания.

4. Рассмотреть пути повышения уровня правосознания в современной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие, структура и виды  правосознания.

1.1 Понятие правосознания.

Анализируя правосознание, необходимо для начала понять, что  оно собой представляет.

Словарь русского языка содержит лаконичное определение понятия  правосознания: «сознание необходимости  поддерживать правовые нормы для блага человеческого общества1».

Вообще существует множество определений понятия правосознания, которые дают общее представление о природе рассматриваемого предмета, о сущности объекта и субъекта правосознания.

Определения понятия правосознания  можно условно разделить на три группы: первые в качестве предмета правосознания выделяют право, другие – правовую жизнь или правовую действительность, а третьи – юридическую действительность.

Рассмотрим эти группы, начиная с первой. Так, в определении правосознания, данным Т.В. Синюковой, объектом отражения является право - действующее или желаемое. Она приводит следующее определение: «правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву2». Но если рассматривать правосознание через категорию права, определение будет расплывчатым, т.к. до сих пор среди правоведов не сложилось единого понимания о природе права.

Н.Г. Александров понимает правосознание как «совокупность  распространенных в обществе теорий, идей, взглядов и представлений, выражающих отношение людей к праву, а  также к поведению людей, ценности общественных учреждений с точки  зрения этих представлений о праве»3. Однако неточность толкования определения правосознания сохраняется, так как автор говорит об отношении к праву.

Ко второй группе можно  отнести высказывание В.Н. Марченко, трактующим правосознание как «отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, социальной группы, личности4». В качестве объекта отражения автор называет правовую жизнь, действующие правовые отношения и установления, а также идеи о желаемых изменениях в праве. Это делает даваемое им определение правосознания шире и конкретнее, чем определения первой группы авторов. Но и это высказывание нельзя считать корректным, потому как понятие «правовая жизнь» является еще более абстрактным, чем понятие «право».

Н.Л. Гранат считает, что правосознание  «представляет собой сферу или  область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических  знаний и оценочных отношений  к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и  ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в  юридически значимых ситуациях5». В этом определении объектом отражения права является «правовая действительность», которая также не имеет однозначного толкования.

В.М. Корельский и В.Д. Перевалов правосознание определяют как «совокупность правовых представлений, чувств, убеждений, оценок, выражающих субъективное отношение индивидов, социальных групп и общностей к действующему или желаемому праву, другим явлениям правовой действительности, к поведению людей в сфере правового регулирования6». Приведенная позиция также имеет недостаток – при определении предмета правосознания через право и правовую действительность допускается неточность толкования, уже рассмотренная выше.

К третьей группе можно  отнести понятие Л.И. Спиридонова. Он определяет правосознание как «отражение в коллективном сознании юридической действительности, воспринимаемое сквозь призму должного, опосредованное другими формами общественного сознания». Л.И. Спиридонов под объектом отражения подразумевает юридическую действительность и справедливо уточняет то, что отражение это зависит от существующих в обществе культурных и нравственных норм, экономического и политического сознания. Использование понятия «юридическая действительность» без толкования через право, является более корректным. Однако, представление о правосознании, отображающем только существующую правовую данность, без обращения к прошлому или будущему, делает сознание  пассивным, что умаляет значимость рассматриваемой категории.

Приведенные определения  обладают некоторыми недостатками. Во-первых, все авторы в качестве объекта отражения признают действующее или желаемое право (юридическую действительность и т.п.), забывая о прошлом. Между тем именно ранее существующие представления, знания о праве, нормативных актов и формируют традиции правового мышления, определяют действующее и будущее правосознание общества. Во-вторых, отсутствует единство взглядов на предмет правосознания и на его носителя.

Однако большинство ученых сводится к мнению, что предметом отражения правосознания являются реальные общественные отношения, которые требуют правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Специфика отражения правосознания заключается в том, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п. Все они в совокупности подвергаются анализу и оценке. Следовательно, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений общественной жизни, которые объективно нуждаются в правовой регламентации. На основе правовых установок и ценностных ориентаций, сопоставления своего поведения с правовыми установлениями осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.

Правосознание является неизбежным спутником права, т.к. существование права нераздельно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических предписаний до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание людей7. В то же время и воздействие права на общественные отношения также осуществляется через волю и сознание граждан. Все это в совокупности вызывает к жизни известный комплекс правовых представлений, чувств, настроений, переживаний, взглядов.

Право как социальное явление  вызывает то или иное отношение к  нему людей, которое может быть положительным, когда человек понимает необходимость и ценность права, или же отрицательным, когда человек считает право бесполезным и ненужным.

Люди в той или иной форме выражают своё отношение ко всему, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права). Это отношение может быть рациональным и разумным или эмоциональным, на уровне чувств и настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть присуще одному человеку или группе людей.

Правосознание обычно не существует в «чистом» виде, т.к. оно тесно связано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями, когда люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами.

Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества8.

Правосознание тесно связано с философскими теориями, идеологическими воззрениями и религиозными доктринами. Некоторые мыслители считали, что нормы права, их обязательность и принудительность живут только в сознании людей, и поэтому рассматривали право как сугубо психологическое явление (Л. Петражицкий). Другие подчеркивали внешнюю принудительность права как внешнего средства регулирования свободы человека (И. Кант, Г. Гегель). Третьи считали право классовым регулятором общественных отношений (К. Маркс, В.И. Ленин). Четвертые признавали за правом роль оформителя и гаранта естественных прав человека (Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо).

Кроме этого, представляют немалый интерес взгляды на правосознание русского правоведа И.А. Ильина. Правосознание понимается Ильиным как «естественное чувство права и правоты», как «особая духовная настроенность инстинкта», как «особого рода инстинктивное правочувствие» — как некая универсалия, имеющая и формально-юридическое, и естественно-правовое измерение. Правосознание не тождественно «законосознанию» и не сводится только лишь к правильному усвоению гражданами норм позитивного права. Кроме того, он считал, что форма правления в государстве определяется, прежде всего, правосознанием народа, монархическим или республиканским. И. А. Ильин подчеркивал, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других.

Итак, исходя из вышеперечисленных позиций, можно определить правосознание как совокупность представлений и знаний о существующих ранее и действующих в настоящее время взглядах на сущность права, правовых нормах, правовых идеях, правовых отношениях и их субъектах, а также представлений и тенденции их дальнейшего развития.

Также важно отметить, что правосознание достаточно сильно влияет на общественную жизнь и поведение людей. Это объясняется тем, что правосознание является одним из средств воздействия на общественные отношения, и потому включается в механизм правового регулирования на всех его стадиях.

Информация о работе Понятие и структура правосознания на примере современной России