Понятие и признаки государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение содержание понятия государства, а также раскрытие его признаков.
Руководствуясь мнениями различных политологов, историков, философов и правоведов, мы поставили перед собой следующие задачи на выполнение курсовой работы:
рассмотреть разнообразные подходы к понятию государства, провести их сравнительный анализ

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие государства 5
1.1 Формационный и цивилизационный подход к понятию государства. 5
1.2 Многообразие определений государства 13
Глава 2. Признаки государства 19
Заключение 27
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

Понятие и признаки государства.docx

— 66.16 Кб (Скачать)

Знаменитый  римский оратор, государственный  деятель и мыслитель Цицерон (106-43 до н.э.) рассматривал в качестве одного из основных признаков государства дело, «достойное народа». Причем под народом им понималось не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов [14, c. 38].

Выдающийся  мыслитель эпохи Возрождения  Н. Макиавелли видел признак государства  в политическом состоянии общества. Заключалось оно, говоря кратко, в установлении и поддержании отношений между властвующими и подвластными, в наличии органов юстиции и законов, а также в существовании с тем или иным образом организованной политической власти [27, c. 156].

В научном плане понятие, отражающее общие основные признаки государства, позволяет, прежде всего, вскрыть отличия любой государственной организации общества от его негосударственных организаций, от других частей политической системы общества. Такие признаки представляют собой определенный, относительно неизменный каркас государственной организации человеческого общества, который по мере общественного развития наполняется новым содержанием, теряет отжившие и приобретает новые структуры и функции.

Представители социологического определения понятия государства выделяют три его признака:

совокупность людей – народ;

господствующую над ними власть;

территорию как предел действия этой власти.

Во взаимосвязи  эти признаки образуют понятие о государстве как соединении людей под одной властью в пределах определенной территории.

В то же время, отмечают Шершеневич и Кокошкин, каждый из характерных признаков государства сам представляет сложное понятие и поэтому требует самостоятельного исследования [27, c. 186]. Марксистский взгляд на признаки государства, которые отличают его от организации общественной власти в родовом строе, изложены Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В главе «Варварство и цивилизация» автор выделяет следующие общие основные признаки, присущие государственно-организованному обществу:

разделение подданных государства по территориальным единицам;

учреждение особой публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением;

взимание налогов с населения и получение от него займов для содержания аппарата государственной власти [28, c. 96];

Отвлекаясь  от содержательного анализа общих признаков государства, выделенных и обоснованных представителями различных научных направлений, в целом можно сказать, что формально они не противоречат друг другу. Передовая общественная мысль пришла к выводу, что государство в отличие от догосударственной организации власти характеризуется единой территорией, проживающим на ней населением и властью, которая распространяется на население, проживающее на данной территории [13, c. 28].

Однако у  современного государства имеется  ряд основных признаков:

Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны.

Территория государства – своего рода материальная база, без которой оно не может существовать.

В условиях государства  появляется территориальное разделение жителей. Сама система государственной  власти строится на основе соответствующего политико-территориального деления, которое, в свою очередь, организуется государством, чтобы его граждане могли осуществлять свои права и обязанности по месту  своего жительства. Иными словами, благодаря  этому признаку государственная  власть может легко найти любого подданного и потребовать от него выполнения своих общественных обязанностей [26, c. 8-9].

Государственная власть распространяется на все население  в пределах определенной территории. Территориальное разделение населения  в отличие от кровнородственных  связей между членами общества порождает  новый социальный институт – гражданство или подданство, иностранцев и лиц без гражданства. Территориальный признак обусловливает характер формирования и деятельность аппарата государства с учетом его пространственного деления. Возникают центральные и местные органы государства. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов – государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. Территориальный признак опосредованно связан и с федеративным устройством государства, в границах которого проживает население, принадлежащее к различным нациям и народностям. Понятие государственной территории важно не только для деления внутреннего устройства, но и для понимания ряда его конкретных задач и функций. Например, защиты территории государства от нападения извне или расширения своей территории за счет территории других государств [2, c. 113-114].

Под территорией государства обычно понимается пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Составными частями территории государства являются следующие пространства и приравненные к ним объекты. Во-первых, земля и ее недра, образующие сухопутную территорию. Во-вторых, реки, озера, искусственные водохранилища, а также морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория государства). В-третьих, воздушное пространство над сухопутной и водной территорией (воздушная территория государства). В-четвертых, объекты, приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства, и другие принадлежащие государству объекты). Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти и исключает какое бы то ни было вмешательство в дела «своего» общества и государства иностранных властей. В правовых системах различных стран, а также в международном праве общепризнанными являются принципы территориального верховенства, территориальной целостности и неприкосновенности [2, c. 128-129]

Государственную власть, а точнее, аппарат власти и управления вместе с особыми  отрядами вооруженных людей в  литературе нередко называют публичной властью, придавая ей первостепенное значение.

Основываясь на общей теории государства, В.А.Четвернин  делает вывод: власть ограничена необходимостью соблюдения прав человека и власть их попирающая,  осуществляющая террор против своего народа,  не признается государством [26, c. 8-9].

Следует отметить, что в науке  нет одинакового понимания и  однозначного толкования публичной власти. Обычно ее рассматривают в качестве одного из основных признаков государства. Иногда как синоним государства.

Однако, несмотря на подобные расхождения, все авторы едины в том, что наличие публичной власти имеет принципиальный характер для любой государственной организации, в корне отличающей ее от догосударственной, первобытно-общинной организации.

Общественная  власть, возникшая и укрепившаяся в условиях первобытного общества, основанного на материальном и социальном равенстве всех его членов, не могла успешно функционировать на более поздних этапах, в условиях общества, расколотого по материальному и другим признакам на имущие и неимущие классы, социальные слои и группы. Общественная власть неизбежно должна была быть заменена публичной властью, опирающейся на политический по своему характеру аппарат насилия и принуждения [22, c. 15]

Это власть особого  рода: она является политической, или, иначе говоря, государственной властью  и организуется с помощью специального аппарата власти, управления и принуждения. Этот аппарат (механизм) государства  представляет собой систему государственных  органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения различных функций с целью  упорядочения и планомерного развития общественных отношений. В него входят институты законодательной, исполнительной и судебной власти, особый слой людей, занятых на профессиональной основе управлением, а также аппарат принуждения, состоящий из армии, различных служб охраны порядка, разведки и контрразведки, исправительных учреждений [13, c. 73].

Государство тесно связанно с правом. Правовые формы организации жизни общества присущи именно государству. Без права, законодательства, государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны. Будучи официальным представителем всего общества, государство в необходимых случаях проводит в жизнь требования правовых норм с помощью своих специальных органов (судов, администрации и других) [13, c. 79].

Государство обладает монополией на легальное и легитимное применение силы, физическое принуждение. Легальность власти – это юридическое признание права государства на применение принуждения. При этом государство применяет в первую очередь так называемое «легализованное принуждение», это предусмотренные законом принудительные меры в целях наказания или предотвращения нарушений со стороны отдельных лиц, групп или организаций. Принуждение может быть и нелегализованным, связанным, к примеру, с предотвращением государственного переворота. Тогда используются не только правоохранительные органы, но и вооруженные силы государства [13, c. 102].

Если такое  принуждение обусловлено общественной целесообразностью и применяется  в интересах общества, то оно может  быть легитимировано, или, иначе говоря, оправданно в глазах общественного мнения. Легитимность государственной власти связанно с одобрением власти в силу ее привлекательности, авторитета и соответствия представлениям большинства граждан о справедливой и правомерной власти. В результате населения, которое признаёт данную власть, обязано подчиняться ее решениям.

Государство обладает монополией  на правотворческую деятельность.  Только оно издает законы и подзаконные акты, которые общеобязательны для исполнения всеми членами общества и обеспеченны принудительной силой  государственного аппарата [21, c. 284].

Характерным признаком государства являются займы и налоги. Только государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей. Налоги всегда имели важное значение для содержания и развития государства. Они необходимы для содержания государственного аппарата, решения социальных проблем, обеспечения обороны страны. Налоги являются главным источником пополнения казны. В других организациях для удовлетворения потребностей возможен сбор со своих членов  членских взносов [2, c. 108].

Одним из важнейших  признаков государства является суверенитет.

Суверенитет – означает самостоятельность, независимость  государства в осуществлении  им своей политики, как в пределах собственной территории, так и  в международных отношениях при  условии не нарушения суверенитета других государств [22, c. 15].

В мире всегда существовали и существуют государства  с формальным или ограниченным суверенитетом.

Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется. Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей [13, c. 361].

Суверенитет народа означает его верховенство в решении коренных вопросов организации своей жизни – общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономических установлений и осуществления полного и всестороннего контроля за деятельностью государственных органов [13, c. 365].

В большинстве  конституций современных государств содержатся указания на то, что их власть исходит от народа и принадлежит народу. Теоретически государственная власть должна выражать интересы народа и служить народу. Однако практически это далеко не всегда так. Государственная власть и суверенитет порой не совпадают с народной властью и суверенитетом.

Итак, было перечислено и объяснено по большей части основные признаки государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. Однако общеизвестно, что у каждого государства есть свои гимн, флаг, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу и приветствия. Они являются неосновными признаками и как правило, отличаются краткостью, экспрессивностью и легкой произносимостью. Вместе с присущими каждому государству основными признаками они позволяют провести достаточно четкую грань между государственной организацией, с одной стороны, и догосударственной и негосударственной организациями с другой.

Таким образом, можно отметить, что сами по себе признаки еще не дают полного представления о сущности и социальном назначении государства в его историческом развитии. С совершенствованием общественной жизни, самого человека, с ростом его социальной, политической нравственной зрелости изменяется и государство. Его общие признаки, в принципе оставаясь неизменными, наполняются новым, более рациональным содержанием. Обогащается сущность государства, отмирают отжившие и появляются более прогрессивные функции и формы его деятельности, соответствующие объективным потребностям общественного развития.

 

Заключение

 

В курсовой работе была рассмотрена тема «Понятие и признаки государства». Освещались вопросы, касающиеся различных подходов к понятию государства, затронуты основные признаки государства.

В данной курсовой работе были рассмотрены типы государств, согласно двум подходам – формационному и цивилизационному, а также различные понятия государства.

Государство является продуктом развития общества и с момента своего возникновения  развивается вместе с ним. По мере усложнения процессов общественного  развития совершенствуется и государство. Однако понятие государства в  теоретической литературе по сей  день является сложным и многоаспектным.

Информация о работе Понятие и признаки государства