Понятие и структура правосознания на примере современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 02:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в проведении комплексного анализа категории правосознания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать понятие правосознания.
2. Охарактеризовать правовую психологию и изучить составляющие правовой идеологии.
3. Изучить особенности современного российского правосознания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………......3
1. Понятие и структура правосознания…………………………………………………..5
1.1 Понятие правосознания…………………………….……………………………….5
1.2 Правовая идеология и правовая психология как структурные элементы правосознания……………………………………………………………………………………...10
2. Правосознание в современной России……………………………………………….15
2.1 Проблемы формирования правосознания в современной России……………..15
2.2 Пути повышения правосознания граждан России…………………………..…..21
Заключение…………………………………………………………………………………25
Список использованной литературы……………………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

Курсовая.Правосознание.docx

— 73.37 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Структура правосознания.

Структура – это внутренняя организация целостной системы, представляющая собой специфический  способ взаимодействия образующих ее компонентов. Структура всегда выступает как совокупность элементов и их взаимосвязей, как упорядоченность и организованность системы, как характер, способ связи элементов.

Безусловно, в реальной жизни  правосознание проявляется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании способствует лишь понимаю его роли и места в жизни человека и общества9.

В отечественной правовой науке первым монографическим исследованием  структурных элементов правосознания была работа И.Е. Фарбера10.

Ученые выделяют в структуре правосознания два основных элемента: правовую психологию и правовую идеологию. Рассмотрим их подробнее.

Правовая  психология – это оценки, чувства, переживания, традиции, привычки, эмоции и настроения людей по отношению к правовой действительности. Правовая психология является базовой ступенью правового сознания, она происходит на эмпирическом уровне и независимо от деятельности человеческого мозга.

Правовая психология также имеет свою структуру, в которую входят:

    • Правовые чувства

Правовые чувства являются самой изменчивой частью правовой психологии и выступают как эмоциональная сторона правовой психологии. Они всегда связаны с отношением людей к праву, законности, с одобрением правовых действий или негодованием по отношению к ним, с доверием или недоверием к правовым установлениям и всей юстиции. Правовые чувства являются реакцией  на какие-нибудь события и факты правовой жизни общества. Они выступают всегда как психические переживания, и возникают в сознании человека по поводу того или иного общественного отношения, регулируемого правом. Правовые чувства имеют относительно самостоятельное значение, поскольку в них выражается в эмоциональной форме отношение людей к поступкам и действиям, регулируемым нормами права.

    • Правовые настроения

Они могут побуждать людей  к правовой деятельности, к соблюдению и уважению права, или же вести  к его нарушению. Правовые настроения накладывают существенный отпечаток на все поведение людей, носят более массовый характер, чем правовые чувства,  являются более устойчивыми, и проявляются в меньшей мере. Правовые настроения могут выступать не только как отдельный элемент, но и как состояние правовых чувств, связанное с определенным поведением людей. Правовые настроения бывают оптимистическими и пессимистические11.

    • Правовые представления

Каждый человек имеет определенные представления о праве, правосудии, законности, преступлении, наказании и др. Этот элемент правовой психологии имеет очень большое значение для реализации норм права, потому что если у индивида складывается неправильное представление о праве, это не будет способствовать дальнейшему развитию его представления о праве в целом. Это произойдет, поскольку индивид перестанет интересоваться правом, считая, что он все знает о нем.

Также в правовой психологии наряду с чувствами, настроениями, представлениями имеются и другие элементы, к которым относятся правовые эмоции и правовые навыки. Правовые эмоции – это выражение отношения субъекта к отражаемой действительности в форме положительного, отрицательного или смешанного проявления. Правовые навыки – сложившиеся стереотипы правового поведения.

Правовая психология имеет  своей особенностью то, что она возникает всегда как массовое правосознание и является продуктом непосредственной деятельности социальных общностей. Это имеет место в различных видах правовой деятельности людей: в правовом творчестве, в применении и исполнении права.

Теперь рассмотрим  вторую структурную единицу правового сознания, а именно правовую идеологию.

Правовая  идеология – это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий, суждений, осуществляемое на рациональной основе, т.е. связано с логическим мышлением, с его формами, а не с чувственным опытом. Правовая идеология представляет собой систематизированное ядро всего общественного правосознания. В ней отражаются и обосновываются интересы, потребности, задачи общественного развития и роль государственно-правовых средств в этом процессе.

Основными признаками правовой идеологии являются: во-первых, концептуальное осмысление и выражение коренных интересов и целей данного  общества; во-вторых, выработка ее идеологами; в-третьих, целеустремленная направленность правовой идеологии к реализации своих возможностей через различные  формы сознания, чтобы стать мотивом  практической деятельности общества, народа. Правовая идеология, в отличие от правовой психологии, является не непосредственным продуктом общества, а результатом сознательной, целеустремленной и организованной деятельности теоретиков права.

Правовая идеология также имеет свои элементы, к которым относятся понятие, суждение, умозаключение, принцип, теория, концепция и т.д. Большинство определений этих элементов можно найти в формальной логике, что подчеркивает теоретический характер правовой идеологии.

Ценность правовой идеологии  заключается, прежде всего, в том, что  она содержит положения о закономерностях  возникновения, функционирования и  развития государства и права. Этим она оказывает активное влияние на правотворческую и правоприменительную деятельность государства.

Я считаю, что в  данном вопросе следует раскрыть отличия  и взаимосвязь правовой идеологии  и правовой психологии.

Итак, первое отличие проявляется в том, что правовая психология отражает правовую действительность не как систему, а как определенный набор не связанных между собой фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология наоборот, отражает правовую действительность как системное целое.

Второе отличие состоит  в том, что правовая психология отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне тех фактов, которые воспринимает субъект. А правовая идеология – на уровне присущей ей закономерностей, выходя за рамки жизненного опыта субъекта.

К третьему отличию можно  отнести то, что правовая психология быстрее реагирует на изменения в правовой действительности. Это происходит потому, что субъект эти изменения испытывает непосредственно на себе. Правовая же идеология медленнее реагирует на изменения в правовой сфере, потому что для их глубокого изучения требуется время12.

Взаимосвязь правовой идеологии  и психологии проявляется в следующем. Во-первых, если правовая идеология  отделяется от правовой психологии, то она лишается своей эмпирической базы, и без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальной жизни. Во-вторых, если правовая психология отделяется от правовой идеологии, то правовое сознание индивида никогда не выйдет из рамок своего опыта и не сможет объяснить те факты, с которыми сталкивается правовая психология. В-третьих, правовая психология – наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой психологии, то они обречены на гибель и неисполнение.

Некоторые ученые помимо правовой психологии и правовой идеологии  выделяют в структуре правосознания  следующие элементы:

    • индивидуальные знания о праве (уровень правовых знаний каждого человека, которое влияет на восприятие права в целом и отдельных правовых явлений);
    • личностные ценности индивида (личный опыт человека, его убеждения, опираясь на которые, он производит оценку правовых явлений);
    • субъективная воля индивида (способность личности на основании своих знаний и чувств принимать решения, которые будет определять его поведение с точки зрения правомерности или неправомерности).

Подводя итоги, нужно отметить, что основными структурными элементами правосознания являются правовая психология и правовая идеология.  Правовая психология, будучи продуктом непосредственной деятельности общества, возникает как массовое правосознание и проявляется в правовом творчестве, в применении права и его исполнении. Правовая идеология содержит в себе положения о закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права и этим оказывает влияние на правотворческую и правоприменительную деятельность. В единстве эти две сферы правосознания всесторонне отражают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правосознание в современной России

2.1 Особенности формирования правосознания в современной России

В современной государственной  политической и правовой идеологии  в России в качестве главного направления избрана концепция правового государства. Эта концепция опирается  на систему ценностей, сформировавшуюся в цивилизованных западных странах. Данная система предполагает индивидуальную свободу, личную ответственность, демократический характер отношений граждан и власти, справедливость и равенство возможностей и неприкосновенность частной собственности.

Такая система ценностей  на протяжении нескольких столетий формировалась в западных странах, и она обусловлена историческими особенностями их политического устройства, религии и всей организации общества.

Между тем, Россия в этом отношении традиционно отличалась от этих стран во многих аспектах. Безусловно, влияние западной культуры, начавшееся с конца 17-го века, наложило свой отпечаток и на российскую самобытность. Но даже после коренного перелома конца 20-го века российское общественное сознание обладает достаточно устойчивыми самобытными духовными стереотипами, определяющими понимание мира, способы жизнедеятельности, связь личности и общества, личности и государства. Существует мнение, что именно благодаря устойчивым представлениям российского народа о взаимной ответственности и справедливости России в переходный период удалось сохранить относительный правопорядок, когда обыденное правосознание граждан оказалось выше, чем правосознание государственного аппарата и реформаторов13.

Рассмотрим основные культурно-исторические и политико-правовые особенности  российского правосознания, которые должны учитываться в процессе разработки правовой идеологии и формирования правового государства.

Наиболее крупный пласт политических и правовых стереотипов в российском правосознании связан со структурой государственной власти и ролью личности главы государства.

Во-первых, глава государства  в России традиционно не воспринимается как гражданин, как субъект права. Это объясняется тем, что на протяжении многовековой истории России иерархия государственной власти строилась на безусловном и абсолютном подчинении всех индивидов какому-либо одному лицу (царю, императору, «вождю»). Это лицо олицетворяло всю правовую систему и могло «стоять» только над ней.

Специфика российского правообустройства традиционно строилась на авторитете личности, олицетворяющей сильную и справедливую власть. Существует также мнение, что этот феномен связан с глубокой религиозной подоплекой российского правосознания, поскольку она имеет в основе также авторитет всесильного и справедливого Творца. Как известно, царь (император) в дореволюционной России выступал не только как орган, институт власти, но как посланник от Бога.

В российской правовой действительности такая персонализация государственной власти характерна и до настоящего времени. Потому она и ведет к централизации власти. Как показывает история, самую высокую популярность имели именно те главы государства, которые представляли сильную централизованную власть. Децентрализация власти традиционно рассматривается как слабость государства, даже если такие процессы происходят под лозунгом демократии и либеральности.

Другим следствием этого  феномена является структурное изменение  государственной власти, отказ от принципа разделения властей. Конечно, на современном этапе этот принцип  официально не отвергается, поскольку  он заложен в статье 10 Конституции РФ. Однако на практике он не является реализованным в полной мере.

Некоторые ученые также полагают, что для России вплоть до нашего времени характерен принцип «указного  права». Этим термином подчеркивается то, что нормотворческая деятельность главы государства формирует правовую действительность таким образом, что зачастую вступает с ней в противоречия и приводит к юридическим коллизиям. Особенно подробно и интересно данный вопрос был исследован Лукьяновой Е.А14.

 Ею было высказано то, что именно феномен указного права привел к вечной российской проблеме расширительного понимания закона и двойной трактовке термина «законодательство», что, как она действительно справедливо заметила, вносит серьезную путаницу в иерархию нормативных актов и приводит к проблемам в правоприменительной практике. Кроме того, она имеет основания полагать, что разработчики Конституции РФ 1993 г. с целью обеспечить Президента РФ широкими правотворческими допустили умолчания о «необходимости контрассигнации указов, об их недействительности без утверждения парламентом, о процедуре разрешения коллизий между законом и указом».

Информация о работе Понятие и структура правосознания на примере современной России