Понятие и правовой статус органа исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место. Они являются самой многочисленной разновидностью коллективных субъектов административного права, наделенных государственной компетенцией, которая по своему объему самая обширная по сравнению с компетенцией других субъектов административного права. статус орган исполнительный власть

Содержание

Введение
1. Понятие и правовой статус органа исполнительной власти
2. Виды и системы органов исполнительной власти, организационные и правовые основы ее построения
3. Местные органы исполнительной власти
Заключение
Задача
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Исполнительный  комитет:

1) разрабатывает  и вносит для утверждения в  Совет схему управления местным  хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан;

2) разрабатывает  и вносит для утверждения в  Совет проекты программ экономического  и социального развития, местного  бюджета, принимает меры по  осуществлению программ и исполнению  местного бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении.

В процессе исполнения местного бюджета исполнительные комитеты вправе вносить в соответствующий  Совет свои предложения об изменениях по доходам и расходам этого бюджета.

Областные и  Минский городской исполнительные комитеты представляют в республиканский орган государственного управления в области финансов консолидированные бюджеты на очередной финансовый (бюджетный) год и отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий финансовый (бюджетный) год в порядке и сроки, установленные этим органом;

3) обеспечивает  на соответствующей территории  соблюдение Конституции Республики  Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики  Беларусь, выполнение решений Совета  и решений вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции;

4) организует  получение доходов местного бюджета  и их использование по целевому  назначению, принимает решения о  выпуске местных ценных бумаг  и проведении аукционов;

5) распоряжается  коммунальной собственностью административно-территориальной единицы в порядке, установленном Советом;

6) принимает  решения о создании, реорганизации  и ликвидации предприятий, организаций,  учреждений и объединений коммунальной  собственности; в порядке, определенном  соответствующим Советом, утверждает режим работы таких предприятий, организаций, учреждений и объединений, а также согласовывает режим работы других предприятий, организаций, учреждений и объединений независимо от форм собственности, расположенных на подведомственной ему территории, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь; дает согласие на размещение на подведомственной ему территории предприятий, организаций, учреждений и объединений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы;

7) заключает  договоры с юридическими и  физическими лицами;

8) кооперирует  с согласия собственников средства  предприятий, организаций, учреждений  и объединений, организует их  долевое участие в социальном  и экономическом развитии территории;

9) осуществляет  в порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь, контроль на  подведомственной ему территории  за использованием коммунальной  собственности;

10) отменяет  в пределах своей компетенции  решения руководителей иных органов местного управления, принятые с нарушением законодательства Республики Беларусь или противоречащие решениям Совета и исполнительного комитета;

11) образует  по вопросам своей деятельности  комиссии, определяет их полномочия  и руководит их деятельностью;

12) принимает  меры по обеспечению и защите  интересов территории, местного  хозяйства в судебном порядке,  а также в вышестоящих органах  государственного управления и  иных государственных органах;

13) решает в  соответствии с законодательством  Республики Беларусь вопросы землеустройства и землепользования;

14) принимает  решения, направленные на защиту  прав и удовлетворение законных  интересов граждан, организует  прием населения руководителями  исполнительного комитета и его  структурных подразделений, рассматривает обращения граждан и принимает по ним решения;

15) решает в  соответствии с законодательством  Республики Беларусь вопросы  охраны здоровья, образования, социального  и культурного обеспечения, торгового,  транспортного, коммунального, бытового  и иного обслуживания граждан на соответствующей территории;

16) организует  разъяснение законодательства Республики  Беларусь и оказание юридической  помощи населению;

17) обеспечивает  законность и общественную безопасность  на соответствующей территории;

18) оказывает нижестоящим исполнительным комитетам и местным администрациям необходимую помощь;

19) содействует  развитию народных традиций и  обычаев на подведомственной  территории;

20) осуществляет  полномочия, предусмотренные Избирательным  кодексом Республики Беларусь  и иными актами законодательства  Республики Беларусь о выборах,  референдуме, отзыве депутата, а также по организации обсуждения других важнейших вопросов местного и республиканского значения; вносит в установленном порядке предложения о представлении к государственным наградам и поощрениям;

21) может выступать  учредителем местных средств массовой информации;

22) осуществляет  иные полномочия, предусмотренные  настоящим Законом и иным законодательством  Республики Беларусь.

Исполнительный  комитет также решает вопросы, отнесенные к компетенции соответствующего Совета, в пределах полномочий, предоставленных ему Советом или им делегированных.

Исполнительный  комитет не вправе вмешиваться в  компетенцию соответствующего Совета, а Совет - в компетенцию исполнительного  комитета, если иное не предусмотрено  Конституцией Республики Беларусь и  настоящим Законом [4, ст.9].

Отделы и  управления исполкомов -- это местные  органы отраслевой или межотраслевой  компетенции, например, финансовый отдел, отдел социального обеспечения, отдел записи актов гражданского состояния и т.д. Они возглавляются  начальниками или заведующими. Это единоначальные органы. Их руководители принимают управленческие решения в окончательном варианте в пределах своей компетенции.

Поселковые, сельские исполкомы отделов и управлений не имеют.

При исполкомах создаются различного рода комиссии: административные, по делам несовершеннолетних, наблюдательные. Это юрисдикционные и надзорно-контрольные органы, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные взыскания за их совершение и следить за соблюдением правил в области исполнительной и распорядительной деятельности.

Кроме вышеназванных  исполнительных органов, в системе  исполнительно-распорядительных органов  имеются также местные органы государственного управления, которые  организационно не подчиняются исполкомам. Это местные территориальные органы министерства обороны, комитета государственной безопасности, министерства транспорта и коммуникаций, министерства по налогам и сборам и др. Образуются такие местные органы управления в соответствии с действующим законодательством соответствующими министерствами. В своей деятельности по управлению непосредственно подчиненными объектами эти органы сотрудничают с соответствующими исполнительными комитетами.

Особым видом  органов местного управления является местная администрация, она является исполнительным и распорядительным органом на территории района в городе.

Местные администрации  обладают правом юридического лица, входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления [16, с.92].

В состав местной  администрации входят глава местной  администрации, его заместители  и члены местной администрации.

Глава местной  администрации назначается на должность  и освобождается от должности  Президентом Республики Беларусь или  в установленном им порядке. Заместитель (заместители) главы местной администрации назначается на должность и освобождается от должности председателем городского исполнительного комитета. Другие члены местной администрации, а также сотрудники местной администрации назначаются на должность и освобождаются от должности главой местной администрации.

Заседания местной  администрации проводятся ее главой по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие  не менее двух третей членов от установленного состава местной администрации.

Решения местной  администрации принимаются простым  большинством голосов от установленного состава местной администрации.

Структура и  штатная численность местной  администрации утверждаются городским  исполнительным комитетом.

Местная администрация:

1) обеспечивает  на соответствующей территории  соблюдение Конституции Республики  Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики  Беларусь и выполнение решений  вышестоящих исполнительных комитетов и Советов, принятых в пределах их компетенции;

2) разрабатывает  и вносит на рассмотрение городского  исполнительного комитета схему  управления территорией и ее  развития, предложения о структуре  и штатной численности местной  администрации;

3) распоряжается коммунальной собственностью города в пределах полномочий, предоставленных соответствующим городским Советом;

4) организует  получение бюджетных и иных  доходов и осуществляет контроль  за их целевым использованием;

5) кооперирует  с согласия собственников средства предприятий, организаций, учреждений и объединений, организует их долевое участие в социальном и экономическом развитии территории;

6) вносит на  рассмотрение Советов и их  органов, исполнительных комитетов  предложения по всем вопросам  местного значения и участвует в их рассмотрении;

7) организует  работу органов территориального  общественного самоуправления, созывает  собрания, в том числе собрания  уполномоченных представителей  граждан соответствующей территории (далее - собрание уполномоченных), обеспечивает выполнение их решений;

8) обеспечивает  рассмотрение обращений граждан  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь об обращениях  граждан и в пределах своей  компетенции принимает меры для  полного, объективного, всестороннего  и своевременного их рассмотрения;

9) разрабатывает  и вносит на рассмотрение городского  исполнительного комитета сметы  расходов местной администрации,  обеспечивает их исполнение;

10) решает вопросы,  связанные с землепользованием,  в соответствии с земельным  законодательством Республики Беларусь;

11) организует  строительство и ремонт жилищного  фонда, дорог, контроль за содержанием  улиц, кварталов, придомовых территорий;

12) содействует  созданию и функционированию  предприятий по обслуживанию  населения соответствующей территории;

13) решает вопросы,  связанные с укреплением общественного  порядка;

14) организует  контроль за обеспечением противопожарных  мероприятий и безопасности на  водах;

15) решает вопросы  трудоустройства, образования, профессиональной  подготовки, социально-культурного, медицинского, торгового, транспортного, бытового и иного обслуживания граждан, проживающих на соответствующей территории, в пределах и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь;

16) содействует  развитию народных традиций и  обычаев;

17) может выступать  учредителем местных средств  массовой информации;

18) осуществляет  иные предусмотренные законодательством  Республики Беларусь полномочия, предоставленные ей соответствующим  исполнительным комитетом, Советом.

Местная администрация  подотчетна и подконтрольна городскому исполнительному комитету.

Городские Советы по предложению соответствующих  исполнительных комитетов утверждают сметы расходов местных администраций, а также отчеты об их исполнении.

Местная администрация  не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед городским исполнительным комитетом, а также информирует граждан о своей деятельности [4, ст.11].

Таким образом, понятие «органы местного управления»  включает в себя исполнительные местные  комитеты, местные администрации, отделы и управления исполкомов (местных администраций). Данные органы осуществляют исполнительную власть на территории области, района, города, поселка, сельсовета, т.е. осуществляют местное управление как один из видов государственного управления. В обобщенном виде главной задачей их деятельности является решение вопросов местного значения с учетом общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории [16, с.94].

Местное самоуправление - форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Местное самоуправление осуществляется:

непосредственно населением - местные референдумы, собрания (сходы) граждан по месту жительства;

через выборные органы народного представительства (местные Советы депутатов);

посредством органов  территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов).

Информация о работе Понятие и правовой статус органа исполнительной власти